Влияние различных факторов на набухание, определение ИЭТ, коллоидная защита

Цель работы:Приобрести навыки экспериментального определения величины набухания полимеров и изоэлектрической точки (ИЭТ) белков.

Задание: изучить влияние природы растворителя и электролитов на набухание ВМС. Определить ИЭТ ВМС по степени набухания. Наблюдать явление коллоидной защиты.

Оборудование и реактивы: желатин порошкообразный; кусочки резины; толуол; растворы сульфата натрия (c(Na2SO4)=0,5 моль/л и c(Na2SO4)=0,00125 моль/л); рас­твор иодида натрия (c(NaI)=0,1 моль/л); буферные растворы с рН от 1 до 12; гидрозоль гидроксида железа (Ш); 0,1%-й раствор желатина.

Сущность работы:сравнивают объемы образцов полимеров до и после набухания. Сравнивают объемы желатина после набухания в воде и в присутствии различных электролитов. ИЭТ находят графически Dh = f (pH), предварительно определяя изменение объема желатина в результате набухания в растворах с различными значениями рН.

Выполнение эксперимента:

Опыт 1.Изучение влияния природы среды на набухание.

Экспериментальные данные:

Пробирка Полимер Среда Результаты наблюдений
Желатин Вода
Желатин Толуол
Резина Вода
Резина Толуол

По окончании работы толуол выливают в специальную склянку для слива органических растворителей.

?

Вывод:______________________________________________________________________

Опыт 2. Изучение влияния электролитов на величину набухания ВМС.

Экспериментальные данные

Пробирка Среда Высота слоя сухого желатина ho, мм   Высота слоя набухшего желатина h, мм   Степень набухания  
1.   Вода                
2. Раствор Na2SO4)=0 Na2SO4)=0Na2SO4)=0суль фата сульфата Na2SO4) (Na2SO4)=Na2SO4 С=0,00125     мольддддмтмоль/лмоль/л      
3. Раствор NaI С=0,1моль/л

?
во второй пробирке раствор(Na2SO4)=0,5 моль/л

Вывод:______________________________________________________________________

Опыт 3. Определение изоэлектрической точки желатина.

Экспериментальные данные:

Пробирка рH раствора Высота слоя сухого желатина ho, мм   Высота слоя набухшего желатина h, мм   Dh, мм
                 
       
       
         
       
       

Обработка результатов эксперимента:

Для определения ИЭТ желатина строят график зависимости Dh = f (pH).

ИЭТ находят, опустив из точки минимума на кривой перпендикуляр на ось абсцисс.

Температура Т = _______ К

График:

Вывод:______________________________________________________________________

Опыт 4. Наблюдение коллоидной защиты.

Объем гидрозоля гидроксида железа – 5,0 мл

Объем добавляемого водного раствора ВМС – 0,5 мл

Объем добавляемого раствора электролита – 3,0мл

№ пробирки ВМС Концентрация электролита Na2SO4 Наблюдения
желатин 0,0025  
желатин 0,05  
- 0,0025  

Вывод:______________________________________________________________________

Домашнее задание.

1. Какие стадии выделяют в процессе набухания биополимеров?

_________________________________________________

2.Что такое неограниченное набухание? Какая система образуется в результате неограниченного набухания?

________________________________

3. Какой физико - химический процесс лежит в основе 2-й стадии набухания?

________________________________

4. Как объяснить избирательность процесса набухания?

________________________________

5. Что такое ограниченное набухание? Каковы паричины такого набухания и что образуется в результате данного процесса?

____________________________________

6. Чем объясняется выделение теплоты на 1-й стадии набухания? _________________________________________________

7. Как влияет физическое состояние биополимера (стекловидное, эластичное, кристаллическое и т.д.) на процесс набухания?

__________________________________________________

Дата: _________

Занятие № 10

«Молекулярно-кинетические свойства растворов биополимеров».

Целевые задачи:

иметь представление :

- об особенностях броуновского движения и диффузии макромолекул в растворах ВМС;

- о специфике процессов, связанных с переносом ионов ( без изменения их зарядов ) через мембрану;

Надо знать:

1. Уравнение Галлера. Определение молярной массы ВМС осмометрическим методом.

2. Что такое онкотическое давление. Передвижение жидкости между плазмой и межклеточным пространством в зависимости от онкотического и гидростатического давлений.

