Терминологический словарь по теме
СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ.
ОЦЕНКА СУТОЧНОГО РАЦИОНА СТУДЕНТА
Методические указания к проведению практических занятий
Магнитогорск
СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ. ОЦЕНКА СУТОЧНОГО РАЦИОНА СТУДЕНТА. Методические указания к проведению практических занятий. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. - 28с.
В работе представлены методики анализа питания студентов, в том числе по соответствию энергетическим затратам и потребностям обмена веществ. Предложены тест для оценки качества знаний по вопросам питания, контрольные вопросы по теме, а также список рекомендованной литературы. Приложение содержит терминологический словарь и таблицу для оценки качественного состава суточного рациона.
Методические указания предназначены студентам и преподавателям дисциплин медико-биологического направления классических университетов; могут быть использованы медицинскими работниками для профилактической работы с учащейся молодежью.
Составитель: канд. мед. наукЕ.Н. Котышева.
Занятие №1
Тема: “ Определение и оценка суточных энергетических затрат ”
Цель: освоить методику определения суточных энергетических затрат студента для оценки их соответствия здоровому образу жизни.
Задачи:
- теоретически изучить различные способы определения энергетических затрат;
- с использованием хронометражно-табличного метода провести определение собственных суточных энергетических затрат, проанализировать их в соответствии с гигиеническими нормативами;
- составить рекомендации по коррекции энергетических затрат и оптимизации двигательной активности.
Оборудование: таблицы с гигиеническими нормативами энергетических затрат при разных видах деятельности, калькулятор.
Теоретическое обоснование. Мышечная работа человека является стимулятором активности всех органов и систем. Величина мышечной активности человека может быть оптимальной, т.е. соответствующей биологическим потребностям организма, чрезмерной (гиперкинезия, гипердинамия) и недостаточной (гипокинезия, гиподинамия). Естественно, что человек с оптимальным двигательным режимом обладает хорошим здоровьем. Чрезмерная и недостаточная двигательная активность может вызвать нарушения здоровья.
В настоящее время разработаны и активно используются гигиенические нормативысуточных энергетических затрат для лиц разной профессиональной принадлежности.
I группа - работники умственного труда (руководители предприятий, медики, кроме хирургов, педагоги, научные работники, писатели, работники печатной отрасли, журналисты, студенты). Суточные энергозатраты составляют для мужчин 2550-2800 ккал, для женщин - 2200-2400 ккал, т. е. в среднем 40 ккал/кг массы тела;
II группа - работники легкого физического труда (рабочие автоматизированных линий, швейники, агрономы, ветеринары, медсестры, продавцы промтоваров, тренеры, инструкторы по физической культуре). Суточные энергозатраты составляют для мужчин 3000-3200 ккал, для женщин – 2550-2700 ккал; в среднем 43 ккал/кг массы тела;
III группа - работники среднего по тяжести физического труда (водители, хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы продовольственных товаров, работники водного транспорта). Суточные энергозатраты составляют для мужчин 3200-3650 ккал, для женщин - 2600-2800 ккал, в среднем 46 ккал/кг массы тела;
IV группа - работники тяжелого физического труда (строители, сельхозрабочие, механизаторы, металлурги, спортсмены). Суточные энергозатраты составляют для мужчин 3700-4250 ккал, для женщин - 3150-2900 ккал, в среднем 53 ккал/кг массы тела;
V группа - лица особо тяжелого физического труда (сталевары, лесорубы, шахтеры, грузчики). Суточный расход энергии составляет 3900-4300 ккал для мужчин, т.е. в среднем 61 ккал/кг массы тела; для женщин энергозатраты не нормируется.
Вышеуказанные значения энергетических затрат ориентированы на мужчин и женщин среднего веса (70 кг и 60 кг соответственно).
В каждой перечисленной группе следует различать три возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет. Для лиц 60-74 лет среднесуточный расход энергии составляет 2300 ккал для мужчин, 2100 ккал для женщин; старше 75 лет - 2000 ккал для мужчин и 1900 ккал для женщин. Если лица пенсионного возраста работают, то расход энергии у них по сравнению с гигиеническими нормативами возрастает на 5-10 %.
