Особенности расчета кольцевой камеры сгорания

Кольцевые камеры сгорания широко применяются в авиацион­ных ГТД благодаря таким преимуществам, как минималь­ная длина и масса, надёжный запуск, равномерное поле темпера­тур перед турбиной. К этому следует добавить, что в качестве стационарных ГТУ используются также авиационные двигатели, отработавшие свой лётный ресурс.

1. Выбор параметров рабочего процесса и определение ос­новных габаритных размеров камеры сгорания.

Исходные данные для расчета аналогичны рассмотренным выше для трубчато-кольцевой камеры. При определении основных габаритных размеров камеры сго­рания можно задаваться и варьировать в рекомендованных пре­делах такими параметрами, как удельная теплонапряжённость жаровой трубы Qvp , длина жаровой трубы ℓж, длина диффу­зора ℓд,отношение средних скоростей в камере и жаровой трубе wкс/wж, отношение внутреннего диаметра рубашки к наруж­ному диаметру турбины Dрвн/Dтн

От выбора этих параметров зависит общая длина камеры, её наружный диаметр, степень расширения и форма диффузора, об­щая конфигурация камеры. Удовлетворительной компоновкой ка­меры сгорания можно считать такую компоновку, когда при допустимых длине и на­ружном диаметре получается диффузор, близкий к симметрично­му, с умеренной степенью расширения и наименьшим числом поворотов потока между конечным сечением диффузора и началом цилиндрической части камеры. При этом камера будет иметь мень­шие потери напора в начальной части и более стабильное по­ле скоростей, так как будут менее вероятными срывы потока в диффузоре, в начале рубашки и сопутствующее им нежела­тельное перераспределение воздуха между наружной и внут­ренней рубашками. В осуществленных камерах сгорания кольце­вого типа отношение wкс/wж = 0,65 - 0,75 (больше, чем у камер сгорания блочного типа). Следовательно, при той же теплонапряженности и длине среднюю скорость в рубашке кольце­вой камеры сгорания выбирают больше, так как наружная и внутренняя рубашки разделены и перетекания воздуха между ними не происходит. Проходное сечение жаровой трубы может быть получено по схе­ме, аналогичной блочной камере

wкс/wж = 0,65 - 0,75

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru Dрвн/Dтн ≈ 0,6 → Dрвн; Qvp (задаемся) → wж → wкс

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru

Полученное проходное сечение жаровой трубы может быть обеспечено при различных значениях наружного и внутреннего диаметров жаровой трубы. Для того чтобы процесс дожигания топлива и условия охлаждения обечаек были одинаковыми, необходимо подавать на единицу длины окружно­сти наружной и внутренней обечаек равное количество возду­ха, при этом скорости на входе в наружную и внутреннюю рубашки должны быть равны (wрн = wрвн). Отсюда вытекает условие, что проходные сечения наружной и внутренней рубашек должны быть пропорциональны соответствующим расходам воз­духа и диаметрам внутренней и наружной обечаек жаровой трубы:

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru (4.56)

Теперь можно написать:

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru (4.57)

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru (4.58)

Откуда

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru (4.59)

Подставляя значение Dжн в (4.57), получим

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru

(4.60)

Если учесть расход воздуха, который идет на охлаждение турбины и не попадает в жаровую трубу, то есть:

Gжн + Gжвн = Gв∑ - Gв1 - Gохлтн - Gохлтвн,

где Gохлтн и Gохлтвн – воздух, перепускаемый на охлаждение турбины из наружной и внутренней рубашек, соответственно, то равенство (4.60) приобретает следующий вид:

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru , (4.61)

где Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru Величина Gв1=GT L0 α1 . Обычно для кольцевых камер αфр = α1 = 0,5 - 0,7. Величина Goxл.т. ≈ 0,03 - 0,07. Уравнение (4.61) решается относительно Dжвн графически, строится график левой части при различных значе­ниях Dжвн и находится точка пересечения с горизонталью, которая определяется константой правой части. В соответствии с отношением расходов определяется положение средней линии камеры сгорания. При дальнейшем расчете все расходы воздуха, кроме отво­димого на формирование температурного поля перед турбиной, распределяются между наружной и внутренней обечайками жаровой трубы в соответствии с величиной отношения:

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru (4.62)

Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru

Рис.4.32. Принципиальная расчётная схема кольцевой камеры сгорания

2. Средняя скорость воздуха в отверстиях жаровой трубы и расчёт первого пояса отверстий, подводящих воздух для сгорания.

Отверстия первого пояса должны иметь относительный шаг по окружности t = 1,4 - 2,0. Число отверстий на наружной и внутренней обечайках должно быть для симметрии течения одинаковым и кратным числу головок жаровой трубы. Параметры втекающей струи должны обеспечить относительную глубину проникнове­ния в сносящий поток Особенности расчета кольцевой камеры сгорания - student2.ru = 0,3 - 0,5 (рис.4.32). Выбор параметров отверстий облегчаемся при использовании но­мограмм (Г.М. Горбунов, "Выбор параметров и расчёт основ­ных камер сгорания ГТД"). Там же представлен подробный рас­чёт камеры сгорания гипотетического ГТД. Расчёт потерь в жаровой трубе, параметров газа и параметров фронтового уст­ройства в целом аналогичен расчётам трубчато-кольцевых камер сгорания.

Наши рекомендации