Статистическая оценка опасных и вредных факторов для жизни человека
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
к выполнению практических работ для студентов направлений 6.070104 "Морской и речной транспорт", 6.050702 "Электромеханика", 6.130102 "Социальные науки и социальная работа", 6.0517701 "Пищевые технологии и инженерия", 6.050503 "Машиностроение", 6.040106 "Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование", 6.090201 "Водные биоресурсы и аквакультура", 6.030509 "Учет и аудит", 6.030504 "Экономика предприятия" дневной формы обучения.
КЕРЧЬ, 2013
УДК 331.4
Автор: Семенова А.Ю., ассистент кафедры «Экология моря»Керченского государственного морского технологического университета (КГМТУ)
Рецензенты: Кудрик И.Д., к.г.-м.н., доцент кафедры «Экология моря» КГМТУ;
Конюков В.Л., к.т.н., доцент кафедры «Судовые энергетические установки» КГМТУ;
Танкевич П.Б., к.г.н, доцент кафедры «Водные биоресурсы и марикультура» КГМТУ.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экология моря», КГМТУ,
протокол № 9 от 10 апреля 2008 г.
Методические указания утверждены на заседании методического совета КГМТУ,
протокол № __5_ от 14 мая 2008 г.
Методические указания рекомендованы к переутверждению на заседании кафедры «Экология моря», КГМТУ
Протокол №4 от 4 ноября 2013 г.
Методические указания переутверждены на заседании методической комиссии ТФ КГМТУ
Протокол №7 от 26 ноября 2013 г.
© Керченский государственный морской технологический университет
Введение
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины и программой для студентов высших учебных заведений образовательных уровней «неполное высшее образование» и «базовое высшее образование» всех специальностей, которая разработана для выполнения приказа Министерства образования и науки Украины от 06.02.2002 г. №76 и соответствуют положениям Концепции образования по направлению «Безопасность жизни и деятельности человека», утвержденной Министром образования и науки Украины 12 марта 2001 г. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач.
После окончания изучения дисциплины на практических занятиях студент должен знать:
- основные принципы формирования безопасной жизнедеятельности человека;
- концепцию допустимого риска как величину опасности и обеспечения безопасной жизнедеятельности;
- основы физиологической безопасности человека, рациональные условия, параметры и нормы обеспечения безопасности в природной, производственной, бытовой и социальной среде, источники антропогенных загрязнений в окружающей среде, влияние этих загрязнений на безопасность жизнедеятельности;
- источники техногенной, природной, экологической, биологической и социальной опасностей и мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности при проявлении этих опасностей;
- классификацию чрезвычайных ситуаций и причины их образования, характеристику воздействующих факторов и центров поражения при чрезвычайных ситуациях техногенного, экологического и природного характера;
- способы и методы оказания первой помощи себе и пострадавшему, цель и основные виды спасательных и других неотложных работ, их организацию и порядок проведения;
- содержание нормативно-правовых документов, направленных на решение задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Украины;
- структуру и задачи национальной системы обеспечения безопасности.
Уметь:
-анализировать и оценивать опасные ситуации;
-прогнозировать влияние разных опасностей на здоровье и жизнь человека, на окружающую среду;
-применять элементы теории риска для оценки опасностей и уровня опасности жизнедеятельности;
-оценивать среду пребывания относительно личной безопасности, безопасности коллектива;
-самостоятельно принимать решения о проведении срочных мероприятий в экстремальных ситуациях;
-обеспечить личную безопасность в экстремальных ситуациях;
-определять психофизиологические особенности человека и их роль в обеспечении личной безопасности;
-оценивать негативные факторы среды пребывания и определять пути предотвращения их действия на человека;
-произвести первую медицинскую помощь себе и пострадавшему от разных видов опасностей (при обмороке, обморожении, ожогах и поражении сильнодействующими отравляющими веществами, переломах, поражении электрическим током, молнией и т.д.);
-грамотно опираться на правовые основы, государственные и международные структуры для обеспечения безопасности личности и общества.
Для выполнения студентам предоставляются следующие темы практических работ:
- Статистическая оценка опасных и вредных факторов для жизни человека (3 часа)
- Анализ опасности во время работы с вредными и взрывопожароопасными веществами (3 часа)
- Загрязнение атмосферы аэрозолями и его влияние на здоровье человека (3 часа)
- Микроклимат закрытых помещений (3 часа)
- Оценка химической обстановки (3 часа)
- Определение типов поведения личности в конфликтной ситуации (3 часа)
Практическая работа № 1
Статистическая оценка опасных и вредных факторов для жизни человека
Цель работы:ознакомиться с общими понятиями риска – количественной оценкой опасностей; научиться определять разные виды, уровни и категории риска, а также статистическую оценку опасных и вредных факторов для жизни человека.
