Развертывание и приведение в готовность сил и средств ТП РСЧС, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.

Готовность к экстренному (оперативному) реагированию на ЧС организуется заблаговременно.

В отсутствие угрозы возникновения ЧС органы управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС в целях поддержания готовности сил, предназначенных для ликвидации ЧС на определенной территории, организуют и проводят с ними учения и тренировки по ведению АСДНР при ликвидации ЧС, используя все возможные сценарии развития ЧС.

При угрозе или возникновении ЧС органы управления и силы МЧС России, функциональных и территориальных подсистем РСЧС приводятся в соответствующую степень готовности.

При этом используются соответствующие разделы плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Органы управления осуществляют оперативное реагирование на складывающуюся обстановку, принимаются экстренные меры по защите населения, спасанию материальных и других ценностей.

Организация готовности органов управления и сил РСЧС к экстренному реагированию включает в себя следующие этапы:

В отсутствие угрозы возникновения ЧС:

сбор информации о характерных опасностях и рисках возникновения ЧС;

предварительное планирование АСДНР в зонах возможного возникновения ЧС с учетом обеспечения действий сил, привлекаемых к ликвидации ЧС;

создание системы управления действиями в условиях ЧС и обеспечение ее постоянной готовности;

организацию взаимодействия привлекаемых к ликвидации ЧС сил;

организацию повседневного наблюдения и контроля за состоянием объектов, окружающей среды и силами постоянной готовности.

При угрозе возникновения ЧС:

передачу в установленном порядке информации об угрозе возникновения ЧС;

приведение системы управления в соответствующую степень готовности к выполнению задач;

введение в действие планов в части предупреждения ЧС;

усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

создание группировок сил и средств РСЧС, приведение их в готовность к ведению АСДНР;

выдвижение соответствующих оперативных групп и (или) сил и средств в район прогнозируемой ЧС.

При возникновении ЧС:

передачу в установленном порядке информации о возникновении ЧС;

введение в действие планов в части ликвидации ЧС;

выдвижение группировки сил и средств в зону ЧС и организацию всестороннего ее обеспечения;

организацию разведки зоны ЧС;

восстановление, при необходимости, нарушенных функций системы управления;

организацию и проведение АСДНР;

ликвидацию последствий ЧС.

Руководство аварийно-спасательными работами осуществляет прибывшее на место ЧС должностное лицо, возглавляющее первое прибывшее на место ЧС подразделение аварийно-спасательного формирования или пожарной охраны и непосредственно организующее применение прибывших сил и средств по назначению, и (или) его старший оперативный начальник.

Старшим оперативным начальником является должностное лицо Главного управления МЧС России по Пермскому краю, являющееся в случае ликвидации чрезвычайной ситуации руководителем для всех расположенных на территории сил и средств, входящих в ТП РСЧС, независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении они находятся.

Общее руководство и координацию всех действий по ликвидации ЧС возглавляет руководитель ликвидацией ЧС. Руководителем ликвидацией ЧС является должностное лицо, определенное законодательством Пермского края, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенное органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений (организаций), независимо от их правовой собственности, к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, и прошедшее соответствующую подготовку.

При сложных ЧС решением руководителя ликвидацией ЧС могут создаваться нештатные структуры управления и обеспечения.

Нештатными органами управления являются оперативный штаб, оперативные группы, рабочие участки и сектора, пункты сосредоточения резерва сил и средств, питания, сбора эвакуируемых людей и имущества, оказания медицинской помощи и др.

Оперативный штаб ликвидации ЧС создается в случаях:

привлечения к ликвидации ЧС дополнительных сил и средств, не предусмотренных планами;

организации в зоне ликвидации ЧС трех и более рабочих участков;

возникновения необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по ликвидации ЧС.

Для обеспечения деятельности оперативного штаба и проведения АСДНР в зоне ЧС могут развертываться временные пункты управления.

Временные пункты управления должны оборудоваться рабочими местами для оперативных групп, комплектоваться необходимыми средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Рабочий участок (сектор) - часть зоны ЧС, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной основной задачей и единым руководством.

