Автоматическое регулирование температуры перегрева пара на барабанных котлах
Коэффициент полезного действия парового цикла электростанции растет с повышением температуры острого пара. Даже незначительное снижение температуры (на несколько градусов) приводит к ощутимому снижению к. п. д. цикла. Поэтому стремятся к поддержанию температуры перегрева по возможности более высокой. Предел повышения температуры перегрева определяется прочностью стали, из которой изготовлены трубки пароперегревателя, паропроводы, арматура и камеры клапанов турбины. Эти части на современных агрегатах выполняются из специальных сортов жароупорной стали, что позволило повысить предельную температуру с 400— 420° С при углеродистой стали до 520—560°С на котлах блочных установок.
Регулирование температуры пара на котлах осуществляется путем снятия излишнего перегрева в поверхностных или смешивающих теплообменниках — пароохладителях. Для облегчения условий регулирования следовало бы устанавливать пароохладители за последней ступенью поверхности пароперегревателя. В этом случае время запаздывания процесса было бы минимальным. Однако такая схема не защищает пароперегреватель котла и исключает возможность поддержания температуры на максимально допустимом по условиям работы металла пределе, поэтому она практически не применяется.
Оптимальные условия регулирования перегрева пара достигаются при установке пароохладителя между двумя ступенями пароперегревателя (в «рассечку» перегревателя). Получив в первой ступени перегрев, близкий к предельно допустимому, пар проходит через регулируемый пароохладитель, после чего поступает во вторую ступень и на выход из котлоагрегата. Температура должна быть снижена в пароохладителе настолько, чтобы на выходе температура поддерживалась на максимально допустимом пределе.
На современных барабанных котлах большой паропроизводительности, также как и на прямоточных котлах применяется установка двух и более пароохладителей, последовательно расположенных в разных точках парового тракта. Регулирование перегрева с помощью пароохладителя, установленного в рассечку перегревателя, приводит к увеличению запаздывания изменений температуры на выходе из котла. Поэтому желательно, чтобы пароохладитель был установлен по возможности близко к выходу пара из котлоагрегата. Однако это не всегда возможно по конструктивным соображениям. Например, у котлов старых выпусков пароохладители установлены не в рассечку, а перед пароперегревателем, на стороне насыщенного пара. Охлаждение «насыщенного» пара приводит к увеличению его влажности, в результате чего температура пара за пароперегревателем понижается. В большинстве случаев эти котлы имеют пароохладители поверхностного типа, вследствие чего время запаздывания процесса (с момента подачи охлаждающей воды до начала изменения регулируемой температуры) достигает значительной величины (примерно 160— 200 сек), что практически исключает возможность автоматизации процесса. Следует заметить, что на большом количестве котлов поверхностные пароохладители были переделаны на впрыскивающие, расположенные в рассечку перегревателя.
Охлаждение пара в поверхностных пароохладителях производится питательной водой, ответвленной из общего потока и пропущенной по трубкам пароохладителя. При этом наблюдается взаимное влияние регуляторов питания и перегрева котла. На рис. 2-9 изображена упрощенная схема питательных линий котла высокого давления с поверхностным пароохладителем на стороне насыщенного пара. Вода из питательных магистралей поступает через клапан П1 или П2 авторегуляторов питания. Нормально питание производится по одной линии, а задвижка 3 находится в закрытом состоянии. Пройдя клапан П, часть воды через клапан Д подается в экономайзер котла, а остальная вода через клапан Т регулятора перегрева поступает к пароохладителю, после чего вновь смешивается с потоком воды, движущимся в экономайзер. При увеличении открытия клапана Я регулятора питания давление воды за этим клапаном повышается, что приводит к увеличению расхода воды через пароохладитель.
Рис. 2-9. Упрощенная схема питательных линий котла с поверхностным пароохладителем на стороне насыщенного пара.
Стремясь поддерживать заданную температуру пара, регулятор перегрева уменьшает расход воды на пароохлаждение, прикрывая клапан Т. Это вызовет повышение давления воды за клапаном регулятора питания и соответственно уменьшение подачи воды в котел. Регулятор питания вновь придет в действие, увеличив открытие клапана П и вызав новое включение регулятора перегрева. Взаимное влияние регуляторов приводит к ухудшению процессов регулирования уровня и температуры перегрева.
Может оказаться, что при полном открытии клапана Т регулятора температуры расход охлаждающей поды будет недостаточен. В этом случае клапан Д должен быть прикрытым, что приводит к повышению давления перед клапанами Д и Г, т.е. после клапана П—регулятора питания. В результате действия обоих регуляторов расход воды через пароохладитель увеличится при прежнем расходе питательной воды. Возможен предельный случай, когда клапан Д окажется полностью закрытым и вся питательная вода будет проходить через пароохладитель. Клапан Д на большинстве котлов перемещается с помощью дистанционного привода ручного управления. При наличии дифференциального регулятора давления этот клапан может переставляться автоматически, поддерживая постоянным перепад давления на клапане П регулятора питания.