Среднесуточные затраты энергии следует рассчитывать с поправкой на район проживания. У лиц, проживающих в северных районах, энергозатраты увеличиваются на 10-15 %, в южных – уменьшаются на 5 %.
Для спортсменов, существуют другие нормативные значения суточных энергетических затрат, связанные с видом спорта:
I группа - виды спорта, не требующие значительных мышечных усилий (шахматы, шашки) - 2800-3200 ккал для мужчин и 2600-3000 ккал для женщин. При этом средневесовые значения для мужчин - 70 кг, для женщин - 60 кг (это положение распространяется на все последующие группы);
II группа - виды спорта, требующие кратковременных значительных усилий (акробатика, спортивная, художественная гимнастика, конный спорт, легкая атлетика, настольный теннис, парусный спорт, прыжки на батуте, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, санный спорт, стрельба, тяжелая атлетика, фехтование, фигурное катание) - 3500-4500 ккал для мужчин и 3000-4000 ккал для женщин;
III группа - виды спорта, требующие продолжительных и интенсивных усилий (бег на 400, 800, 1500 и 3000 м, бокс, вольная и классическая борьба, дзюдо, самбо, горнолыжный спорт, плавание, современное пятиборье, баскетбол, волейбол, водное поло, регби, теннис, футбол, хоккей с мячом, с шайбой, на траве) - 4500-5500 ккал для мужчин и 4000-5000 ккал для женщин;
IV группа - виды спорта, требующие длительных, напряженных усилий (альпинизм, бег на 10000 м, биатлон, велоспорт, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, коньки марафон, ходьба спортивная) - 5500-6500 ккал для мужчин и 6000 ккал для женщин;
V группа - виды спорта, отнесенные к IV группе, в дни соревнований. Расход энергии составляет в сутки 7000-8000 ккал и более.
Порядок проведения занятия:
1. Изучить методические особенности определения энергетических затрат хронометражно-табличным методом,
2. Научиться рассчитывать и оценивать энергетические затраты.
Для определения собственного расхода энергии предлагается использовать хронометражно-табличный метод. В его основе лежит хронометраж - измерение времени (в минутах), затраченной на выполнение разнообразной деятельности в течение суток.
Для выполнения хронометража следует проанализировать стандартный день в рабочей неделе и заполнить таблицу суточных энергозатрат (см. образец - таблица 1). Весь день расписывается подробно по минутам по видам деятельности (первая колонка таблицы). При этом необходимо отдельно выделять учебные занятия со статической нагрузкой, занятия с мышечной нагрузкой, время, затраченное на отдых, питание, занятия по интересам и т. д. Если данный день включал в себя спортивное занятие, то его следует разделить по времени на 3 части (разминка, основная, заключительная) с учетом вида деятельности. Во второй и третьей колонках отражается время, затраченное на каждый вид деятельности.
Расход энергии (энергозатраты) на 1 кг веса за 1 мин (четвертая колонка таблицы) определяют по данным таблицы 2 в соответствии с видом деятельности. Энергозатраты за время деятельности (пятая колонка) рассчитываются умножением времени деятельности (третья колонка) на расход энергии на 1 кг за мин. (четвертая колонка).
