Требования безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ
Старший спасательной группы обязан:
руководить ведением спасательных работ, определить наиболее эффективные и безопасные способы стабилизации транспортного средства, деблокирования пострадавших, предотвращения возникновения или локализации возникших поражающих факторов;
контролировать выполнение спасателями мер безопасности при ведении спасательных работ, принимать необходимые меры при их нарушении;
немедленно организовать оказание необходимой помощи спасателям при их ранении или травмировании в ходе ведения спасательных работ;
координировать действия с подразделением обеспечения безопасности дорожного движения и другими службами для привлечения к ликвидации последствий ДТП в том числе и по вопросам обеспечения безопасности ведения спасательных работ.
При организации и ведении спасательных работ в первую очередь организовать проведение операций, направленных на обеспечение доступа к пострадавшим персонала скорой помощи для оказания им необходимой первой медицинской и первой врачебной помощи.
Не допускать, без выполнения мер страховки, проведения работ по стабилизации аварийного транспортного средства, находящегося в неустойчивом положении.
Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм. Не допускать, при отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших, извлечения их из аварийного транспортного средства до тех пор, пока им не будет оказана необходимая первая медицинская помощь при травмах, а также извлечения их из аварийного транспортного средства, пока не будет закончена расчистка блокирующих конструкций (обломков). Для защиты пострадавшего от разлетающихся обломков деталей при их резке и осколков стекла, применять экраны из фольги, оргстекла, устанавливая их между пострадавшим и местом работы спасателя.
Начиная спасательные работы, принимать меры предосторожности, убедиться, какой системой безопасности оборудована аварийная машина и каково состояние указанной системы. Во избежание внезапного травмирования сработавшей воздушной подушкой при ведении работ запрещается находится между рулем (передней панелью) и пострадавшим, резать, пилить, сверлить электрическую проводку, рулевое колесо и рулевую колонку, а так же вырывать руль и рулевую колонку.
Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки, или отсоединить (перекусить) кабель от аккумулятора, в том числе и от индивидуального источника питания.
Спасатели при ведении спасательных работ обязаны:
строго выполнять все указания командира аварийно-спасательной группы, быть внимательными, строго выполнять требования безопасности установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента;
не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента;
работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения;
при выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного транспортного средства, под машиной и т. п.) не допускать создания помех и опасности работающим рядом спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях;
при использовании спасательных средств и инструмента применять их только в соответствии с их предназначением и возможностями. Не допускать использования их в качестве рычага для взламывания аварийных конструкций и деталей;
при проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горюче-смазочные материалы. При появлении тяги горючего немедленно принимать меры по ее прекращению. Не допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.
При деблокировании пострадавших не допускать применения силы для извлечения их из обломков, извлечение осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей. Принимать меры по предотвращению травмирования осколками стекла. Осколки сметать или покрывать чехлом. Удаление стекол в кузове аварийного транспортного средства производить учитывая способ их крепления используя присоски и чехлы.
При оборудовании аварийного транспортного средства системой ремней безопасности с механическим натяжением, во избежании внезапного травмирования пружиной, запрещается разрезать, распиливать механизм натяжения ремней и механизм управления системой.
При оборудовании аварийного ТС пиротехнической системой натяжения ремней безопасности запрещается пилить, сверлить, резать указанную систему. Начиная работу, необходимо отключить систему от источников питания, отсоединив кабель аккумулятора. При выполнении работ по стабилизации аварийного объекта необходимо выполнять следующие требования безопасности:
• подходить к аварийному транспортному средству только с наименее опасной стороны указанной командиром;
• запрещается подлезать под аварийное транспортное средство, выдергивать (вынимать) из-под него камни, ветки и другие предметы во избежание внезапной дестабилизации аварийного объекта.
Работы по деблокированию' пострадавших начинать только после стабилизации транспортного средства и перевозимого груза. Для стабилизации использовать табельные, а также подручные средства (клинья, брусья, балки). При ведении работ по деблокированию соблюдать осторожность, не допускать внезапного смещения средств стабилизации и нарушения устойчивости аварийного транспортного средства.
3. Магнитный компас и его применение. Правила обращения с компасом.
Магнитный компас предназначен для определения сторон света и магнитного азимута. При помощи магнитного компаса определяется место своего положения на местности и определение маршрута движения.
В рабочем положении стрелка северным концом устанавливается в направлении на Север, противоположным концом на Юг. Круговая шкала лимба разделена на 3600 для определения азимута. Для визирования на местные предметы и снятия отсчета по шкале имеется визирное приспособление (целиком и мушка).
Для определения направления на ориентир необходимо:
· сориентировать компас на Север совместив стрелку с указателем Север;
· не сбивая ориентировки компаса поворачивать лимб до тех пор, пока наблюдаемый предмет не окажется на линии прорезь-мушка;
· по шкале определить величину угла, которая является магнитным азимутом.
Билет № 4
1. Назначение, технические характеристики электроперфоратора.
Инструментыударного действия предназначены для разрушения, дробления строительных конструкций, их обломков, других элементов завала из искусственных и естественных материалов (кирпича, бетона, известняка, гранита и др.), пробивания проемов, отверстий в стенах, панелях, перекрытиях, фундаментных блоках.
К таким инструментам относятся отбойные молотки, бетоноломы, перфораторы. Технические характеристики инструментов ударного действия приведены в таблице.