Сооружения на водоотводящих сетях. Смотр., перепад.колодцы,раздел.камеры, дождеприемники. Дюкеры, эстакады, переходы под железными и автомобильными дорогами
На водоотв. сетях устраив. след.типы сооруж.: Смотровые колодцы - в местах присоед. тр-ов , изменения их диаметров, глубины заложения и уклонов , а также на прямолин.уч-ках сети ч/з определен. расстояния. Различают линейные, узловые, поворотные см. колодцы, ч/з кот-ые производится наблюд-е за работой сети и осущ. прфилактич. меропр. и ремонт. Перепадные колодцы – спец. сопряжения тр-ов, лежащих на разных глубинах. Дюкеры и самот. переходы –устр-ся при пересечении рек, оврагов и инж. сооружений. Ливнеспуски
и раздел. камеры – для сброса части дождевого стока в водоем. Регулир. резерв. служат для сглажив. пиковых дождевых расходов. Выпуски служат для сброса стоков в водоемы. Н.С- для перекачки жидкости на более выс. отметки.
Сопряжение труб в колодцах-уложенных на различ. глубине осущ. с помощью перепадных колодцев. Необход. применять в след. случаях:при присоед. боковых веток к коллекторам :-при пересечении труб-дов с инженерн. сооруж-ями .-при устр-ве затоплен. выпусков воды в водоем:-при больш. уклонах поверх. земли. Перепад. колодцы м/б подразделены на:шахтного типа ,с водосливами. Смотр. колодцем-называют шахту располож. над водоотв. труб-ом, внутри кот. заменены открытым лотком. Места располож. смотр. колодцев: 1) в местах изменения диаметра или уклона тр-да; 2) в местах боковых веток; 3) на прямол. уч. ч/з 35-300м в зависимости от диаметра. Смотр. кол. состоят из след. элементов: раб. камеры, горловины и переходной части между ними, основания и люка с крышкой. Рабочая камера д иметь след. размеры: высота-1.8м, диаметр-1.0м , диаметр горловины-0.7м . Разделительные камеры - по принципу работы: 1) основн. типы - с водосливами и с различ. дальностью отлета струи; с сифонами. Дождеприемники- устанав.; в пониженных местах и в конце улиц с затяжными спусками; -на перекрестках и пешеходных переходах; -внутри кварталов, дворов и парков. Они представл. соб. колодец, состоящ. из съемной решетки, стакана и днища. Он бывает с осадочной и без осадочной частью. С осадочной частью прим. при плоском рельефе местности. Дюкеры-во входной камере имеются 2 отделения –мокрое и сухое. В мокром нах-ся открытые лотки, а в сухом размещ. трубы и задвижки. Дюкер должен быть проложен не менее чем в 2 рабочие линии из стальных труб с усиленной антикорр. изол. диаметром не менее 150 мм. Трасса дюкера должна быть перпенд. пересечению, иметь миним. длину и заложение труб, иметь неразмываемые берега и дно реки, проходить в благоп. грунтовых условиях. Средний уч-ок тр-да укладывают с небол. уклоном, а боковые ветви с углом наклона к горизонту не более 20°. Глубина укладки подводной части дюкера h не должна быть менее 0.5м, а в пределах фарватера- не менее 1м .Расстояние м/у линиями в свету b должно быть не менее 0.7 -1.5м. Каждая линия дюкера должна проверяться на пропуск расчетного расхода с учетом допустимого подпора в мокром отделении входной камеры. Скорости при норм. режиме в трубах не менее 1м/с.Если при расчетных расх. не обеспечиваются миним. скор-ти ,то одну из линий след. принимать резервной.
Так же для пересечения водоотв. сетей с различными надзем. и подземными препятствиями прим-ют эстакады и переходы.
Эстакады-устр. при пересечении самот. сети с оврагами, лощинами. Эстакада более проста по конструк., чем дюкер ,и м/б использ. как пешех. мост (временно). Представ. собой мост на опорах, по которому с необход. уклоном проложен самот. тр-од. Перед эстакадой устр. авар. выпуск. На самом трубопроводе предусматриваются ревизии для прочистки.
Переходы-устраиваются под железнод. путями или автомоб. дорогами. Переходы дюкерного типа проектир. для дорог, проходящих в глубоких выемках. Уст-во этих переходов аналогичны дюкерам ,но у переходов отсутствует авар. выпуск. Переходы самот. типа устраивают, если отметка тр-да меньше отметки препятствия. Переходы прокладывают в металлических или ж/б футлярах, или в тоннелях. Футляры и тоннели предназначены для предохр. рабочего тр-да от нагрузок, кот возникают от движ. транспорта над ним Безнапорные линии устраивают из чугун. или ж/б труб, напорные –из стальных .При пересеч. тр-ов на одном уровне следует устраивать переп. колодец на одном из коллекторов.