II.4.1. Обеспечение безопасности проведения аварийно-спасательных работ при дорожно-транспортных пришествиях
Согласно принципу комплексной безопасности при организации и проведении любых аварийно-спасательных работ необходимо обеспечить безопасность места пришествия, безопасность пострадавшего и безопасность спасателей. Применительно к дорожно-транспортным происшествиям эти три вида безопасности обеспечиваются, как правило, комплексно и одновременно, т.к. пострадавшему, спасателям и месту происшествия угрожают одни и те же факторы и разделить их влияние, в большинстве случаев, не представляется возможным.
Первое что необходимо сделать, стабилизировать транспортное средство и предотвратить развитие вторичных поражающих факторов.
Предотвращение повторных столкновений и обеспечение безопасности группы.
Производится ограждением места ДТП и рабочих зон. При присутствии на месте ДТП сотрудников ГИБДД эта задача решается ими. В противном случае необходимо оградить место с помощью конусов и оградительной ленты. При ограждении места ДТП необходимо обратить внимание на место постановки аварийно-спасательного автомобиля. Включенные проблесковые маяки являются дополнительным средством привлечения внимания других участников движения, кроме того правила дорожного движения требуют, в этом случае, от других водителей снизить скорость и быть готовыми к остановке.
При ограждении места организуются три рабочих зоны. В первой рабочей зоне радиусом до пяти метров находятся спасатели, непосредственно работающие с пострадавшим. Во второй рабочей зоне радиусом до десяти метров сосредоточены спасатели, обеспечивающие готовность аварийно-спасательных средств. В третей, внешней, зоне находятся вспомогательные средства для проведения работ, транспорт, приборы освещения, средства пожаротушения.
Стабилизация транспортного средства. Выполняется для предотвращения смещения автомобиля в процессе проведения аварийно-спасательных работ, исключения возможности его падения, в случае если в результате ДТП транспортное средство оказалось в неустойчивом состоянии. В зависимости от положения транспортного средства оно стабилизируется от продольного, поперечного перемещения или опрокидывания.
Может осуществляться с применением альпинистского снаряжения (веревки, карабины и пр.), различных тросов и цепей, с помощью деревянных клиньев и подпорок, подручными средствами. Кроме того, рекомендуется выпускать воздух из шин для придания транспортному средству более устойчивого положения.
На фото слева показан пример стабилизации автомобиля с помощью альпинистского снаряжения для предотвращения его падения в кювет.
Отключение аккумуляторной батареи:
Отключение аккумуляторной батареи проводится с целью предотвращения
короткого замыкания электрооборудования и, как следствие, возгорания транспортного средства.
Наиболее распространенной схемой подключения аккумуляторной батареи является подключение минусовой клеммы на корпус машины. В этом случае первый отключаемый провод должен быть «минус». Признаком клеммы «минус» может быть отсутствие диэлектрической оплетки на проводе, видимое место подключения провода к корпусу автомобиля.
Необходимо учитывать, что после отключения аккумулятора остается вероятность срабатывания подушек безопасности и натяжителей ремней (до 30 минут), поэтому ремни необходимо срезать, а работы производить с необходимой осторожностью.
Для отключения аккумуляторной батарее необходимо с помощью шанцевого или гидравлического инструмента вскрыть капот, а затем отключить АКБ одним из следующих способов:
- шанцевым инструментом – открутить гайки крепления минусовой и плюсовой клемм и отключить аккумуляторные батареи;
- гидравлическим разжимом – разжим подставить под “минусовой” провод и оторвать провод от корпуса или аккумулятора;
- любым доступным методом перекусить (перерубить, перерезать) провода аккумуляторных батарей в первую очередь минусовой, затем плюсовой, избегая при этом контакта с корпусом ТС.
Выбор способа отключения аккумуляторных батарей осуществляется спасателем
исходя из наиболее простого и удобного для него в данный момент.
В случае визуального обнаружения дыма, огня, характерного звука горения или короткого замыкания электропроводки необходимо определить место возгорания и локализовать очаг возгорания до его полной ликвидации.
Проверка наличия газового оборудования и его отключение.
По заключению представителей завода изготовителя газобаллонного
оборудования, взрыв газового баллона при столкновении машины может произойти в
первые 30-40 секунд. При повреждении газопроводов газ выходит из баллона за 15-20
минут.
Если экипаж прибывает раньше этого времени, то рекомендуется перекрыть
заправочный и магистральный вентили на редукторе баллона, обрезать трубопроводы,
срезать крепления баллона и удалить его с места проведения работ. Баллоны на
легковых автомобилях устанавливаются в багажном отделении у спинки заднего
сиденья или в нише запасного колеса.
Предотвращение вредного воздействия опасных веществ.
Особое внимание необходимо уделять при работе на ДТП с участием машин
перевозящих опасные грузы. Информация, необходимая спасателям, указывается на информационной карточке. Отметим, что из всей информации нанесенной на карточке, для спасателей основной интерес представляет «Код необходимых комплексных мер», нанесенный в правом верхнем углу. Выполнение требований КЭМ обязательно!
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ
ОБ ОПАСНОСТИ
кэм 15Д | |
Самовоспламеняется 4 | № ООН 1381 |
A b c d f e g
a) Символ опасности;
b) Наименование опасности;
c) № опасности (4 - самовоспламеняющееся вещество);
d) Комплекс Экстренных Мер;
e) Код необходимых комплексных мер:
Применять сухие вещества
Воду не применять!
Применять водяные струи