Iv.2.2. способы организации пунктов страховки
При проведении спасательных работ существует необходимость в закреплении веревок как для страховки, самостраховки, подъема, спуска спасателей, грузов, пострадавших.
Для выполнения этой операции необходимы надежные точки крепления, выдерживающие нагрузку около 1800 кг. Наличие точек крепления с такой прочностью точно определить достаточно трудно. К таким точкам относятся массивные и монолитные части зданий и сооружений: плиты, балки, колонны, монтажные элементы этих конструкций, проемы капитальных стен и пр. Вокруг которых делается страховочная станция. При отсутствии таких точек крепления необходимо страховочную станцию создать вокруг нескольких (2-3) точек опоры меньшей прочностью, охватив их основной веревкой. Таким образом, чтобы нагрузка равномерно распределялась между выбранными точками опоры.
Необходимо следить за тем, чтобы в местах, где пролегает веревка, не было острых граней, кромок, способных нанести повреждения целостности и прочности веревки. Для этого используются предохранители веревки (протекторы), надеваемые на нее и располагающиеся на опасных местах. При отсутствии предохранителя веревки необходимо загнуть острые края, обколоть острые грани, подложить в этих местах прокладки из нескольких слоев плотной ткани, деревянные прокладки и т.п.
Компенсационные петли
IV.2.3. Правила безопасности при выполнении приемов страховки.
Для обеспечения безопасности проведения аварийно спасательных работ на высоте необходимо:
- при малейшем сомнении в безопасности прибегать к страховке;
- в аварийной ситуации сохранять высокий моральный дух, крепкие нервы, хладнокровие, уверенность, умение действовать правильно и быстро, без паники;
- положение тела страхующего и страховочной веревки должно обеспечивать устойчивость в момент рывка при срыве;
- страхующий должен быть в каске и перчатках;
- страхующий не должен стоять под лезущим вверх;
- страхующий внимательно следит за действиями партнера и своевременно отдает или выбирает веревку;
- страховка осуществляется двумя руками;
- во избежание травм не держать руки близко к карабину или страховочному выступу;
- быстрота передвижения не должна достигаться за счет уменьшения безопасности;
- не прекращать страховку, пока страхуемый не организовал самостраховку;
- закрепление веревки для спуска производить только за надежные, хорошо проверенные опоры;
- площадка для спуска должна быть удобной и прочной,а острые выступы предварительно обработаны;
- путь спуска по возможности должен миновать сыпучие участки с неустойчиво лежащими камнями или обломками;
- конец спусковой веревки должен доставать до площадки;
- спуск проводить медленно, без рывков;
- избегать закручивания тела, не отпускать регулирующую спуск руку;
- не допускать резкого ослабления и фиксирования веревки при спуске;
- диаметр основной веревки должен быть больше, чем вспомогательной. Это способствует лучшему затягиванию узлов при нагрузках;
- приземляться необходимо внимательно, легко и устойчиво, чтобы не потерять равновесие и не получить травму.