Техника безопасности и охрана окружающей

СРЕДЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Все сорта топлива, смазочные материалы и специальные жид­кости в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны, а топлива и органические растворители к тому же еще и взрыво­опасны. Поэтому необходимо хорошо знать основные экологиче­ские свойства АЭМ, т. е. те свойства топлив, смазочных материа­лов и специальных жидкостей, которые воздействуют на человека и окружающую среду и могут проявляться при хранении, транс­портировании или использовании. Рассмотрим наиболее важные из этих свойств: токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться.

Токсичность ТСМ

Автомобильные бензины наиболее часто являются источниками отравления в условиях автотранспортных предприятий, так как они токсичны и способны проникать в организм человека через орга­ны дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна быть более 0,3 мг/л. При непродолжи­тельном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5... 10 мг/л, происходит легкое отравление организма, характерными при­знаками которого являются головная боль, неприятные ощуще­ния в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, неустойчивость походки, головокружение, возбуждение. Вдыхание воздуха с концентрацией паров бензина 35...40 мг/л опасно для здоровья человека уже в течение 5...10 мин. При более высоких концентрациях паров бензина в воздухе происходит тяжелое от­равление с быстрой потерей сознания и судорогами.

Наибольшую опасность острого отравления парами бензина представляют собой работы, проводимые в закрытых ремонтных помещениях, а также при очистке резервуаров и тары от остатков бензина.

Серьезное отравление возможно и при попадании бензина внутрь организма человека, например при попытке продуть детали топ­ливной аппаратуры. В этом случае может начаться тяжелое заболе­вание легких — пневмония.

Признаки легкого отравления проходят через некоторое время после удаления пострадавшего из атмосферы, содержащей пары бензина. Тяжелое отравление, вызвавшее быструю потерю созна­ния, может закончиться смертью.

Попадание бензина на кожу вызывает ее обезжиривание, рас­трескивание и гнойные поражения. Длительный или частый кон­такт кожи с бензинами может вызывать появление экземы и дру­гих кожных заболеваний.

Особое внимание следует обращать на меры техники безопас­ности при работе с этилированными бензинами. Слабое отравле­ние тетраэтилсвинцом, содержащимся в них, вне зависимости от способа проникновения его в организм сопровождается головны­ми болями, потерей аппетита, быстрой утомляемостью, притуп­лением памяти, бессонницей или ночными кошмарами. Тяжелые отравления протекают бурно: пострадавший сильно возбуждается, появляются зрительные и слуховые галлюцинации, и, как правило, оканчиваются параличом или смертью, наступающими в пе­риод от нескольких часов до 3... 5 сут.

Вследствие высокой температуры кипения тетраэтилсвинца лег­кие фракции этилированного бензина, испаряющиеся при его перекачке или заправке автомобилей, не содержат ТЭС и поэтому не токсичнее паров неэтилированного бензина. Только после ис­парения половины этилированного бензина, например пролитого на пол, в его парах появляются частицы тетраэтилсвинца.

Чаще всего отравления этилированными бензинами происхо­дят при случайном попадании их в рот и пищевой тракт или на кожу. Опасно также попадание этилированного бензина на одеж­ду: сам бензин быстро испарится, а этиловая жидкость на долгое время останется на ткани и будет поражать человека через кожу. По этой же причине нельзя отмывать руки этилированными бен­зинами. Не следует также курить или принимать пищу не вымыв руки после работы с этилированными бензинами.

Все детали двигателя, соприкасавшиеся с этилированным бен­зином, должны быть перед ремонтом промыты в керосиновой ванне. Чтобы избежать образования ядовитой свинцовистой пыли, перед удалением нагара следует смачивать детали керосином.

Если произошло отравление бензином, пострадавшего необхо­димо вынести из пораженной атмосферы на чистый воздух, а при проявлении возбуждения дать валериановые капли. Если дыхание резко ослаблено или наступило обморочное состояние, то постра­давшему дают нюхать нашатырный спирт и вдыхать чистый кисло­род. В более тяжелых случаях, когда дыхание прекратилось, делают искусственное дыхание до полного его восстановления и направ­ляют пострадавшего в лечебное учреждение.

