Пример: штрих-код – 5012233213046
Контрольная цифра вычисляется по следующей схеме:
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
0 + 2 + 3 + 2 + 3 + 4 = 14
2. Полученную сумму умножить на 3:
14 × 3 = 42
3. Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
5 + 1 + 2 + 3 + 1 + 0 = 12
4. Сложить числа указанные в пунктах 2 и 3:
42 + 12 = 54.
5. Отбросим десятки:
получим 4.
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5 число:
10 – 4 = 6.
Штрих-код | Страна | Штрих-код | Страна | Штрих-код | Страна |
00-09 | США и Канада | Бельгия и Люксембург | Аргентина | ||
30-37 | Франция | Португалия | Чили | ||
Болгария | Исландия | Эквадор | |||
Словения | Дания | Бразилия | |||
Хорватия | Польша | 80-83 | Италия | ||
400-440 | Германия | Венгрия | Испания | ||
460-469 | Россия и СНГ | 600-601 | ЮАР | Куба | |
Тайвань | Марокко | Словакия | |||
Эстония | Алжир | Чехия | |||
Латвия | Тунис | Югославия | |||
Литва | Новая Зеландия | Турция | |||
Украина | Финляндия | Нидерланды | |||
Молдова | КНР | Южная Корея | |||
Гонконг | Норвегия | Таиланд | |||
45 и 49 | Япония | Израиль | Сингапур | ||
Великобритания | Швеция | Индия | |||
Греиия | Мексика | Вьетнам | |||
Кипр | Венесуэла | 90-91 | Австрия | ||
Мальта | Швейцария | Австралия | |||
Ирландия | Колумбия | Малайзия |
Задача 2.
Вычислите контрольную цифру предложенного штрихового кода ЕАN-13 (4607014362078, 5411178840148, 4601512006045, 4600605016916), пользуясь методикой, приведенной в примере.
Контрольные вопросы:
1. Что такое пищевая ценность продуктов?
2. Что такое энергетическая ценность продуктов?
3. В каких единицах выражается энергетическая ценность продуктов?
4. Какова энергетическая ценность белков, жиров и углеводов?
5. Какова общая потребность организма человека в белках, углеводах, жирах и минеральных веществ?
6. Что представляет собой штриховой код?
7. Какое значение имеет штриховое кодирование для торговли?
8. Как расшифровываются тринадцать цифровых знаков штрихового кодирования?
9. Какие вычисления следует произвести для проверки штрих-кодов?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Каковы цель и значения методов консервирования?
2. Какие способы консервирования основаны на действии высоких температур?
3. Какие способы консервирования основаны на обезвоживании продуктов?
4. Какие способы консервирования основаны на действии кислот?
5. В чем сущность консервирования солью и сахаром?
6. Назовите комбинированные способы консервирования?
7. Какие кислоты используются с целью консервирования пищевых продуктов?
Практическая работа № 2.
Зерномучные товары
Качество зерна и продуктов его переработки нормируется стандартами. В ГОСТах на зерно, заготовляемое для всех культур, установлены классификация— деление на типы, подтипы по различным признакам: окраске, размерам, форме и т. д., а также базисные (расчетные) и ограничительные нормы. Указывается, что у данной культуры считается основным зерном, сорной и зерновой примесями.
Базисные нормы качества — это те нормы, которым должно соответствовать зерно для получения за него полной закупочной цены. К ним относят влажность (14-15%), зерновую и сорную примести (1—3%), натуру — в зависимости от культуры и района выращивания. Если зерно по влажности и засоренности лучше базисных норм качества, то поставщику начисляется денежная надбавка. За излишние против базисных норм качества влажность и сорность зерна производятся соответствующие скидки с цены и массы зерна.
Ограничительные нормы качества — это предельно допустимые пониженные по сравнению с базисными требования к зерну, при соответствии которым оно может быть принято с определенной корректировкой цены.