Таблица 1
Определение суточных энергетических затрат (образец)
Виды деятельности за сутки | Время от … и до … | Время деятельности в мин. | Расход энергии на 1 кг за 1 мин | Энергозатраты за время деятельности |
Зарядка | 7.10-7.30 | 0,0648 | 0,0648 х 20 = 1,296 | |
Душ | 7.30-7.40 | 0,0329 | 0,0329 х 10 = 0,329 | |
Уборка постели | 7.40-7.50 | 0,0329 | 0,0329 х 10 = 0,329 | |
Завтрак | 7.50-8.20 | 0,0236 | 0,0236 х 30 = 0,708 | |
… | … | … | … | …… |
Сон | 23.00-7.00 | 0,0155 | 0,0155 х 480 = 7,44 | |
Итого | 44,5 |
Таблица 2
Расход энергии при различных видах деятельности на 1 кг массы тела в 1 минуту (с учетом основного обмена)
Бег со скоростью 320 м/мин | 0,320 | Езда на машине | 0,0267 |
Бег со скоростью 10,8 км/час | 0,178 | Личная гигиена | 0,0329 |
Бег со скоростью 8 км/час | 0,1357 | Передвижение по пересеченной местности | 0,2086 |
Бокс: удары по мешку | 0,2014 | Переодевание, переобувание | 0,0281 |
Бокс: бой с тенью | 0,1733 | Печатание на машинке | 0,0333 |
Бокс: упражнения с пневмогрушей | 0,1125 | Работа каменщика | 0,0952 |
Упражнения со скакалкой | 0,1033 | Работа комбайнера | 0,0390 |
Борьба | 0,1866 | Работа огородника | 0,0806 |
Велосипедная езда (10-20 км/час) | 0,1285 | Работа переплетчика | 0,0405 |
Гимнастика: вольные упражнения | 0,0845 | Работа портного | 0,0321 |
Гимнастика: спортивные снаряды | 0,1380 | Работа столяра, металлиста | 0,0571 |
Гребля | 0,1100 | Работа хозяйственно-бытовая | 0,0573 |
Катание на коньках | 0,1071 | Сон | 0,0155 |
Бег на лыжах | 0,1707 | Стирка вручную | 0,0511 |
Фехтование | 0,1333 | Уборка постели | 0,0329 |
Ходьба 8 км/час | 0,1548 | Умственный труд сидя | 0,0250 |
Ходьба 6 км/час | 0,0714 | Умственный труд стоя | 0,0360 |
Ходьба 110 шагов в минуту | 0,0680 | Физические упражнения (зарядка) | 0,0645 |
Прием пищи | 0,0236 | Шитье на ручной машинке | 0,0264 |
Чтобы получить суточные энергозатраты необходимо умножить суммарное значение энергетических затрат (5 колонка таблицы) на массу испытуемого. К полученной цифре прибавить 15 % от суточного расхода энергии (это неучтенные энергетические затраты, связанные с возможными неточностями в расчетном методе).
Например, если сумма энергетических затрат составила 44,5, а масса испытуемого – 50 кг, то суточный энергорасход рассчитывается так:
1) 44,5 × 50 = 2225;
2) 2225 × 15 / 100 = 334;
3) 2225 + 334 = 2559– суточные энергозатраты.
Провести сопоставление с гигиеническими нормативами в зависимости от профессиональной принадлежности. Сделать выводы и дать рекомендации по оптимизации энергетических затрат.
Занятие №2
Тема: “ Оценка суточного рациона”
Цель: оценить суточный рацион студента по соответствию законам рационального сбалансированного питания.
Задачи:
- ознакомиться с методическими особенностями изучения рациона питания,
- овладеть умением рассчитывать и оценивать калорийность рациона, качественную адекватность, режим питания.
Оборудование: нормативные таблицы химического состава и калорийности пищевых продуктов, образец меню-раскладки, калькулятор.
Теоретическое обоснование. Рациональным питанием называют физиологически полноценное питание людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов. Рациональное питание обеспечивает постоянство внутренней среды человека (гомеостаз) и поддерживает процессы жизнедеятельности (рост, развитие, функции органов и систем) на высоком уровне.
Основные требования к пищевому рациону:
1. количественная адекватность: калорийность рациона должна соответствовать энергозатратам организма,
2. качественная адекватность: химический состав пищи должен соответствовать физиологическим потребностям организма,
3. ферментативная адекватность: химическая структура пищи должна соответствовать ферментным пищеварительным системам организма,
4. режим питания: пища должна поступать в организм в те временные периоды, которые являются наиболее оптимальными для пищеварения,
5. санитарно-эпидемиологическая безупречность: продукты не должны представлять опасности для здоровья.
Для определения суточной калорийности питания существуют различные методы: балансовый, лабораторный, изучения меню-раскладки (расчетный).