Рабочие участки создаются в соответствии с решением руководителя ликвидацией ЧС по месту ведения (часть здания, территории) или видам АСДНР (спасание пострадавших, тушение пожара, дезинфекция и т. д.).

При создании в зоне ЧС пяти и более участков могут быть организованы сектора, объединяющие несколько рабочих участков. Ведение АСДНР на рабочем участке возглавляет начальник участка, в секторе - начальник сектора. Начальники рабочих участков (секторов) назначаются руководителем ликвидацией ЧС.

Руководитель оперативного штаба одновременно является заместителем руководителя ликвидацией ЧС. В состав оперативного штаба могут входить заместитель руководителя штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению руководителя ликвидацией ЧС

Работа оперативного штаба осуществляется на основе решения руководителя ликвидацией ЧС и отдаваемых им распоряжений и указаний.

Основными задачами оперативного штаба являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке в зоне ЧС, передача необходимой информации руководителю ликвидации ЧС и дежурному диспетчеру;

определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для руководителя ликвидацией ЧС;

обеспечение контроля выполнения поставленных задач;

организация подготовки и обеспечение ведения АСДНР при ликвидации ЧС;

учет сил и средств в зоне ЧС, расстановка их по рабочим участкам (секторам), ведение соответствующей документации;

создание резерва сил и средств для ликвидации ЧС;

обеспечение мероприятий по охране труда личного состава при проведении АСДНР;

реализация мер по поддержанию готовности сил и средств, участвующих в ликвидации ЧС;

обеспечение взаимодействия с аварийными, аварийно-спасательными формированиями и службами жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов, привлекаемыми к ликвидации ЧС.

Оперативный штаб располагается в месте, определяемом руководителем ликвидацией ЧС, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается соответствующим образом.

Руководитель ликвидацией ЧС и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь соответствующие опознавательные знаки.

Руководитель оперативного штаба (далее - руководитель ОШ) подчиняется непосредственно руководителю ликвидацией ЧС.

Руководитель ОШ в течение всего периода проведения АСДНР, как правило, постоянно находится в месте расположения штаба.

При ликвидации крупных ЧС руководитель ОШ, с согласия руководителя ликвидацией ЧС, может назначать своих заместителей, распределяя между ними обязанности по выполнению задач штаба в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и делегируя им часть своих полномочий.

Оперативная группа,являясь рабочим органом КЧС и ОПБ края, базируется на базе подвижного пункта управления в максимальной близости от места чрезвычайной ситуации. С привлечением командно-штабных автомобилей Главного управления МЧС России по Пермскому краю обеспечивает связь в ведомственных радиосетях и радиосети.

оперативная группа в своей работе решает следующие задачи:

- организация управления и связи из района ЧС с координационным центром и КЧС и ОПБ края;

- проведение разведки и сбор информации о масштабах ЧС и прогноза развития ситуации;

- осуществляет сбор информации о привлеченных силах и средствах;

- во взаимодействии с руководителем аварийно-спасательных работ готовит предложения о необходимой помощи и потребности в наращивании сил и средств для ликвидации ЧС;

- по результатам изучения обстановки вырабатывает обобщенный доклад для КЧС и ОПБ о положении дел, необходимой помощи, о транспортной сети, пригодной для приема грузов и отправки пострадавших.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в целях спасания людей и имущества, локализации ЧС и подавления или доведения до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов ЧС при всестороннем обеспечении проводимых работ. АСДНР включают в себя:

прием и обработку вызовов;

выезд и следование к месту вызова (ЧС);

развертывание сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС;

разведку зоны ЧС;

поиск, спасание пострадавших в зоне ЧС, оказание им первой медицинской помощи и подготовка к эвакуации в безопасные районы;

локализацию ЧС;

выполнение специальных работ и документальное подтверждение их завершения;

сбор и возвращение сил и средств к месту дислокации.

Наши рекомендации