Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение дисциплины осуществляется использованием потенциала межпредметных связей, отражением профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся, а также перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости важности темы для данной специальности с акцентом на:
− сформированность умений применять естесственнонаучные знания в профессиональной и общественной деятельности;
− владение навыками проектной деятельности реконструкции с привлечением различных источников;
− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по гуманитарной тематике.
Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 175 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 175 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
в том числе: | |
решение практических задач; аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации; конспектирование текстового материала; выполнение творческой работы по выбранной теме; реферирование материала научных статей; подготовка сообщений; выполнение контрольной работы; составление схем, графиков, таблиц для обобщения и систематизации изученного материала; тестирование. | 3 7 8 3 5 10 3 10 9 |
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: 1 семестр – контрольная работа, 2 семестр – дифференцированный зачет |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Тема 1. Естествознание и его место в современной системе знаний | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации | |||
Тема 2. Критерии научного знания | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 3. Уровни и методы научного познания | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 4. Системный подход в естествознании | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 5. Исторические этапы развития естествознания | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 6. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление схем и таблиц для обобщения и систематизации изученного материала. | |||
Тема 7. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир и их пространственно-временные характеристики | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 8. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы) | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации. 2. Подготовка к ролевой игре в составе двух команд. Изготовление наглядных пособий. | |||
Тема 9. Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 10. Кванты; поглощение и испускание света атомом | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 11. Связь массы и энергии | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 12. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (второе начало термодинамики, энтропия, информация) | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 13. Эволюция Вселенной | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 14. Периодический закон и периодическая система химических элементов | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 15. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 16. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие) | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 17. Клеточное строение живых организмов | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 18. ДНК – носитель наследственной информации | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. 3. Подготовка к сдаче семестровой контрольной работы | |||
Тема 19. Биологическая эволюция | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 20. Биоразнообразие | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 21. Биосистемная организация жизни | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 22. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 23. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 24. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 25. Биосфера. Роль человека в биосфере | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 26. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 27. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 28. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 29. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, в медицине, при изучении свойств вещества | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 30. Принцип действия и использование лазера | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 31. Современные способы передачи и хранения информации | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 32. Получение новых материалов с заданными свойствами | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 33. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Тестирование. | |||
Тема 34. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 35. Физические и химические процессы в организме человека | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 36. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрическая природа нервных импульсов | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 37. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Конспектирование текстового материала. 2. Решение практических задач. | |||
Тема 38. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 39. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 40. Наследственные закономерности. Геном человека | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 41. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 42. Природа вирусных заболеваний | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 43. Принцип действия некоторых лекарственных веществ | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 44. Проблемы рационального питания | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 45. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 46. Использование веществ бытовой химии | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 47. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. | |||
Тема 48. Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактика и лечение инфекционных заболеваний, защита от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений, выбор диеты и режима питания, экономия энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии, личных действий по охране окружающей среды | Содержание учебного материала | 1-3 | |
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Завершение работы над творческим заданием и сдача папки с материалами на проверку. 2. Итоговое тестирование по курсу. 3. Сдача на проверку семестровой контрольной работы. | |||
Всего: |
Содержание учебной дисциплины