Балансовый метод применяется для изучения питания организованных коллективов. При этом проводят анализ ежемесячных и годовых отчетов о расходе продуктов питания. На основании этих отчетов, зная число питающихся за месяц или год, устанавливают потребление продуктов питания на одного человека в день. По данным потребления рассчитывают химический состав и питательную ценность рациона. Однако недостатком такого метода является то, что характеристика питания отдельного человека является неполной и не учитывает индивидуальные особенности (например, человек может отказаться от какого-либо продукта).
Лабораторный метод используется для соответствующей оценки питания в условиях лабораторий санэпидстанций, где с помощью специальных методик химическим путем определяется количественное содержание пищевых веществ в пробах продуктов, взятых в столовых, ресторанах, кафе. Учитывается, что пищевые белки и углеводы поставляют организму 4,1 ккал в 1 г, а жиры - 9,3 ккал/г.
Метод изучения меню-раскладки является наиболее предпочтительным для оценки индивидуального питания. Термин «раскладка» предполагает, что все съеденные за день блюда раскладываются на составные компоненты, а в дальнейшем производится их сравнение с гигиеническими нормативами для данной группы людей.
Порядок проведения занятия.
1. Провести тестирование для оценки знаний студентами законов сбалансированного рационального питания.
2. Составить таблицу суточного меню (меню-раскладку).
3. Подсчитать среднесуточное потребление белков, жиров, углеводов, калорий (в том числе по приемам пищи), витаминов и минеральных веществ, сопоставить с гигиеническими нормативами.
4. Определить соотношение между белками, жирами и углеводами, сопоставить с гигиеническими нормативами.
5. Определить соотношение между пищевыми веществами животного и растительного происхождения (белки, жиры), а для углеводов соотношение между простыми и сложными, сопоставить с гигиеническими нормативами.
6. Подсчитать количество продуктов, содержащих пищевую клетчатку (в г), сравнить с гигиеническими нормативами.
7. Оценить наличие в рационе наиболее ценных продуктов и повторяемость блюд.
8. Оценить режим питания, сравнить с гигиеническими нормативами.
9. Сделать общие выводы и рекомендации по улучшению рациона питания
Перед проведением основной части занятия предлагается ответить и оценить результаты теста.
Тест
1. Сколько раз в день нужно принимать пищу в оптимальном варианте:
а) 5 - 6 раз, б) 3 - 4 раза, в) 1 - 2 раза, г) более 6 раз.
2. Энергетическую функцию выполняют в основном:
а) белки, б) углеводы, в) витамины, г) жиры.
3. Полноценными белками являются:
а) белки грибов, б) белки растительного происхождения, в) белки животного происхождения.
4. Лучше всего усваивается белок:
а) гречневой крупы, б) мяса, в) хлеба, г) грибов
5. Содержание сахара в суточном рационе не должно превышать:
а) 20 г, б) 100 г, в) 200 г, г) 2 г
6. Пищевые волокна необходимы для:
а) образования энергии, б) стимуляции двигательной активности пищеварительного тракта, в) для образования собственных углеводов тела.
7. Суточная норма витамина С составляет:
а) 50 - 70 мг, б) 5 - 10 мг, в) 2 - 3 г, г) 10 - 15 г .
8. Суточная норма потребления жиров:
а) 1-1,5 г на 1 кг массы, б) 2-2,5 г на 1 кг массы, в) 0,1-0,25 г на 1 кг массы,
г) 10-15 г на 1 кг массы.
9. Необходимо потреблять растительного масла в сутки:
а) 20 - 25 г, б) 10 - 15 г, в) 50 - 70 г, г) до 100 г.
10. Источником кальция являются:
а) хлеб, б) молоко и молочные продукты, в) фрукты, г) растительное масло.
Ключ
1 – а, б, 2 – б, г, 3 – в, 4 – б, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – а, 10 – б
Оценка:
За каждый правильно отвеченный вопрос - 1 балл. 9 - 10 правильных ответов - Вы отлично ориентированы в вопросах питания, 7 - 8 правильных ответов - Вы ориентируетесь в вопросах питания, но дополнительная информация Вам не помешает, 5 - 6 правильных ответов - Ваши знания следует значительно пополнить.