3. Мембранное равновесие Доннана.

4. Общую характеристику смешанных биополимеров.

5. Расчет коэффициента диффузии по уравнению Эйнштейна.

Блок информации ( по указанию преподавателя):


Сделать следующие задания :

1. Молярная масса биополимера = 600000 г/моль. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, если массовая концентрация полимера равна 6 г/л. Чему равно осмотическое давление такого раствора при 270 С, коэффициент b = 1 Па х м6 х кг-2 .

2. Чему равен радиус белковой частицы, если коэффициент диффузии сывороточного альбумина при комнатной температуре в разбавленном водном растворе соли = 10-12 м2 /с , и молекулы ВМС имеют сферическую форму. Вязкость воды = 0,001 Н.с/ м2

3. Приведите примеры структур, относящихся к гликопротеинам.

4. Напишите основное уравнение мембранного равновесия Доннана и проведите его анализ. С чем связан эффект Доннана и как его снизить?

Домашнее задание.

1.Напишиите уравнение Эйнштейна для расчета коэффициента диффузии и сделайте его анализ:

_________________________________________________

2. Какое уравнение отражает зависимость осмотического давления от концентрации биополимера в растворах?

_________________________________________________

3. Будет ли наблюдаться эффект Доннана, если белок помещен в среду с рН, равной ИЭТ белка?

_________________________________________________

4. Какие процессы регулируют изменение онкотического давления?

_________________________________________________

5. По одну сторону мембраны помещен раствор белка RCl с концентрацией 0,1 моль/л, по другую – раствор хлорида натрия с концентрацией 0,2 моль/ л. Рассчитайте концентрацию хлорид-ионов по обе стороны мембраны после установления равновесия.

_________________________________________________

Дата:_________

Занятие № 11

Тема: «Гели. Структурообразование в растворах биополимеров »

Целевые задачи:

Иметь представление :

- о классификации гелей;

- о свойствах лиогелей;

-о факторах ,влияющих на желатинирование.

Знать:

1. Определения понятия «гель», « студень».

2. Сущность тиксотропии и синерезиса.

3. Процессы диффузии в гелях.

Блок информации ( по указанию преподавателя):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа.

Цель работы:изучить получение гелей и студней методами желатинирования и набухания, а также процессы диффузии в студнях.с помощью которых можно получить гели и студни Сущность работы:провести опыты, .с помощью которых можно получить гели и студни.

Опыт 1.Получение геля желатина.

Приборы, оборудование: водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка, штатив с пробирками, мерный цилиндр.

Реактивы: желатин сухой, вода.

Ход работы: 0,3 г желатина, высыпают в пробирку и заливают 6 мл холодной воды. Выдерживают в течение 20 – 30 мин для набухания желатина, после чего содержимое пробирки осторожно нагревают, непрерывно помешивая стеклянной палочкой до полного растворения желатина. Образуется золь желатина, его наливают в другую пробирку, охлаждают и помещают в стакан с холодной водой или кусочками льда.

Описать наблюдения:

?
__________________________________________________________________________________

Вывод: По мере охлаждения раствора подвижность молекул растворителя и частичек растворённого вещества уменьшается, постепенно возрастает вязкость раствора, затем он полностью теряет подвижность и за счёт структуризации молекул желатина золь переходит в гель.

Опыт 2(демонстрационный).Диффузия в студнях.

Приборы, оборудование: водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка, скальпель, стеклянные трубочки, мерный цилиндр

Реактивы: желатин сухой, вода, кристаллы перманганата калия или дихромата калия.

Ход работы:готовят 2% раствор желатина в химическом стакане, выдерживают 30 минут, затем нагревают на водяной бане , помешивая с стеклянной палочкой до полного растворения. Полученный золь наливают в колбочку, охлаждая водой или льдом до получения студня. Скальпелем делают надрез до середины колбы, в разрез вставляют стеклянную трубку и через неё вводят в студень кристаллик окрашенного вещества. Через 2 часа наблюдают хорошо выраженную диффузию ( распространение окраски от кристаллика окрашенного вещества во всем объеме студня.

Описать наблюдения:Через 2 часа наблюдается хорошо выраженная диффузия (распространение окраски от кристаллика окрашенного вещества во всем объеме студня).

