Химическая лаборатория природы
Семинар №1
Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза Наука- процесс познания, методы, логика и закономерности развития науки
Вопросы к семинару:
1. Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»
2. Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.
3. Характеристика равновесных и неравновесных систем.
4.Процесс научного познания
5. Методы научного познания:
Всеобщие: метафизические, диалектические,
Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,
Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,
Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.
Привести примеры.
6.Формы научного знания
7.Модели развития науки:
I-парадигмальная (т.Кун ХХ век),
II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек
8. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):
Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;
Информационный подход: проблема, развитие, информация;
Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.
Литература
1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Семинар №2
Материя как физическая реальность.Симметрия, асимметрия
1. Структура материи:
виды – вещество и поле;
способ существования материи - движение и развитие;
формы существования материи – пространство и время.
2. .Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности., симметрии и асимметрии, роль в научном познании
3. .Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»
4. .Онтогенез звезд, виды звезд. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.
5. Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними
6. Определение макромира, его формы: неорганическая, органическая, социальная
7. Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц.«Поле», виды взаимодействия в микромире.
8. Неорганическая форма макромира.Литосфера, ее экологические функции: ресурсная, геодинамическая, физическая и химическая.
Литература
1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №3
Химическая лаборатория природы
Вопросы:
1. Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:
а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),
б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),
в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),
г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).
2. Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.
3.Решение задач.
4.Структура атома, молекулы
Литература
1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненкои проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №4