I. общая характеристика элементов v группы главной подгруппы.
ЛЕКЦИЯ № 16
ТЕМА: 2.1.3. «ГЛАВНАЯ ПОДГРУППА V ГРУППЫ. СОЕДИНЕНИЯ АЗОТА»
МОТИВАЦИЯ.
В воздухе содержится около 78% азота по объему.
Азот входит в состав органических и неорганических соединений: аминокислот, белков, нитратов и др.
Азот является исходным сырьем для получения аммиака, азотной кислоты и азотных удобрений.
Из аммиака получают азотную кислоту, гидроксид аммония и т.д. Нашатырный спирт широко применяется в медицине.
Азотная кислота является одним из основных реактивов применяемых в фарм. анализе. Необходимо соблюдать осторожность при работе с кислотой. В медицине применяется в рассчитанных концентрациях для выведения бородавок.
Знание данной темы необходимо для изучения химических и специальных дисциплин.
ЦЕЛИ:
1.В ходе лекции студенты должны получить представления об элементе V группы - азоте и его соединениях: аммиаке, солях аммония, оксидах азота, азотистой кислоте и ее солях, о свойствах азотной кислоты и ее солей, технике безопасности при работе с азотной кислотой.
2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний: - характеристики элементов V группы главной подгруппы по положению в ПСХЭ им. Д.И. Менделеева;
- физических и химических свойств азота;
- особых свойств азотной кислоты.
ВПС: Темы: «Классы неорганических соединений»,
«Периодический закон и периодическая система химических элементов им. Д.И. Менделеева», «Химическая связь».
«Окислительно-восстановительные реакции»
«Теория электролитической диссоциации».
МПС:
аналитическая химия т. «Анионы»
т. «Кач. реакции на анионы I-III гр.»
т. «Метод кислотно-основного титрования».
Хо- т. «Амины»
Т. «Азо - и диазосоединения
ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.
1. Перечислить элементы V группы главной подгруппы.
2. Как определить высшую валентность этих элементов?
3. Почему высшая валентность азота равна трем?
4. Каковы высшая и низшая степени окисления азота?
5. В каких соединениях атом азота будет проявлять степень окисления (− 3)?
6. Какие оксиды способен образовывать азот?
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ:
Фармацевт должен обладать общими компетенциями,включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность. .
ОК 4. Осуществлять поиск и. использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься' самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
- .
Фармацевт должен' обладать профессиональными
компетенциями,соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
.
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.
ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПЛАН ЛЕКЦИИ.
1.Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы периодической системы Д. И. Менделеева.
2. Биологическая роль азота (самостоятельно)
3.Азот. Характеристика азота, исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома, степени окисления, физические свойства, распространение в природе, способы получения, химические свойства. Важнейшие соединения азота.
4.Аммиак, его способы получения, физические и химические свойства.
5.Соли аммония, способы получения, свойства. Качественная реакция на катион аммония.
6.Применение в медицине и народном хозяйстве азота и его соединений. (самостоятельно) .
7. Оксиды азота. Азотистая кислота. Нитриты.
Качественная реакция на нитрит — ион .
8. Азотная кислота, способы получения, физические и химические свойства, техника безопасности при работе. Нитраты.
9.Качественные реакции на нитрат-анионы
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ V ГРУППЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ.
Из элементов V группы ПС для медицины представляют интерес главная п/группа, которая включает азот, фосфор, мышьяк, сурьму и висмут.
В наружном слое атома этих элементов имеется пять электронов, поэтому способность к присоединению электронов выражена у них слабее, чем у соответствующих элементов VI и VII групп. С другой стороны, элементы главной подгруппы V гр. отдают электроны легче, чем элементы VI и VII групп, поэтому их кислородные соединения более устойчивы. Следовательно, элементы подгруппы проявляют одновременно положительную и отрицательную степени окисления.
Высшая положительная степень окисления элементов этой подгруппы
равна + 5, а отрицательная − 3.
Вследствие относительно меньшей ЭО связь данных элементов в водородом менее полярна, чем связь с водородом элементов VI и VII групп. В результате этого водородные соединения рассматриваемых элементов не отщепляются
в водном растворе ионы водорода и поэтому не обладают кислотными свойствами
Выводы:
1.В наружном слое атома элементов V группы ПС имеется пять электронов;
2.Способность к присоединению электронов выражена у них слабее, чем у соответствующих элементов VI и VII групп;
3.Элементы главной подгруппы V гр. отдают электроны легче, чем элементы VI и VII групп;
4.Высшая положительная степень окисления элементов этой подгруппы
равна + 5, а отрицательная − 3.