Вывод: на скорость диффузии в гелях и студнях влияет степень дисперсности и природа диффундирующего вещества, а также структура и концентрация лиогеля. Чем больше размер частиц диффундирующего вещества, тем скорость диффузии меньше; с увеличением концентрации и разветвленности биополимера скорость диффузии уменьшается, т.к. идет уплотнение полимерной сетки.


Домашнее задание.

1. Опишите явления тиксотропии в биологических системах:

_______________________________________________

2. Опишите явление, протекающее при старении гелей, как оно называется?

________________________________________________________

3. Назовите факторы, влияющие на скорость синерезиса:

________________________________________________

4. Опишите особенности диффузии в лиогелях:

________________________________________________

5. Что называют пептизацией геля?

_______________________________________________

6. Опишите свойства студней:

________________________________________________

Дата:_________

Занятие № 12

Семинар по теме:

«Ферменты. Гормоны и биополимеры важнейших физиологических процессов».

Целевые задачи:

Иметь представление :

- об особенностях каталитической активности ферментов;

- о строении и механизме действия ферментов;

- о ферментативном катализе;

- о коферментной функции витаминов;

- о гормонах, их структуре и физиологической роли;

- о биополимерах важнейших физиологических процессов (гемоглобине и его производных, иммуноглобулинах, интерферонах)

- о химическом механизме ощущений (вкус, запаха);

.

Знать:

1. Классификацию ферментов.

2. Что такое активный центр фермента.

3. Характеристику аллостерических ферментов.

4. Что такое коферменты и коферментную функцию некоторых витаминов.

5. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Его анализ.

6. Ингибирование действия ферментов.

7. Гормоны – производные аминокислот ( адреналин, норадреналин, тироксин) , их получение и физиологическую роль.

8. Белковые и пептидные гормоны (тиролиберин, вазопрессин, окситоцин), строение и физиологическая роль.

9. Строение и свойства гемоглобина, метгемоглобина, миоглобина, карбоксигемоглобина.

10. Функции цитохромов.

11. Химическую природу антител и антигенов. ( лекция № 13)

12. Химическую при роду нейромедиаторов ( эндорфины и энкефалины).

(Пузаков стр. 593)

13. Соединения, которые вызывают ощущения кислого, горького, сладкого пряного вкуса.

14. Соединения , которые обладают определенным запахом.

Литература :

по ферментам: (Пузаков.9.5 – 9.9, стр .193 – 206;Ершов, Попков. 9.8, стр.416 – 421. )

по гормонам : (Пузаков. 24.3.1. – 24.3.3., стр. 576 – 584)

гемоглобин, его производные: (Пузаков. 13.2.2 – 13. 2.3., стр.286-293, Ершов, Попков стр.280-282,199, 356)

цитохромы: (Пузаков. Стр. 287, 321. Ершов, Попков .Стр.280)


Блок информации ( по указанию преподавателя):

СН2 – СН- СООН

NH

C=O

CH- CH2 - COOH

NH2

АСПАРТАМ

Домашнее задание.

1.Перечислите особенности действия ферментов по сравнению с обычными катализаторами? Какие условия необходимы для работы фермента?

___________________________________________________________________

2.Что представляет собой активный центр фермента?

_______________________________________________________________________________

3. Приведите примеры конкурентного и неконкурентного ингибирования.

___________________________________________________________________

4. К какому классу ( подклассу ) относится фермент, если при его действии:

а) отщепляется карбоксильная группа;

б) переносится аминогруппа;

в) разрывается пептидная связь и происходит присоединение воды ?

___________________________________________________________________________________

5. Каков характер связи биотина с белком –ферментом?

__________________________________________________________________________________________

6. Какие соединения относятся к производным никотинамида? Приведите их структуру.

____________________________________________________________________________________

7. В чем заключается специфика химического действия гормоно, производных аминокислот

____________________________________________________________________________________

8. Какова особенность строения вазопрессина? В чем его физиологическая роль?

____________________________________________________________________________________

9. Назовите основные группы гормонов в зависимости от химического строения и приведите примеры.

________________________________________________________________________

10.Перечислите актуальные проблемы в медицине , связанные с иммунодефицитом?

_______________________________________________________________________

11.Что такое ВИЧ? Каков химический механизм летального действия ВИЧ?

______________________________

12.Какова химическая структура антител?

_______________________________________________________________________

Наши рекомендации