Для составления таблицы суточного меню (таблица 3) необходимо выбрать день с наиболее типичным питанием. Перечислить в 1 столбце все продукты, съеденные за этот день. Если Вы съели блюдо, состоящее из нескольких продуктов, то необходимо сделать раскладку, т.е. расписать весь его состав. Например, суп: мясо, свекла, картофель, морковь, лук, фасоль, капуста.
Указать во 2 столбце примерную массу всех продуктов, съеденных за выбранный день. Масса наиболее употребляемых продуктов выраженная в граммах, указана в таблице 4.
Столбцы с 3-го по 14-й заполняются с пересчетом на фактически потребляемое количество продуктов. Данные о калорийности и химическом составе основных пищевых веществ в 100г продуктов приведены в Приложении (таблица 1).
Затем подсчитывается по колонкам суммарное потребление всех пищевых веществ (белков, жиров и т. д.) и калорий за каждый прием пищи и за сутки, заполняется строка «Итого за завтрак», «Итого за обед», «Итого за ужин», «Итого». Таким образом, таблица рациона питания заполнена.
В дальнейшем следует оценить общую калорийность суточного рациона. При этом следует учесть, что в соответствии с классификацией трудоспособного населения по величине энергетических затрат в сутки студенты относятся к группе лиц легкого физического труда, у которых среднесуточный энергорасход составляет приблизительно 40 ккал/кг массы тела. Допустимые колебания калорийности могут составлять 100 ккал.
Таблица 3
Образец оценки рациона питания методом меню-раскладки
Наименование блюд и продуктов | Масса, г | Основные пищевые вещества, г | Калорийность, ккал | Витамины | Минеральные вещества | ||||||||
белки | жиры | углеводы | A | B1 | B2 | РР | С | Ca | P | Fe | |||
Завтрак | |||||||||||||
Хлеб с сыром | |||||||||||||
Хлеб белый | 6,7 | 0,7 | 50,3 | - | - | - | - | - | 1,8 | ||||
сыр | 8,5 | 10,1 | 0,8 | 0,07 | - | - | 0,04 | 0,2 | - | ||||
Чай с сахаром | |||||||||||||
вода | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |
сахар | - | - | 19,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | ||
Итого за завтрак | 15,2 | 10,8 | 70,6 | 0,07 | 0,04 | 0,2 | 1,8 | ||||||
Обед | |||||||||||||
Ужин | |||||||||||||
Итого за сутки |
Таблица 4
Масса наиболее употребляемых пищевых продуктов, г
Хлебобулочные изделия | Молочные продукты | ||
Хлеб (1 ломтик), круглая булочка | Сыры плавленые | 30 и 100 | |
Булка городская | Мороженое | 50-250 | |
Сдоба обыкновенная | Овощи и фрукты | ||
Сухарь сливочный | Картофелина, огурец, помидор | ||
Сушка простая | Лук репчатый, морковь | ||
Бублик | Абрикос, слива | 25-30 | |
Кондитерские изделия | Яблоко диаметром 5-7,5 см | 90-100 | |
Сахар-рафинад | Апельсин диаметром 6,5-7,5 см | 100-150 | |
Карамель с начинкой | Грейпфрут | ||
Конфеты в шоколаде, мармедад | 12,5 | Лимон | |
Батончики соевые, пастила | Земляника садовая | ||
Ирис | Груша | ||
Зефир | Мясные продукты | ||
Печенье сахарное | 13,5 | Сарделька | |
Печенье сдобное | Сосиска | ||
Пряник | Яйцо куриное | ||
Пирожное |
Гигиенические нормативы суточной потребности в основных пищевых веществах приведены в таблице 5, а также в Приложении, таблицах 2 и 3.