На рис. 2-10 показана схема автоматизации смешивающего (впрыскивающего) пароохладителя 1, установленного между коллекторами 2 и 3 пароперегревателя.
Рис. 2-10. Схема автоматизации смешивающего (впрыскивающего) пароохладителя.
Диф— дифференцирующий прибор; ИМ — исполнительный механизм.
Пар из предыдущей ступени перегревателя через коллектор 2 направляется в пароохладитель, где в его поток впрыскивается охлаждающая вода, давление которой превосходит давление пара в месте впрыска. Расход воды зависит от открытия клапана РК, управляемого регулятором Pt°пе. Внутри пароохладителя размещается предохранительная рубашка, не допускающая резкого охлаждения металла его внутренней поверхности вследствие попадания на нее капель охлаждающей воды. Пройдя через пароохладитель и коллектор 5, пар поступает в секцию пароперегревателя, расположенную за ним, выйдя из которой, направляется в турбину или в последующую ступень пароперегревателя. Основным регулирующим сигналом для регулятора Pt°пе служит температура t''ne на выходе из охваченной регулированием секции пароперегревателя. Для уменьшения влияния запаздывания и улучшения качества регулирования к регулятору подводится дополнительный, исчезающий со временем сигнал по скорости изменения температуры tпр, измеренной за впрыском. Сигнал от термопары, измеряющей температуру tпр , пропускается через дифференцирующий прибор Диф. Подобная схема авторегулирования перегрева пара выполняется и на прямоточных котлах.
Рис. 2-11. Схема авторегулирования температуры перегрева пара впрыском «собственного» конденсата.
При регулировании температуры перегрева пара в смешивающих пароохладителях необходимо иметь источник очищенной от солей воды, впрыск которой в пар не будет загрязнять его солями. Питательная вода барабанных котлов не всегда достаточно очищена от солей, поэтому возможность впрыска ее в пар ограничена. На прямоточных котлах, питаемых чистым конденсатом с добавкой химически обессоленной воды, применение питательной воды для охлаждения пара во впрыскивающих пароохладителях допустимо.
Удобный в эксплуатации способ получения и подачи в пароохладитель чистого конденсата был разработан в Чехословацкой ССР проф. Долежалем. По этому способу впрыскиваемую воду получают путем охлаждения пара, отведенного из барабана котла в поверхностном теплообменнике — конденсаторе. Полученный «собственный» конденсат находится под давлением, поддерживаемым в барабане котла. Транспортировка и впрыск его в пар происходят за счет перепада давления при прохождении основного потока пара от барабана до места впрыска без применения специальных насосов.
На рис. 2-11 представлена схема автоматизации температуры перегрева на котле, оборудованном устройством для впрыска «собственного» конденсата. Паровое пространство барабана котла трубкой 1 соединено с конденсатором 2. Внутри конденсатора установлен змеевик, по которому проходит питательная вода, поступающая в экономайзер. Конденсат, образовавшийся при охлаждении пара питательной водой, стекает по трубке 3 в конденсатосборник 4, где происходит дополнительное охлаждение воды. Излишек конденсата по трубе 5 переливается в барабан котла. Сборный бак соединен трубопроводом 6 с впрыскивающим устройством 7. На трубопроводе установлен клапан 8 регулятора температуры. Впрыскивающее устройство выполнено в виде участка паропровода, увеличенного диаметра, врезанного между коллекторами 1-й и 2-й ступеней пароперегревателя. Внутри трубы установлено сопло Вентури, переходящее в защитную рубашку, предохраняющую стенки трубопровода от резких температурных деформаций, возникающих при попадании воды на нагретую поверхность. Впрыск осуществляется в суженное сечение сопла Вентури, где скорость пара достигает наибольшего значения, а давление за этот счет понижено 1. Применение сопла увеличивает перепад давления, под которым происходит впрыск воды, что улучшает распыливание. Автоматический регулятор температуры 9 получает основной регулирующий сигнал по температуре пара на выходе из перегревателя и дополнительный исчезающий сигнал по скорости изменения температуры за местом впрыска.
Применяются также упрощенные схемы регулирования впрыском «собственного» конденсата. В этих схемах сборный бак с переливом в барабан отсутствует. Вода поступает на впрыск непосредственно из конденсатора. При уменьшении расхода на впрыск уровень в конденсаторе повышается, затопляя змеевиковые поверхности охлаждения и выключая их из работы.
Повышение уровня продолжается до тех пор, пока производительность конденсатора не уменьшится до величины расхода на впрыск. При увеличении этого расхода уровень в конденсаторе понижается, активная поверхность охлаждения увеличивается, а производительность конденсатора возрастает. В данном случае использовано свойство самовыравнивания регулируемого участка, благодаря которому приток конденсата сравнивается со стоком, без участия автоматических регуляторов.
1 Понижение давления в суженном сечении вызывается переходом потенциальной энергии давления в кинетическую энергию скорости. В расширяющемся участке трубы Вентури за впрыском скорость пара снижается, а давление за счет этого восстанавливается.