Дизельные топлива токсичнее, чем бензины. Однако, обладая более низкой испаряемостью, в парообразном состоянии они ока­зывают на организм человека меньшее отравляющее действие, чем бензины. Отмечают сильное раздражающее действие дизель­ных топлив в мелкораспыленном состоянии на слизистые обо­лочки. Предельно допустимая концентрация дизельных топлив в воздухе 0,3 мг/л.

Длительный и систематический контакт кожи с жидким ди­зельным топливом вызывает у человека различные кожные забо­левания, резкие боли и отеки. Особенно сильное раздражающее действие оказывают сернистые дизельные топлива, и чем больше содержится в них серы, тем болезненнее поражение кожи (вплоть до омертвения тканей).

Ядовитость выхлопных газов общеизвестна. Наиболее опасна из всех их составляющих окись углерода СО, предельно допустимая концентрация которой в воздухе составляет 0,02 мг/л.

Профилактика отравлений окисью углерода в условиях АТП заключается в систематическом контроле ее содержания в воздухе на рабочих местах и стоянках автомобилей и обеспечении хорошей вентиляции.

Для предупреждения поступления выхлопных газов в помещения необходима герметизация трубопроводов выхлопных систем. На ав­томобилях, предназначенных для перевозки людей, глушитель дол­жен быть выведен из-под кузова, а щели в полу тщательно заделаны. Категорически запрещается обогреваться в кабине автомобиля при работе двигателя в режиме холостого хода (т. е. на богатой сме­си), так как постепенно проникающие в кабину отработавшие газы создают опасную ситуацию. Отравление окисью углерода происхо­дит незаметно и часто приводит к смертельному исходу. Для оказа­ния первой помощи (до прибытия врача) пострадавшего необхо­димо срочно вынести на свежий воздух, укрыть чем-нибудь теп­лым и попытаться напоить горячим чаем. Если дыхание останови­лось, необходимо делать искусственное дыхание до появления признаков жизни.

Смазочные масла и гидравлические жидкости на минеральной осно­ве также являются токсичными веществами. К маслам, которые со­держат присадки, нужно относиться с большей осторожностью, чем к маслам без присадок, так как действие токсичных веществ, содержащихся в них (серы, хлора, фосфора, цинка, свинца и др.), изучено еще недостаточно. При нарушении правил обращения с маслами и личной гигиены они могут вызывать экзему, фоллику­лярные поражения кожи и даже более тяжелые заболевания.

Этиленгликоль и его водные растворы — антифризы также весь­ма токсичны. При попадании внутрь организма они поражают цен­тральную нервную систему и почки. Аналогичным токсичным дей­ствием обладают тормозные жидкости на гликолевой основе «Томь», «Роса», «Нева» и др. Смертельная доза этиленгликоля со­ставляет всего 50 г (около 100 г антифриза).

При отравлении этиленгликолем, охлаждающей или тормоз­ной жидкостями пострадавшему следует немедленно оказать пер­вую помощь: тщательно промыть желудок водой или 2%-м раство­ром питьевой соды, искусственно вызвать рвоту, согреть и немед­ленно вызвать врача.

Для предупреждения отравлений охлаждающими и тормозны­ми жидкостями необходимо строго контролировать их хранение, перевозку и расходование. На таре, в которой хранятся эти жидко­сти, обязательно должна быть четкая надпись «Яд».

Растворители и разбавители, которые используются на АТП, так­же токсичны и обладают высокой испаряемостью. Меры предосто­рожности при работе с ними и с лакокрасочными материалами, в которых они присутствуют, те же, что и при работе с бензинами. При отравлении метиловым спиртом или дихлорэтаном постра­давшему оказывают такую же помощь, как и при отравлении тор­мозными и охлаждающими жидкостями.

Наши рекомендации