Химическая лаборатория природы

Семинар №1

Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза Наука- процесс познания, методы, логика и закономерности развития науки

Вопросы к семинару:

1. Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»

2. Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.

3. Характеристика равновесных и неравновесных систем.

4.Процесс научного познания

5. Методы научного познания:

Всеобщие: метафизические, диалектические,

Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,

Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,

Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Привести примеры.

6.Формы научного знания

7.Модели развития науки:

I-парадигмальная (т.Кун ХХ век),

II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек

8. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):

Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;

Информационный подход: проблема, развитие, информация;

Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.

Литература

1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

Семинар №2

Материя как физическая реальность.Симметрия, асимметрия

1. Структура материи:

виды – вещество и поле;

способ существования материи - движение и развитие;

формы существования материи – пространство и время.

2. .Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности., симметрии и асимметрии, роль в научном познании

3. .Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»

4. .Онтогенез звезд, виды звезд. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.

5. Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними

6. Определение макромира, его формы: неорганическая, органическая, социальная

7. Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц.«Поле», виды взаимодействия в микромире.

8. Неорганическая форма макромира.Литосфера, ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, физическая и химическая.

Литература

1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с

Семинар №3

Химическая лаборатория природы

Вопросы:

1. Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:

а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),

б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),

в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),

г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).

2. Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.

3.Решение задач.

4.Структура атома, молекулы

Литература

1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с

Семинар №4

Наши рекомендации