Схемы регулирования подачи воздуха
Выше были изложены основные требования к регулированию подачи воздуха в топку котла. В основном эти требования сводятся к поддержанию заданного коэффициента избытка воздуха а, при котором к. п. д. котла ηкимеет наибольшее значение.
Наивыгоднейший коэффициент избытка воздуха может быть постоянным или меняется с изменением нагрузки.
Регулирование по прямому показателю процесса. Прямым показателем процесса регулирования воздуха, характеризуемого величиной коэффициента избытка а, служит содержание в газообразных продуктах сгорания оставшегося неиспользованным кислорода 02 или выделившейся при сжигании топлива углекислоты С02. На рис. 2-3 показаны графики изменения к. п. д. котла и содержания отдельных компонентов в продуктах сгорания в зависимости от коэффициента избытка воздуха. Из графика видно, что максимальное значение к. п. д. ηк находится на границе исчезновения в газах продуктов неполноты сгорания СО, Н2, СН4 и др. В области максηк значение С02 изменяется с незначительной крутизной, в то время содержание 02 нарастает резко. Ввиду этого регулировать подачу воздуха и топку, поддерживая заданное содержание 02 , принципиально проще, чем регулировать тот же процесс по содержанию С02. Кроме того, оптимальное значение содержания 02 мало зависит от свойств топлива, что не имеет места для С02. Это послужило одной из причин отказа от практического применения способа регулирования по содержанию С02. Значительное время запаздывания подачи сигнала по содержанию С02 в систему автоматического регулирования из-за несовершенства датчиков — газоанализаторов и устройств отбора газа из газоходов, также препятствует применению этого показателя в схемах регулирования.
Последнее обстоятельство имеет значение и при регулировании подачи воздуха по содержанию 02 в газах, однако в результате больших работ, проведенных за последнее время, удалось уменьшить влияние запаздывания настолько, что регулирование по 02 стало практически возможным. При автоматическом регулировании процесса горения приборы, действующие по содержанию 02 в
Рис. 2-3. График зависимо-
Сти к. п. д. котла от избытка
Воздуха в топке.
газах, чаще применяются не в качестве основного средства регулирования, а как корректирующие устройства, оптимизирующие процесс, управляемый другими устройствами.
При необходимости уменьшения избытка воздуха с ростом нагрузки система автоматического регулирования должна поддерживать содержание 02 в газах с неравномерностью, уменьшая эту величину по мере роста нагрузки.
Регулирование воздуха по заданной нагрузке. Показателем, характеризующим заданную нагрузку котла, служит сигнал от главного регулятора по давлению пара в паропроводе перед турбиной. При ручном дистанционном управлении сигнал по нагрузке создается специальным задатчиком ручного управления.
По одному из распространенных способов подача воздуха регулируется по сигналу от главного (корректирующего) регулятора или задатчика ручного управления. Подобные схемы регулирования носят название схем «заданная нагрузка — воздух». При их выполнении должны быть обеспечены условия поддержания оптимального значения избытка воздуха в топке путем параллельного или последовательного воздействия на подачу топлива с корректировкой избытка воздуха по содержанию кислорода в газах.
Регулирование воздуха по расходу топлива. При этой схеме регуляторы поддерживают заданное соотношение между расходами воздуха и топлива. Схемы, основанные на этом принципе, обычно называют схемами «топливо — воздух». Так как схема «топливо — воздух» имеет простое построение, ее желательно применять во всех случаях, когда она дает достаточно высокий экономический эффект. Первое условие, необходимое для применения схемы «топливо — воздух», заключается в возможности непрерывного измерения текущего расхода топлива с приемлемой точностью. Второе условие состоит в том, что теплотворная способность топлива, отнесенная к 1 кг или 1 м3, длительно должна поддерживаться без изменений. Такие условия достигаются только при работе котла на природном газе, поступающем из определенного месторождения, и отчасти при сжигании мазута. Для этих топлив применение схемы «топливо — воздух» полностью оправдывается, и она имеет преимущество перед другими схемами.
При работе на твердом топливе схема «топливо— воздух» неэкономична, так как из-за отсутствия прямого способа мгновенный расход топлива приходится оценивать по вспомогательным показателям, что связано с недопустимо низкой точностью измерения. В настоящее время регулирование воздуха по расходу топлива на котлах, работающих на твердом топливе, практически не применяется. Следует, однако, отметить, что выпускавшиеся ранее регуляторы электромеханического и гидравлического типов были рассчитаны только на применение этой схемы.
