Влияние различных факторов на набухание, определение ИЭТ, коллоидная защита
Цель работы:Приобрести навыки экспериментального определения величины набухания полимеров и изоэлектрической точки (ИЭТ) белков.
Задание: изучить влияние природы растворителя и электролитов на набухание ВМС. Определить ИЭТ ВМС по степени набухания. Наблюдать явление коллоидной защиты.
Оборудование и реактивы: желатин порошкообразный; кусочки резины; толуол; растворы сульфата натрия (c(Na2SO4)=0,5 моль/л и c(Na2SO4)=0,00125 моль/л); раствор иодида натрия (c(NaI)=0,1 моль/л); буферные растворы с рН от 1 до 12; гидрозоль гидроксида железа (Ш); 0,1%-й раствор желатина.
Сущность работы:сравнивают объемы образцов полимеров до и после набухания. Сравнивают объемы желатина после набухания в воде и в присутствии различных электролитов. ИЭТ находят графически Dh = f (pH), предварительно определяя изменение объема желатина в результате набухания в растворах с различными значениями рН.
Выполнение эксперимента:
Опыт 1.Изучение влияния природы среды на набухание.
Экспериментальные данные:
Пробирка | Полимер | Среда | Результаты наблюдений |
1. 2. 3. 4. | Желатин Желатин Резина Резина | Вода Толуол Вода Толуол |
По окончании работы толуол выливают в специальную склянку для слива органических растворителей.
? |
__________
____________________________________________________________________
Опыт 2. Изучение влияния электролитов на величину набухания ВМС.
Экспериментальные данные
Пробирка | Среда | Высота слоя сухого желатина ho, мм | Высота слоя набухшего желатина h, мм | Степень набухания |
1. | Вода | |||
2. | Раствор Na2SO4)=0 Na2SO4)=0Na2SO4)=0суль фатасульфата Na2SO4) (Na2SO4)=Na2SO4 С=0,00125 мольддддмтмоль/лмоль/л | |||
3. | Раствор NaI С=0,1моль/л |
? |
Вывод:
_______________________________________________________________________________
Опыт 3. Определение изоэлектрической точки желатина.
Экспериментальные данные:
Пробирка | рHраствора | Высота слоя сухого желатина ho, мм | Высота слоя набухшего желатина h, мм | Dh, мм |
Обработка результатов эксперимента:
Для определения ИЭТ желатина строят график зависимости Dh = f (pH). ИЭТ находят, опустив из точки минимума на кривой перпендикуляр на ось абсцисс. Температура Т= _______ К
График:
Дата____________
Тема: «Молекулярно-кинетические свойства растворов биополимеров».(семинар)
Занятие № 10
Целевые задачи:
иметь представление :
- об особенностях броуновского движения и диффузии макромолекул в растворах ВМС;
- о специфике процессов, связанных с переносом ионов ( без изменения их зарядов ) через мембрану;
Знать:
1.Уравнение Галлера. Определение молярной массы ВМС осмометрическим методом.
2. Что такое онкотическое давление. Передвижение жидкости между плазмой и межклеточным пространством в зависимости от онкотического и гидростатического давлений.
3. Мембранное равновесие Доннана.
4.Общую характеристику смешанных биополимеров.
5.Расчет коэффициента диффузии по уравнению Эйнштейна.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
На занятии сделать следующие задания:
1. Молярная масса биополимера = 600000 г/моль. Рассчитайте молярную концентрацию раствора, если массовая концентрация полимера равна 6 г/л. Чему равно осмотическое давление такого раствора при 270С, коэффициент b = 1 Па х м6 х кг-2 .
2. Чему равен радиус белковой частицы, если коэффициент диффузии сывороточного альбумина при комнатной температуре в разбавленном водном растворе соли = 10-12 м2 /с , и молекулы ВМС имеют сферическую форму.Вязкость воды = 0,001 Н.с/ м2
3. Напишите основное уравнение мембранного равновесия Доннана и проведите его анализ.
Домашнее задание.
1.Напишиите уравнение Эйнштейна для расчета коэффициента диффузии и сделайте его анализ:
_________________________________________________
2. Какое уравнение отражает зависимость осмотического давления от концентрации биополимера в растворах?
_________________________________________________
3. Будет ли наблюдаться эффект Доннана, если белок помещен в среду с рН, равной ИЭТ белка?
_________________________________________________
4. Какие процессы регулируют изменение онкотического давления?
_________________________________________________
5. По одну сторону мембраны помещен раствор белка RCl с концентрацией 0,1 моль/л, по другую – раствор хлорида натрия с концентрацией 0,2 моль/ л. Рассчитайте концентрацию хлорид-ионов по обе стороны мембраны после установления равновесия.
_________________________________________________
Дата____________
Тема: « Гели. Структурообразование в растворах биополимеров »
Занятие № 11
Целевые задачи:
иметь представление :
- о классификации гелей;
- о свойствах лиогелей;
-о факторах ,влияющих на желатинирование.
Знать:
- определения понятия «гель», « студень».
- сущность тиксотропии и синерезиса.
- процессы диффузии в гелях.
- диффузии по уравнению Эйнштейна.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
1. Гель –
2..Студень-
- Лиогели-
- Коагели –
- Ксерогели –
-Хрупкие –
Эластичные -
Лабораторная работа.
