Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины

Профильное изучение дисциплины осуществляется использованием потенциала межпредметных связей, отражением профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся, а также перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости важности темы для данной специальности с акцентом на:

− сформированность умений применять естесственнонаучные знания в профессиональной и общественной деятельности;

− владение навыками проектной деятельности реконструкции с привлечением различных источников;

− сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по гуманитарной тематике.

Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины.

Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 175 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 58 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117
в том числе:
практические занятия -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 58
в том числе:
решение практических задач; аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации; конспектирование текстового материала; выполнение творческой работы по выбранной теме; реферирование материала научных статей; подготовка сообщений; выполнение контрольной работы; составление схем, графиков, таблиц для обобщения и систематизации изученного материала; тестирование. 3 7 8 3 5 10 3 10 9
Форма промежуточной аттестации по дисциплине: 1 семестр – контрольная работа, 2 семестр – дифференцированный зачет

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
Тема 1. Естествознание и его место в современной системе знаний Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации  
Тема 2. Критерии научного знания Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 3. Уровни и методы научного познания Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 4. Системный подход в естествознании Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 5. Исторические этапы развития естествознания Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 6. Наиболее важные естественнонаучные идеи и открытия, определяющие современные знания о мире Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Составление схем и таблиц для обобщения и систематизации изученного материала.  
Тема 7. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир и их пространственно-временные характеристики Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 8. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы) Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Аналитическое чтение учебной литературы и выполнение презентации. 2. Подготовка к ролевой игре в составе двух команд. Изготовление наглядных пособий.  
Тема 9. Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 10. Кванты; поглощение и испускание света атомом Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 11. Связь массы и энергии Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 12. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (второе начало термодинамики, энтропия, информация) Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 13. Эволюция Вселенной Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 14. Периодический закон и периодическая система химических элементов Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 15. Связь между структурой молекул и свойствами веществ; неорганические и органические вещества. Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 16. Природа химической связи и механизм химической реакции (скорость реакции, катализ, химическое равновесие) Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 17. Клеточное строение живых организмов Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 18. ДНК – носитель наследственной информации Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала. 3. Подготовка к сдаче семестровой контрольной работы  
Тема 19. Биологическая эволюция Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 20. Биоразнообразие Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 21. Биосистемная организация жизни Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 22. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 23. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 24. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 25. Биосфера. Роль человека в биосфере Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 26. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 27. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий. Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 28. Различные способы получения электроэнергии и проблемы энергосбережения Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 29. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, в медицине, при изучении свойств вещества Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 30. Принцип действия и использование лазера Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 31. Современные способы передачи и хранения информации Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 32. Получение новых материалов с заданными свойствами Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 33. Природные макромолекулы и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Тестирование.  
Тема 34. Биотехнологии (микробиологический синтез, клеточная и генная инженерия). Клонирование Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 35. Физические и химические процессы в организме человека Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 36. Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрическая природа нервных импульсов Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 37. Феномен зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Конспектирование текстового материала. 2. Решение практических задач.  
Тема 38. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 39. Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 40. Наследственные закономерности. Геном человека Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 41. Генетически обусловленные заболевания и возможность их лечения Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 42. Природа вирусных заболеваний Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 43. Принцип действия некоторых лекарственных веществ Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 44. Проблемы рационального питания Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 45. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 46. Использование веществ бытовой химии Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся -  
Тема 47. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Подготовка сообщений и докладов с презентацией. 2. Конспектирование текстового материала.  
Тема 48. Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека: профилактика и лечение инфекционных заболеваний, защита от опасного воздействия электромагнитных полей и радиоактивных излучений, выбор диеты и режима питания, экономия энергии, эффективного и безопасного использования веществ бытовой химии, личных действий по охране окружающей среды Содержание учебного материала 1-3
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Завершение работы над творческим заданием и сдача папки с материалами на проверку. 2. Итоговое тестирование по курсу. 3. Сдача на проверку семестровой контрольной работы.  
Всего:  

Содержание учебной дисциплины

Наши рекомендации