Задания:
1. Определить виды, уровни, категории риска разных жизненных ситуаций.
2. Сделать статистическую оценку опасных и вредных факторов для жизни человека.
Общие положения
1. Общая оценка и характеристика опасностей
Результатом проявления опасностей являются несчастные случаи, аварии, катастрофы. Все они сопровождаются смертельными случаями, сокращением продолжительности жизни, вредом для здоровья человека или природной среды.
Последствия или количественная оценка убытков, причиненные опасностью, зависят от многих факторов, например, от количества людей, которые пребывали в опасной зоне, количества и качества материальных ценностей, которые находились там, природных ресурсов, перспективности зоны и т.п.
С целью унификации каких-либо последствий определяют ущерб. Каждый отдельный вид ущерба имеет свое количественное выражение. Например, количество погибших, раненных или больных, площадь зараженной территории, площадь леса, которая выгорела, стоимость разрушенных сооружений и т.п. Наиболее универсальный количественный способ определения ущерба – это стоимостный, т.е. определение ущерба в денежном эквиваленте.
Другой, не менее важной характеристикой опасности, а точнее мерой возможности опасности, является частота, с которой она может проявляться или риск.
Риск (R) определяется как отношение количества случаев с нежелательными последствиями (n) к максимально возможному их количеству (N) за конкретный период времени:
R= .
Приведенная формула позволяет рассчитать размеры общего и группового риска. При оценке общего риска величина N определяет максимальное количество всех событий, а при оценке группового риска – максимальное количество событий в конкретной группе, которая выбрана из общего количества по определенному признаку. В частности, в группу могут входить люди, которые принадлежат к одной профессии, возрасту, полу; группу могут составлять также транспортные средства одного типа; один класс субъектов хозяйственной деятельности.
1.2. Уровни и категории опасностей
Для того чтобы определить серьезность опасности, существуют разные критерии. Категории серьезности опасности, которые представлены в таблице 1, устанавливают количественное значение относительной серьезности вероятных последствий опасных условий. Использование категорий серьезности опасности необходимо для определения относительной важности использования профилактических методов для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Например, ситуации, которые принадлежат к категории Ι (катастрофические опасности), требуют больше внимания, чем отнесенные к категории ΙV (незначительные опасности).
Таблица 1
Критерии серьезности опасностей
Вид | Категория | Описание несчастного случая |
Катастрофическая | Ι | Смерть или разрушение системы |
Критическая | ΙΙ | Серьезная травма, устойчивое заболевание |
Допустимая | ΙΙΙ | Незначительная травма, кратковременное заболевание |
Незначительная | ΙV | Менее значительна, чем в ΙΙΙ категории травмы, заболевания |
Уровни вероятности опасности является качественным отображением относительной вероятности того, что произойдет нежелательное событие, которое является последствием неустраненной или неконтролированной опасности. (табл. 2) Базируясь на высокой вероятности опасности какой-либо системы, можно сделать вывод о специфических видах деятельности людей. Поэтому, используя одновременно методики определения серьезности и вероятности опасности, можно определить, изучить опасности, отнести их к определенному классу и решить их, исходя из серьезности опасности, потенциально вероятных последствий, если такие последствия будут иметь место.
Таблица 2
Уровни вероятности опасности
Вид | Уровень | Описание последствий |
Часто | A | Большая вероятность того, что событие произойдет |
Возможная | B | Может произойти несколько раз в течение жизни |
Случайная | C | Иногда может произойти в течение жизни |
Отдаленная | D | Маловероятное, но возможное событие |
Невероятная | E | Настолько маловероятна, что можно допустить, что такая опасность никогда не произойдет |
1.3. Концепция принятого (допустимого) риска.
По степени допустимости риск бывает пренебрегаемый, допустимый, предельно допустимый, чрезмерный.
Риск, которым можно пренебречь, имеет настолько малый уровень, который находится в пределах допустимых отклонений природного (фонового) уровня.
Допустимым считается такой риск, который общество может принять (позволить), включая технико-экономические и социальные возможности на данном этапе своего развития.
Предельно допустимый риск – это максимальный риск, который не должен превышаться, несмотря на ожидаемый результат.
Чрезмерный риск характеризуется исключительно высоким уровнем, который в большинстве случаев приводит к негативным последствиям.
Современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении принятого (допустимого) риска. Таблица 3 демонстрирует пример матрицы риска опасности, которая включает элементы таблицы 1 и 2 для того, чтобы обеспечить эффективный инструмент для расчета допустимого и недопустимого уровней или степени риска для каждой категории серьезности и каждого уровня вероятности, можно классифицировать и оценивать риск по степени. Использование этой матрицы помогает оценить риск.