Таблица 5
Суточная потребность в основных пищевых веществах
для взрослого человека (А.А. Покровский, 1992)
Вода, г | 1750 -2200 | Минеральные вещества | |
Белки, г | 80-100 | Кальций, мг | 800-1000 |
В том числе животные | 30-60 | Фосфор, мг | 1000-1500 |
Углеводы, г | 400-500 | Железо, мг | 10-18 |
В том числе простые сахара (глюкоза, фруктоза, галактоза), г | 50-100 | Витамины | |
Пищевые волокна | А, мг | 1,2-2,5 | |
Жиры, г | 60-100 | В1, мг | 1,5-2,0 |
В том числе растительные | 20-25 | В2, мг | 2,0-4 |
РР, мг | 15-25 | ||
С, мг | 100-120 |
Затем рассчитать соотношение между белками, жирами и углеводами, которое должно приблизительно составлять 1:1:4 для студентов. Определить содержание основных витаминов в суточном питании (А, В1, В2, РР, С) и минеральных солей (Са, Р, Fe), сравнить с гигиеническими нормативами.
Необходимо оценить наличие в рационе наиболее ценных продуктов питания: яиц, мяса, рыбы, круп, хлеба из муки грубого помола, овощей, фруктов. Оценить повторяемость блюд. Содержание продуктов, обогащенных пищевой клетчаткой, должно приближаться к 500 г в сутки (для оптимальной работы пищеварительного тракта). Около 500 г должны составлять сырые продукты (овощи, фрукты). Кроме того, следует учесть долю рафинированных продуктов в суточном питании (белый хлеб, сахаросодержащие, соль, кофе, копчености, консервы). Их содержание должно быть незначительным. Важны и способы приготовления продуктов. Наиболее предпочтительным считается приготовление на пару, варка, тушение (в том числе дробные варианты), но не жаренье, копчение. Не очень желательно использовать разогретые продукты.
Затем необходимо проанализировать режим питания в сравнении с нормативами. Физиологически обоснованным является 3-4-разовое питание с интервалами между приемами пищи от 4 до 5 часов. При 3-разовом питании завтрак обеспечивает приблизительно 30% суточной энергетической ценности рациона, обед – 45%, ужин – 25%. При 4-разовом: завтрак – 25%, обед – 35%, второй завтрак – 15%, обед – 35%, ужин – 25% энергетической ценности.
Изучите примерный пищевых продуктов для человека, расходующего 2500 ккал в сутки (Приложение, таблицы 2.3).
Исходя из особенностей индивидуального рациона питания, делается заключение. Оно должно содержать следующие выводы: 1) достаточность калорийности суточного рациона для покрытия суточных энергозатрат, 2) достаточность основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ) для физиологических потребностей организма, 3) правильность соотношения основных пищевых веществ, 4) наличие в рационе наиболее ценных продуктов и повторяемость блюд, 5) оценка режима питания, 6) недостатки, обнаруженные при оценке питания, и гигиенические рекомендации по их устранению.
Контрольные вопросы:
1. Что подразумевается под термином "сбалансированное рациональное питание"? Перечислите законы рационального питания.
2. Что такое энергетические потребности организма и от чего они зависят? Что понимают под энергетической ценностью пищи
3. Какие продукты являются наиболее калорийными?
4. Как оценить энергетическую достаточность рациона?
5. Что подразумевается под качественной адекватностью рациона?
6. Какую функцию выполняют отдельные пищевые ингредиенты?
7. Какие продукты являются источниками растительного и животного белка?
8. Каковы потребности организма в белке и от чего они зависят?
9. Равноценны ли белки животного и растительного происхождения?
10. Как влияет на здоровье недостаток или избыток потребления белка с пищей?
11. В каких продуктах содержатся углеводы?
12. Каковы нормы потребления углеводов?
13. К чему приводит недостаток и избыток углеводов в рационе?
14. Какова роль жиров в организме?
15. Какие продукты являются источниками жира?
16. Нормы потребления жира
17. Равноценны ли жиры растительного и животного происхождения?
18. Как действует на организм недостаток и избыток потребляемых жиров?
19. Что представляют собой витамины и какова их роль в нормальной жизнедеятельности?
20. В каких продуктах содержатся витамины?
21. Какие витамины являются жизненно необходимыми?
22. От чего зависит потребность в витаминах?