Цель работы:изучить получение гелей и студней методами желатинирования и набухания, а также процессы диффузии в студнях.
Сущность работы:провести опыты, с помощью которых можно получить гели и студни.
Опыт 1.Получение геля желатина.
Приборы, оборудование:водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка, штатив с пробирками, мерный цилиндр.
Реактивы: желатин сухой, вода.
Ход работы: 0,3 г желатина, высыпают в пробирку и заливают 6мл холодной воды. Выдерживают в течение 20 – 30 мин для набухания желатина, после чего содержимое пробирки осторожно нагревают, непрерывно помешивая стеклянной палочкой до полного растворения желатина. Образуется золь желатина, его наливают в другую пробирку, охлаждают и помещают в стакан с холодной водой или кусочками льда.
Описать наблюдения:
? |
Опыт 2(демонстрационный).Диффузия в студнях.
Приборы, оборудование:водяная баня, горелка , химический стакан на 250 – 500 мл, стеклянная палочка, скальпель, стеклянные трубочки, мерный цилиндр.
Реактивы: желатин сухой, вода, кристаллы перманганата калия или дихромата калия.
Ход работы:готовят 2% раствор желатина в химическом стакане, выдерживают 30 минут, затем нагревают на водяной бане , помешивая с стеклянной палочкой до полного растворения. Полученный золь наливают в колбочку, охлаждая водой или льдом до получения студня. Скальпелем делают надрез до середины колбы, в разрез вставляют стеклянную трубку и через неё вводят в студень кристаллик окрашенного вещества. Через 2 часа наблюдают хорошо выраженную диффузию ( распространение окраски от кристаллика окрашенного вещества во всем объеме студня.
Вывод:
__________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Опишите явления тиксотропии в биологических системах:
____________________________________________________
2. Опишите явление, протекающее при старении гелей, как оно называется?__________________________________________________________________________________
3. Назовите факторы, влияющие на скорость синерезиса:
__________________________________________________________________________________
4. Опишите особенности диффузии в лиогелях:
__________________________________________________________________________________
5. Что называют пептизацией геля?
__________________________________________________________________________________
Дата____________
Тема: « Смешанные биополимеры ».(семинар)
Занятие 12.
Целевые задачи:
иметь представление :
- о классификации биополимеров;
- о структуре, свойствах и физиологической роли смещанных биополимеров;
Знать:
1.Строение протеогликанов, надмолекулярную структуру хряща.
2.Строение гликопротеинов, структуру коллагена, его роль в жизнедеятельности, строение конформациитропоколлагена и коллагенового волокна.
3.Что такое антигенные детерминанты. Роль гликофорина.
4.Строение липопротеинов, структуру частицы липопротеина. Роль хиломикронов.
5.Общую характеристику протеолипидов и липополисахаридов.
6.Строение и общую характеристику церуллоплазмина, трансферрина, эластина, гликофорина, холинэстеразы.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
Смешанные биополимеры–
ЛИПОПРОТЕИНЫ-
ЛИПОПОЛИСАХАРИДЫ-
ГЛИКОПРОТЕИНЫ –
1. Гликопротеины плазмы крови
2. Гормоны передней доли гипофиза :
3. Гликопротеины плазматических мембран
4. Гаптоглобин –
5. Фосфопротеины
6. Коллаген –
Выполнить на занятии следующие задания:
1. Приведите основную классификацию смешанных биополимеров
2.Приведите и опишите структуру коллагена .
3.Схематично изобразите надмолекулярную структуру хряща.
4.Схематично изобразите строение молекулы липополисахарида.
5.Приведите схему антигенных детерминантов, обуславливающих различие групп крови.
6. Приведите схему структурной частицы липопротеина. Дайте пояснения.(1 балл)
Домашнее задание.
1. К какому классу смешанных биополимеров относятся хиломикроны?
В чем заключается их биологическая роль?
__________________________________________________________________________________
2.К какому классу смешанных биополимеров можно отнести фермент холинэстеразу? Какова его роль в организме?
__________________________________________________________________________________
3.. Изобразите строение коллагенового волокна. Дайте пояснения
__________________________________________________________________________________
3. К какому классу смешанных биополимеров можно отнести коллаген и эластин? Какова их биологическая роль?
__________________________________________________________________________________
4. К какому классу смешанных биополимеров можно отнести гликофорин?
Представьте схему положения гликофорина в плазматической мембране эритроцитов.
__________________________________________________________________________________
5. Приведите пример смешанных биополимеров соединительной ткани. Опишите структуру одного из них.
__________________________________________________________________________________
6. Что является структурной единицей коллагена, в чем ее особенности?
__________________________________________________________________________________
7. К какому классу смешанных биополимеров можно отнести церуллоплазмин? В чем заключается его биологическая роль?
__________________________________________________________________________________
Дата____________
Тема: « Ферменты».
Занятие 13.
Целевые задачи:
Иметь представление :
- об особенностях каталитической активности ферментов;
- о строении и механизме действия ферментов;
- о ферментативном катализе;
- о коферментной функции витаминов;
.
Знать:
1. Классификацию ферментов.
2. Что такое активный центр фермента.
3. Характеристику аллостерических ферментов.
4. Что такое коферменты и коферментную функцию некоторых витаминов.
5. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Его анализ.
6. Ингибирование действия ферментов.
7. Функции цитохромов.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
Лабораторная работа.