Таблица 3
Матрица оценки риска
Частота, с которой происходит событие | Категория опасности | |||
Ι Катастрофическая | ΙΙ Критическая | ΙΙΙ Допустимая | ΙV Незначительная | |
(A) Часто | 1 A | 2 A | 3 A | 4 A |
(B) Возможная | 1 B | 2 B | 3 B | 4 B |
(C) Случайная | 1 C | 2 C | 3 C | 4 C |
(D) Отдаленная | 1 D | 2 D | 3 D | 4 D |
(E) Невероятная | 1 E | 2 E | 3 E | 4 E |
Индекс риска опасности | ||||
Классификация риска | Критерии риска | |||
1 A, 1 B, 1 C, 2 A, 2 B, 3 A | Недопустимый (чрезмерный) | |||
1 D, 2 C, 2 D, 3 B, 3 C | Нежелательный (предельно допустимый) | |||
1 E, 2 E, 3 D, 3 E, 4 A, 4 B | Допустимый с проверкой (непренебрегаемый) | |||
4 C, 4 D, 4 E | Допустимый без проверки (пренебрегаемый) |
2. На основании социологического подхода провести статистическую оценку опасных факторов для жизни человека, используя бальную систему.
Студентам предлагается оценить опасность для жизни гражданина Украины 30 факторов, приведенных в таблице 4, по такой шкале: самый опасный фактор (по мнению студента) – оценить в 30 баллов, а дальше 29, 28, 27 и до последнего, который считается менее опасным – в 1 балл.
Понятно, что, имея неодинаковый жизненный опыт, студенты по-разному оценивают опасность того или иного фактора, поэтому полученные результаты необходимо статистически обработать. Для каждого фактора подсчитывают количество баллов, которые ему определили студенты, эту сумму делят на количество опрошенных студентов и полученная величина служит средней оценкой опасности того или иного фактора: чем она больше, тем опаснее фактор. Средней оценкой опасности j-го фактора Si определяют по формуле:
,
гдеSij - индивидуальные оценки студентов для j-го фактора, n – количество опрошенных студентов. Если принять, что перечисленные факторы охватывают все опасности для жизни человека, то можно также оценить относительную часть (в процентах) каждого фактора qj в суммарном количестве неблагоприятных последствий по формуле:
Результаты заносят в таблицу 4.
Таблица 4
Статистическая оценка опасных и вредных факторов для жизни человека
№ п/п | Факторы | Индивидуальная оценка, Sij | Средняя оценка, Sj | Относительная часть, qj |
Авиационный транспорт | ||||
Автомобильный транспорт | ||||
Атомная энергетика | ||||
Употребление спиртных напитков | ||||
Производственные травмы | ||||
Убийства и умышленные повреждения | ||||
Водоемы (купание, отдых) | ||||
Диагностическое облучение | ||||
Электрический ток | ||||
Железнодорожный транспорт | ||||
Инфекционные заболевания | ||||
Употребление некачественных продуктов питания | ||||
Курение | ||||
Медицинские препараты | ||||
Наркотические вещества | ||||
Бытовые травмы | ||||
Работа в правоохранительных органах | ||||
Пожары | ||||
Самоубийства | ||||
СПИД | ||||
Спортивные и массовые мероприятия | ||||
Стихийные бедствия | ||||
Терроризм | ||||
Пищевое отравление | ||||
Хирургическое вмешательство | ||||
Безработица | ||||
Национальные конфликты | ||||
Содержание радиоактивных веществ в воздухе, воде, почве | ||||
Содержание химических веществ в продуктах питания | ||||
Содержание химических веществ в воздухе, воде, почве |
Точность такой оценки повышается с количеством опрошенных студентов и зависит от профессии, возраста и пола человека.
Анализ фактических показателей о смертности свидетельствует о том, что среди наиболее опасных факторов для жизни человека является СПИД, употребление спиртных напитков и наркотических веществ, курение, транспорт.
Прогноз возможного увеличения продолжительности жизни с условием устранения определенных причин смерти дает возможность выявить наиболее опасные факторы для жизни. По прогнозу ученых устранения основных сердечно-сосудистых болезней и болезней почек приведет к увеличению средней продолжительности жизни на 10,9 лет, болезней сердца – 5,9 лет, злокачественных новообразований – 2,3 года, несчастных случаев (кроме автомобильных катастроф) – 0,6 лет, автомобильных катастроф – 0,6 лет, инфекционных заболеваний – на 0,2 лет, туберкулеза – на 0,1 лет.
Важно отметить, что понимание существования опасных и вредных факторов для жизни человека является только первым шагом до безопасной жизнедеятельности. Необходимо установить условия, при которых эти факторы могут привести к неблагоприятным последствиям, и предотвратить возможность создания таких условий.