23. Что такое антиоксиданты?
24. Что понимают под терминами "гиповитаминоз", "авитаминоз" и "гипервитаминоз"?
25. Чем обусловлено развитие гиповитаминозов?
26. Как сохранить витамины в пище?
27. Можно ли располнеть от витаминов?
28. Являются ли совместимыми избыточный вес и витаминный дефицит?
29. Можно ли покрыть ежедневную потребность в витаминах путем приема готовых диетических продуктов для уменьшения веса?
30. Какова роль минеральных веществ в организме?
31. Как составить меню, чтобы получать достаточное количество витаминов?
32. Сколько жидкости нужно употреблять в сутки?
33. Как часто нужно пить воду?
34. Какой набор продуктов необходим для составления суточного рациона?
35. Что такое режим питания?
36. Как относиться к диетам?
37. Какие продукты обладают лечебными свойствами?
Список рекомендуемой и использованной литературы:
1. Гигиена/Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. – 608с.
2. Голубев В.В., Голубева С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
3. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
4. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: Медицина, 1988. - С.262-304.
5. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.
6. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФиС, 1990. - С.174-226.
7. Петровский К.С. Рациональное питание. - М.: Медицина, 1983. – 140с.
8. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов. - СПб.: ГИОРД, 1999. - С.10-114.
9. Учебно-методическое пособие, разработанное в Тульском гос. пед. университете на кафедре МПОФВ Л.Л. Артамоновой - на сайте http:/www.tula.net/tgpu/resources/hg/g_1.htm и http:/www.tula.net/tgpu/resources/hg/g_7.htm.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Терминологический словарь по теме
«Сбалансированное рациональное питание»
Ассимиляция - процесс синтеза необходимых организму веществ из химических соединений, поступающих из внешней среды (с затратой энергии).
Витамины – химические соединения, которые входят в состав пищи, являются жизненно необходимыми и не синтезируются (или синтезируются в недостаточных количествах) в организме и выполняют функции катализаторов обменных реакций.
Гиповитаминоз - уменьшение в сравнении рекомендуемым количеством витаминов в питании.
Гипервитаминоз - избыточное употребление витаминов.
Диетическое питание - элемент комплексного лечения больных людей путем коррекции питания.
Диссимиляция - процесс распада сложных веществ в организме с выделением энергии.
Заменимые пищевые вещества - вещества, которые могут образоваться в организме.
Калориметрия - метод определения расхода энергии.
Калорийность пищевого продукта - количество энергии (в калориях или в джоулях), содержащейся в 100 г продукта.
Нутриент - пищевое вещество.
Нутрициология - наука о питании.
Незаменимые пищевые вещества – вещества, которые не синтезируются в организме и могут поступить только извне.
Основной обмен - энергия, затрачиваемая организмом на работу внутренних органов и жизнеобеспечивающих систем организма в покое при нормальной температуре тела и среды (+18 ... 20 °С), натощак.
Пищевые добавки – природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно не употребляются в пищу, но в ограниченных количествах добавляются в продовольственные товары для улучшения каких-либо свойств пищи (повышения стойкости к порче, сохранения структуры, внешнего виды и т.д.)
Пищевая клетчатка – сложные полисахариды, которые присутствуют в растительных продуктах, практически не переваривается в пищеварительном тракте человека, но способствует продвижению пищи и адсорбирует и выводит вредные вещества.
Пищевой статус – состояние здоровья человека, сложившееся на фоне конституциональных особенностей организма под воздействием питания.
Рациональное питание - питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма при необходимом уровне обмена веществ.
Режим питания - элемент рационального питания, определяющий кратность приема пищи, интервалы между ними, время приема пищи и распределение калорийности по приемам пищи.
Таблица 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Продолжение таблицы 1
Примечание. Условные обозначения: 0 - отсутствие пищевого вещества, установленное аналитическим путем; "-" - отсутствие сведений о содержании пищевого вещества; Сл. (следы) - наличие пищевого вещества в количествах, не имеющих практического значения; "*" - зарубежные данные.
Таблица 2