Обеспечения безопасности жизнедеятельности

26.2. Правовые и организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях

Современные социально-экологические условия характеризуются наличием определенных и устойчивых объективных тенденций углубления экологических последствий чрезвычайных ситуаций. Основным источником экологического неблагополучия являются аварии и катастрофы, сопровождающиеся выбросами и сбросами загрязняющих химических, радиоактивных, биологических веществ и материалов в окружающую среду, а также различные природные процессы и явления — наводнения, ураганы, бури, тайфуны, смерчи, сильные, особо длительные, дожди, землетрясения, оползни, обвалы и др.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «Об использовании атомной энергии». Порядок действия в чрезвычайных ситуациях отражен также и в ст. 56 и 88 Конституции РФ.

Разрабатывается ряд федеральных целевых программ, направленных на предупреждение и подготовку к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Принципиальная особенность создаваемой защиты населения состоит в сосредоточении усилий на предупреждении их возникновения и развития, снижении размеров ущерба и потерь, ликвидации последствий.

Далее рассмотрим последовательность действий органов управления РФ в чрезвычайной ситуации (организационные основы).

Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС) в соответствии со ст. 56 и 88 Конституции России на территории страны или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.

Федеральное Собрание РФ утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий, определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий, осуществляет руководство Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения, определяет порядок привлечения войск Гражданской обороны РФ к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также выполняет ряд других функций.

Органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в указанных ситуациях, принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечивают их проведение, организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения и др.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и готовность необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резервы финансовых и материальных ресурсов и т.д.

Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций возложена на:

• службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи Минздрава РФ;

• службы экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхозпрода;

• всероссийские службы медицинских катастроф;

• оперативную группу постоянной готовности и противолавинную службу Росгидромета;

• службы противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД;

• формирования гражданской обороны;

• подразделения поисково-спасательных служб Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС РФ);

• соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных Сил;

• службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Гражданской авиации Минтранса России;

• восстановительные и пожарные поезда;

• аварийно-спасательные службы министерств и ведомств.

Вопрос 12

Отравляющие вещества.

Одним из средств массового поражения является химическое оружие. Отравляющие вещества, которые при этом используют, предназначены для нанесения вреда здоровью человека. Проникают они в организм через слизистые оболочки дыхательных путей, кожные покровы, с пищей или водой. Эти препараты способны причинить огромный вред даже в малой дозе. Поэтому проникновение через маленькую ранку в организм уже способно привести к серьезным последствиям. Отравляющие вещества получают простыми методами, которые известны любому химику, при этом дорогое сырье вовсе не требуется.

Тактическая классификация[править | править вики-текст]
По упругости насыщенных паров (летучесть) на:
нестойкие (фосген, синильная кислота);
стойкие (иприт, люизит, VX);
ядовитодымные (адамсит, хлорацетофенон).
По характеру воздействия на живую силу на:
смертельные (зарин, иприт);
временно выводящий личный состав из строя (хлорацетофенон, хинуклидил-3-бензилат);
раздражающие: (адамсит, CS, CR, хлорацетофенон);
учебные: (хлорпикрин);
По быстроте наступления поражающего действия:
быстродействующие — не имеют периода скрытого действия (зарин, зоман, VX, AC, CH, CS, CR);
медленно действующие — обладают периодом скрытого действия (иприт, фосген, BZ, люизит, адамсит);
Физиологическая классификация[править | править вики-текст]
Согласно физиологической классификации подразделяют на:
нервно-паралитические ОВ (фосфорорганические соединения): зарин, зоман, табун, VX;
общеядовитые ОВ: синильная кислота; хлорциан;
кожно-нарывные ОВ: иприт, азотистый иприт, люизит;
ОВ, раздражающие верхние дыхательные пути или стерниты: адамсит, дифенилхлорарсин, дифенилцианарсин;
удушающие ОВ: фосген, дифосген;
раздражающие оболочку глаз ОВ или лакриматоры: хлорпикрин, хлорацетофенон, дибензоксазепин, хлорбензальмалондинитрил, бромбензилцианид;
психохимические ОВ: хинуклидил-3-бензилат, BZ.

Вопрос 13

Наши рекомендации