В зависимости от качества зерно любой культуры делят на классы. В основу деления положены типовой состав, органолептические показатели, содержание примесей и специальные показатели качества. Отдельные требования, более строгие, устанавливаются на зерно, предназначенное для производства продуктов детского питания.
Для характеристики качества зерна применяют следующие показатели: общие (относящиеся к зерну всех культур); специальные (применяемые для зерна отдельных культур); показатели безопасности.
К общим показателям качества относятся обязательные, определяемые в любой партии зерна всех культур: признаки свежести (внешний вид, цвет, запах, вкус), зараженность вредителями, влажность и засоренность.
К специальным, или целевым, относятся показатели качества, характеризующие товароведно-технологические (потребительские) свойства зерна. В эту группу входят стекловидность (пшеница, рис), натура (пшеница, рожь, ячмень, овес), число падения (пшеница, рожь), количество и качество сырой клейковины (пшеница), пленчатость и выход чистого ядра (крупяные культуры), жизнеспособность (ячмень пивоваренный). У пшеницы определяют также содержание мелких, морозобойных зерен и зерен, поврежденных клопом-черепашкой.
Стекловидность характеризует структуру зерна, взаиморасположение тканей, в частности крахмальных гранул и белковых веществ, и прочность связи между ними. Этот показатель определяют просвечиванием на диафоноскопе и подсчетом количества зерен (в %) стекловидной, полустекловидной, мучнистой консистенции. В стекловидном зерне крахмальные гранулы и белковые вещества уложены очень плотно и имеют прочную связь, между ними не остается микропромежутков. Такое зерно во время дробления раскалывается на крупные частицы и почти не дает муки. В мучнистом зерне имеются микропромежутки, которые придают эндосперму рыхлость, а при просвечивании на диафоноскопе рассеивают свет, обусловливая непрозрачность зерна. Стандартами на зерно предусматривается определение стекловидное™ пшеницы и риса.
Натура — масса установленного объема зерна. Она зависит от формы, крупности и плотности зерна, состояния его поверхности, степени налива, массовой доли влаги и количества примесей. Натуру определяют с помощью пурки с падающим грузом.
Зерно с высокими значениями натуры характеризуют как хорошо развитое, содержащее больше эндосперма и меньше оболочек. При уменьшении на 1 г натуры пшеницы выход муки снижается на 0,11% и увеличивается количество отрубей. Установлена зависимость между натурой и количеством эндосперма.
Натура разных культур имеет неодинаковое значение, например, натура пшеницы — 740—790 г/л; ржи — 60—710; ячменя — 540—610; овса — 460-510 г/л.
Число падения характеризует состояние углеводно-амилазного комплекса, позволяет судить о степени пророслости зерна. При прорастании зерна часть крахмала переходит в сахар, при этом усиливается амилолитическая активность зерна и резко ухудшаются хлебопекарные свойства. Чем меньше показатель, тем выше степень пророслости зерна. Скорость падения (с) шток-мешалки через водно-мучную смесь-определяет число падения. Этот показатель нормируется для пшеницы и положен в основу деления на классы ржи.
Клейковина (определяют только у пшеницы) — это комплекс белковых веществ зерна, способных при набухании в воде образовывать связную эластичную массу. Муку из пшеницы с высоким содержанием клейковины можно использовать в хлебопечении самостоятельно или в качестве улучшителя слабых пшениц.
Пленчатость — содержание, цветковых пленок у пленчатых злаков и плодовых оболочек у гречихи, выраженное в процентах к массе зерна. Пленчатость сильно колеблется в зависимости от культуры, ее сорта, района и года выращивания (у гречихи — 18—28%, у овса — 18—46, ячменя — 7,5—15, риса — 16—24%). Чем крупнее зерно, тем меньше пленчатость и больше выход готового продукта.
К показателям безопасности относят содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов, вредных примесей и радионуклидов, которое не должно превышать допустимых уровней согласно СанПиН.