Из числа косвенных показателей для оценки мгновенного расхода топлива в системах регулирования процесса горения наиболее часто применялись: оценка по сумме чисел оборотов всех работающих питателей пыли или по положению органа, регулирующего число оборотов питателей (траверсы реостата или плоского контроллера). Малая достоверность такого способа измерения расхода топлива объясняется нестабильностью характеристик топливоподающих устройств, например шнековых питателей пыли. При одном и том же положении регулирующего реостата количество пыли, подаваемой питателями, может изменяться в больших пределах в зависимости от качества пыли, уровня ее в бункерах, плотности мигалок, износа шнека и других причин эксплуатационного порядка. Возникающие при этом внутренние возмущения непосредственно не учитываются системой регулирования, вследствие чего работа регуляторов усложняется, а качество процесса ухудшается.
Регулирование воздуха по расходу пара. Этот способ регулирования основан на том, что количество тепла, уносимого с паром из котла, при неизменном качестве пара прямо пропорционально его расходу. Вместе с тем, как было установлено выше, расход воздуха должен поддерживаться пропорциональным количеству тепла, выделяющегося в топке. Для пояснения следует рассмотреть уравнение теплового баланса котла при установившемся состоянии
, (2-4)
где — низшая рабочая теплотворная способность топлива, ккал/кг; В — часовой расход топлива, кг/ч; D — часовой расход пара, кг/ч; Iпе и Iв — энтальпии перегретого пара, выработанного котлом, и поступающей к нему питательной воды, ккал/кг; ηк — к. п. д. котла.
Предполагая, что величины Iпе и IВ при работе котла постоянны, и пренебрегая колебаниями величины ηк, получаем:
, ккал/к, (2-5)
где k — постоянная величина.
Отсюда следует, что расход пара пропорционален расходу тепла, внесенного в топку топливом. Таким образом, появляется возможность применить в качестве показателя для регулирования воздуха расход пара, точное измерение которого с помощью дроссельного органа затруднений не вызывает.
Схему регулирования расхода воздуха по расходу пара обычно называют схемой «пар — воздух». При постоянстве параметров, входящих в уравнение теплового баланса, такой способ регулирования дает удовлетворительные результаты. Однако эти условия достигаются только при установившихся состояниях (в статике). Поэтому схема «пар — воздух» применима только на котлах, не участвующих в регулировании нагрузки электростанции.
В переходных процессах равенство, выраженное уравнением (2-4), нарушается. Так, при увеличении нагрузки котла часть тепла, выделившегося в топке, не воспринимается паром, а затрачивается на повышение теплового уровня нагретых частей агрегата. При снижении нагрузки некоторое количество тепла переходит в пар от раскаленных частей. Кроме того, переходные процессы сопровождаются отклонением параметров пара от номинального значения, следовательно, энтальпия пара не может считаться постоянной.
Несмотря на рассмотренные преимущества схемы «пар — воздух» по сравнению со схемой «топливо — воздух» на мощных котлах ее применяют редко из-за недостаточной экономичности. Более широкое применение эта схема имеет в промышленных котельных с котлами малой производительности, где решающее значение имеет простота. Так, на выполнение схемы «пар — воздух» рассчитана система регулирования «Кристалл», серийно выпускаемая для котлов производительностью 10—20 т/ч.
Регулирование воздуха по «теплу». Рассогласование между количеством тепла, выделившегося в топке, и теплом, идущим на парообразование, в первую очередь приводит к отклонению давления пара в барабане котла: увеличение расхода пара (без подачи дополнительного топлива) ведет к понижению давления, а уменьшение расхода — к повышению. При этом скорость изменения давления1пропорциональна величине небаланса между приходом и расходом тепла: чем больше этот небаланс, тем быстрее изменяется давление рб в барабане. Таким образом, сумма
или ( )(2-6)
дает достаточно полное представление о количестве тепла, полезно использованного на образование пара. Здесь а — коэффициент пропорциональности.
Так как к. п. д. котла, учитывающий непроизводительные потери тепла, меняется по времени незначительно, можно принять, что суммарный сигнал по расходу пара D и скорости изменения давления в барабане скрб достаточно полно характеризует количество тепла, внесенного в топку с топливом, как при установившемся состоянии, так и в переходных процессах.
При установившемся режиме давление в барабане котла поддерживается постоянным, следовательно, скорость его изменения равна нулю и все полезно использованное тепло идет на образование пара. В этом случае количество тепла, выделяемого топливом, пропорционально расходу пара и схема «тепло — воздух» превращается в схему «пар — воздух».
1 Эта величина равна отношению приращения давления к соответствующему промежутку времени, т. е. производной величине давления по времени , кг/см2 · сек. . Скорость для каждого данного момента можно найти, проведя касательную к кривой разгона по давлению.
Сигнал, достаточно близко характеризующий скорость изменения давления в барабане котла, при автоматизации с помощью электронных авторегуляторов системы ВТИ формируется при помощи электронного дифференцирующего прибора типа ДЛ-П с подключенным к его входу датчиком-манометром.