Цилиндрическая фрикционная передача
Скольжение.В цилиндрической фрикционной передаче (рис. 7.1) окружная скорость v ведомого катка несколько меньше скорости v ведущего катка. Вследствие упругих деформаций первоначальный контакт катков по линии переходит под нагрузкой в контакт по площадке. При контакте по линии имеет место равенство окружных скоростей ведущего и ведомого катков (чистое качение), а при контакте по площадке скорости сопряженных точек катков не равны — возникает скольжение. Для передач, работающих в масле, скольжение связано также с наличием масляных пленок.
Влияние проскальзывания учитывают с помощью коэффициента скольжения
.
Обычно ε = 0,005...0,05. Упругое скольжение для стальных катков невелико: ε = 0,002; для текстолита по стали ε = 0,01; для резины по стали ε = 0,03.
В вариаторах (см. рис. 7.2) дополнительно появляется геометрическое скольжение, связанное с неодинаковым изменением скорости по длине контакта у тел качения.
Буксование.Нарушение условия приводит к буксованию. При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему. Рабочие поверхности катков изнашиваются. Для предупреждения буксования создают достаточный запас сцепления К.
Передаточное число.На рис. 7.1 показана схема простейшей цилиндрической фрикционной передачи с нерегулируемым передаточным числом. Опоры ведомого вала выполнены подвижными (плавающими) в направлении линии центров О1 О2 и находятся под действием пружины сжатия, вследствие чего обеспечивается прижимная сила Fr. В передаче с цилиндрическими катками
,
где ε — коэффициент скольжения.
В силовых передачах и ≤ 7.
Геометрический расчет передачи.Межосевое расстояние (см. рис. 7.1)
.
Диаметр ведущего катка
.
Диаметр ведомого катка
.
Силы в передаче.При работе фрикционной передачи должно соблюдаться условие.