Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия физической культуры и спорта

Кафедра охраны здоровья человека

И безопасности жизнедеятельности

В.Р. Танашев

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткий курс лекций

Учебное пособие

Ростов - на - Дону

Аннотация

Краткий курс лекций разработан в соответсвии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, предусмотренных стандартами общекультурных и профессиональных компетенций, формируемых при изучении дисциплины. Структура и содержание курса отражает учебные задачи дисциплины, согласуется с примерной рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», исходя из 72 часов учебного времени. Первый раздел (модуль) раскрывает основные опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, второй раздел посвящен организации защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях.

Курс лекций предназначен для студентов всех форм обучения.

Содержание

1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

1.1. Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях

1.2. Чрезвычайные ситуации природного характера………………

1.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1.3.1. Радиоактивные (ионизирующие) излучения

1.3.2. Радиационная авария

1.3.3. Химическая авария

1.4. Вредные и опасные производственные факторы

1.4.1. Механические опасности

1.4.2. Электрический ток

1.4.3. Электромагнитные излучения

1.4.4. Психофизиологические вредные производственные факторы

1.5. Социальные опасности

1.6. Особенности воздействия современных средств поражения

на людей и объекты

1.6.1.Ядерное оружие

1.6.2. Химическое оружие

1.6.3. Биологическое оружие

2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций

2.1. Основные способы и средства защиты населения

2.1.1. Рассредоточение и эвакуация населения

2.1.2. Укрытие в защитных сооружениях

2.1.3. Применение средств индивидуальной защиты

2.1.4. Специальная обработка

2.2. Обеспечение пожарной безопасности

2.3. Обеспечение безопасности трудовой деятельности

2.3.1. Организация охраны труда

2.3.2. Инструктаж по охране труда

2.3.3. Условия производственной среды

2.3.4.Аттестация рабочих мест по условиям труда

2.4. Первая помощь при жизнеопасных состояниях

2.4.1. Остановка наружного кровотечения

2.4.2. Содержание и общие правила реанимационных мероприятий

2.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона

2.5.1.Основные положения организации гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций

2.5.2.Силы и средства Единой государственной системы

предупреждения и ликвидации ЧС

2.6. Устойчивость функционирования объектов экономики

Глоссарий

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает около 30 тысяч человек, десятки тысяч людей становятся жертвами преступников, алкоголя, тысячи погибают на производстве, сотни тысяч получают травмы и увечья.

Обеспечение безопасности деятельности – приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность – это приемлемый риск.

Наша учебная дисциплина решает следующие задачи:

- идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, характеристики, возможный ущерб, вероятность, причины и т.п.;

- профилактика идентифицированных опасностей;

- действия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определённых условиях, именуемых причинами.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами. Триада «опасность – причины – нежелательные последствия» – это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб.

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

- совершенствование технических систем и объектов;

- подготовка персонала;

- ликвидация последствий.

Наши рекомендации