Лабораторная работа №3. Проведение антропологических измерений
Лабораторная работа №1. Строение животной клетки
Цель работы: изучить строение животной клетки под световым микроскопом.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.
Инструктивная карточка
1. Рассмотреть выданные готовые препараты под световым микроскопом при увеличении в 300 раз).
2. Найти хорошо видную клетку и зарисовать ее;подписать на рисунке основные части клетки.
3. Сделать выводы, ответив на вопросы:
· Существуют ли сходные черты в строении данных клеток? Какие?
· О чем говорят данные факты?
· Отметили ли вы черты различия клеток? В чем они проявляются? Каковы причины их возникновения?
Лабораторная работа №2. Типы тканей и их функции
Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением. В теле человека различают четыре основных типа тканей: эпителиальную (покровную), соединительную, мышечную и нервную.
Цель: изучить строение различных типов ткани и определить их функции.
Оборудование: микроскопические препараты эпителиальной, мышечной, соединительной, нервной ткани, микроскопы.
Техника безопасности: аккуратно работать с микроскопом; ответственно относиться к правилам работы с ним; при переводе объектива на большое увеличение аккуратно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
I. Эпителиальная ткань
1. Рассмотреть микропрепарат эпителиальной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды эпителиальной ткани.
3. Перечислить функции эпителиальной ткани.
II. Соединительная ткань
1. Рассмотреть препарат соединительной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды соединительной ткани.
3. Перечислить функции соединительной ткани.
III. Мышечная ткань
1. Рассмотреть микропрепарат мышечной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды мышечной ткани.
3. Перечислить функции мышечной ткани.
IV. Нервная ткань
1. Рассмотреть микропрепарат нервной ткани. Зарисовать.
2. Назвать виды нервной ткани.
3. Функция нервной ткани.
Вопросы
1. К какой ткани относятся железы?
2. В чем состоит особенность строения соединительной ткани?
3. В стенках каких органов располагается гладкая мышечная ткань?
4. Благодаря сокращениям каких мышц осуществляется движение?
5. Для какой ткани характерны электрические сигналы?
Проблемные вопросы
1. Какие ткани участвуют в заживлении ран?
2. Какие ткани лишены кровеносных сосудов?
№ | Тип тканей | Характерные особенности тканей | Виды тканей | Где встречаются в организме | Какую роль играют |
Эпителиальная | Клетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в одни или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро замешаются новыми | 1)покровный эпителий | Образует поверхностные слон кожи; выстилает оболочки внутренних органов | Зашитая функция; обмен веществ | |
2) железистый эпителий | Образует железы внешней и внутренней секреции | Образую секреты: пот, слюну, молоко, гормоны | |||
Соединительная | Имеет хорошо развитое межклеточное вещество | 1) рыхлая волокнистая | Заполняет промежутки между органами; окружает сосуды, нервы, мышечные пучки | Функции: опорная; зашитая | |
2) жировая | Образует слой жировой клетчатки под кожей | функции: опорная, зашитая, теплоизоляционная, энергетическая функции | |||
3) костная 4) хрящевая | Образуют скелет человека | Функции: опорная и зашитая | |||
5) кровь | Движется по органам кровеносной системы | Функции: питательная, транспортная, защитная | |||
Мышечная | Образована небольшими по размеру веретенообразный однополярными клетками | 1) гладкая | В стенках внутренних органон; в стенках кровеносных и лимфатических сосудов; в стенках протоков желез | Перемещение жидкостей внутри органов | |
Образована многоядерными клетками | 2)поперечнополосатая | Образует скелетные мышцы | Приводит в движение скелет | ||
Образована удлиненными клетками с одним, реже двумя ядрами | 3)сердечная | Образует сердечную мышцу | Обеспечивает сокращение сердца | ||
Нервная | Образована нейронами и нейроглией; нейрон = тело + отростки | Образует нервную систему | Обеспечивает возбудимость и проводимость нервных импульсов |
Лабораторная работа №3. Проведение антропологических измерений
Цель: научиться измерять и оценивать показатели физического развития.
Оборудование: ростомер, напольные весы, сантиметровая лента.
ХОД РАБОТЫ
Измерение роста
Измерение роста проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Экспериментатор измеряет рост испытуемого и записывает полученный результат.