Аварийная остановка сосудов

7.3.1. Сосуд должен быть немедленно остановлен в случаях предусмотренных инструкцией по режиму работы и безопасному обслуживанию, в частности:

если давление в сосуде поднялось выше разрешенного и не снижается, несмотря на меры, принятые персоналом;

при выявлении неисправности предохранительных устройств от повышения давления;

при обнаружении в сосуде и его элементах, работающих под давлением, неплотностей, выпучин, разрыва прокладок;

при неисправности манометра и невозможности определить давление по другим приборам;

при снижении уровня жидкости ниже допустимого в сосудах с огневым обогревом;

при выходе из строя всех указателей уровня жидкости;

при неисправности предохранительных блокировочных устройств;

при возникновении пожара, непосредственно угрожающего сосуду, находящемуся под давлением.

Порядок аварийной остановки сосуда и последующего ввода его в работу должен быть указан в инструкции.

7.3.2. Причины аварийной остановки сосуда должны записываться в сменный журнал.

+

Баллоны для ацетилена проверяются (освидетельствуются) не реже чем через 5 лет также на заводах-наполнителях в отдельных специальных помещениях, отвечающих требованиям Правил, с температурой воздуха не ниже 120С, но по другой схеме: осмотр наружной поверхности; проверка пористой массы; пневматическое испытание. Пористая масса проверяется на предприятиях-наполнителях каждые 12 месяцев. На баллон наноситея клеймо с годом и месяцем проверки пористой массы, указанием завода-наполнителя и, как свидетельство контроля пористой массы, изображением букв ПМ. Указанные баллоны (для ацетилена) при освидетельствовании погружаются в воду на глубину не менее 1 м и испытываются чистым азотом (не ниже 97% по объему) под давлением 35 кг/см2. Итоги такого освидетельствоваиия заносятся в журнал испытания в следующем порядке: номер по порядку, номер баллона; товарный знак завода-изготовителя и дата (месяц, год) изготовления баллона; дата произведенного и следующего освидетельствования; дата наполнения пористой массой; водяная емкость баллона, л; вес баллона без пористой массы, вентиля и колпака, но с башмаком и кольцом, кг; вес баллона без колпака, но с пористой массой," башмаком, вентилем и растворителем (тара), кг, полое пространство, см3; пробное давление азотом, кгс/cм2; рабочее давление, кгс/см2, подпись лица, производившего освидетельствование баллона.

Не прошедшие испытание, забракованные баллоны приводятся в негодность просверливанием отверстий в их корпусе или нанесением насечек на резьбе горловины.

Эксплуатация баллонов. Меры безопасности. В народном хозяйстве эксплуатируется огромное число баллонов, предназначенных для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных газов. Случаи аварий с этими баллонами значительно сократились, но все-таки еще бывают. Высокая опасность таких аварий в том, что в непосредственной близости к ним, особенно к кислородным, ацетиленовым, углекислотным и другим баллонам находятся люди, связанные с их эксплуатацией. Взрывы таких баллонов при большом давлении газа ведут обычно к значительным разрушениям, авариям на других объектах и даже к серьезным несчастным случаям. Практика показывает, что основными причинами взрывов, пожаров могут. быть низкое качество изготовления баллонов, заполнение их сжиженными газами сверх установленных норм, пребывание их в зоне высоких температур, эксплуатация с недопустимым утоньшением стенки от коррозии, нарушение Правил безопасности при хранении, транспортировке баллонов и использовании содержащихся в них газов. Кроме того, толчки, удары, падения, перегревание баллонов, загрязнение вентилей маслами, слишком быстрое их открывание и другие причины.

Аварии баллонов со сжатым кислородом возможны из-за попадания масел в выходные отверстия и воспламенения при выходе кислорода, а также из-за имевшихся в баллоне частиц окалины, загрязнения органическими 'веществами внутренней части баллонов, падения баллонов на Металлические или другие предметы, нагрева баллонов и других нарушений. Предупреждение аварий и несчастных случаев обеспечивается на основе высокой организации работы, дисциплины и ответственности, строжайшего соблюдения Правил и инструкций, исключения из практики причин происшествий.

Как уже было сказано, одной из причин аварий может быть заполнение баллонов сжиженными газами сверх установленных норм. Так произошло на одном из предприятий. Комиссия, проводившая расследование, проверила другие наполненные баллоны из этой партии. Было установлено, что почти все они оказались переполненными на 2 — 3 кг.

Известно, что в присутствии кислорода интенсивно окисляются органические масла, из-за чего значительно повышается температура,:а иногда масла воспламеняются, что также может вызвать взрыв баллона. Поэтому необходимо тщательно оберегать кислородные баллоны от загрязнения маслами и особенно от попадания масла внутрь баллона, соблюдать особую осторожность при использовании кислородных баллонов в цехах, где для различных целей требуется обильное применение смазки.

Важное значение должно придаваться строжайшему соблюдению правил перемещения внутри зданий и перевозке баллонов, наполненных газом. Для безопасности баллоны в пунктах наполнения и потребления газов перевозятся на специальных тележках, носилках или других приспособленных для этого средствах. Совместная перевозка кислорода с ацетиленом или другим горючим газом опасна и запрещается. Тем не менее в практике нередко можно встретить газорезчика, передвигающего тележку с баллоном кислорода и бачком с -горючим веществом, или газосварщика, перевозящего на одной тележке баллоны с ацетиленом-и кислородом. Все это опасные и потому запрещенные решения. Недопустима также переноска баллонов на плечах и другими.подобными способами. Перевозить наполненные газом баллоны следует при навернутых колпаках на рессорном транспорте или на автокарах в горизонтальном положении, обязательно с прокладками между баллонами.

В качестве прокладок могут применяться деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, а также веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.

Все баллоны во время перевозки должны укладываться вентилями в одну сторону.

Правилами разрешена перевозка баллонов в спецконтейнерах и без них в вертикальном положении, обязательно с прокладками между баллонами, с ограждением, исключающим их падение. Следует иметь в виду, что при транспортировании и хранении баллонов с ядовитыми и горючими газами на боковых штуцерах вентилей баллонов должны быть поставлены заглушки. Баллоны следует предохранять от действия солнечных лучей.

Пренебрежение к выполнению требований Правил может привести к тяжелым последствиям.

На одном из предприятий двое рабочих, переносивших баллон с газом на плечах, уронили его. При падении баллона на рельс железнодорожного пути произошел взрыв. Рабочий был травмирован. В другом случае газорезчик снимал колпак с баллона молотком. Так как в теле колпака не оказалось предусмотренных ГОСТом отверстий, а вентиль баллона был закрыт неплотно, под колпаком создалось значительное давление кислорода. От ударов молотка колпак взорвался.

Администрация должна обеспечивать безопасное хранение газов в баллонах, оборудование специальных помещений. При небольшом количестве баллонов необходимо уделять особое внимание закреплению баллонов (при вертикальном хранении) и защите их от осадков и солнечных лучей. В местах использования газа также следует принимать меры к закреплению и предупреждению нагрева баллонов.

На предприятиях широко используется прогрессивное техническое новшество, обеспечивающее рост производительности и безопасности труда: прокладка кислородопроводов, ацетиленопроводов, углекислотопроводов непосредственно на рабочие места с устройством постов, на которых потребители разбирают газ. Это один из примеров технического решения вопроса.

Наши рекомендации