Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях
Подготовка персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях организуется начальником ГО, руководителями подразделений и служб предприятия при активной помощи начальника отдела ГО и ЧС.
Постановление Правительства РФ от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области Защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установило следующий порядок обучения:
— руководители и председатели КЧС органов местного самоуп
равления и организаций — в учебно-методических центрах ГО
и ЧС субъектов РФ, а также в ходе учений и тренировок;
— командиры (начальники) формирований и уполномоченные
работники предприятий, учреждений и организаций — на
курсах гражданской обороны муниципальных образований;
15.3. Падгдтйекд персонала объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях 313
— работники предприятий, учреждений и организаций, входящие в состав формирований (бойцы), — непосредствен
но по месту работы;
— командно-штабные учения или штабные тренировки на
предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся
один раз в год продолжительностью до одних суток;
— тактико-специальные учения продолжительностью до
восьми часов — с формированиями предприятий, учреж
дений и организаций - один раз в три года, с формирова
ниями постоянной готовности — один раз в год;
— комплексные учения продолжительностью до двух суток —
один раз в три года в муниципальных образованиях и орга
низациях, имеющих опасные производственные объекты,
а также в лечебно-профилактических учреждениях имею
щих более 600 Коек. В других организациях — один раз в
три года продолжительностью до восьми часов;
— тренировки с учащимися общеобразовательных учрежде
ний и учреждений начального, среднего и высшего про
фессионального образования — ежегодно.
Граждане, привлекаемые на учения и тренировки, имеют право:
— на информирование о риске, которому они могут подверг
нуться в ходе учений и тренировок;
— на получение компенсации за ущерб их здоровью, причи
ненный во время учений и тренировок;
— на сохранение средней заработной платы по месту работы
на период участия в учениях и тренировках за счет органи
заций, их планирующих и проводящих.
Труднее бывает организовать подготовку сотрудников малого предприятия, фирмы, организации, не имеющих для этого достаточных сил и средств. Но всё же опыт проведения такой работы имеется, он обобщается органами ГО и ЧС и В виде рекомендаций рассылается в организации. Эти рекомендации сводятся к следующему:
— назначить специального уполномоченного за проведение
мероприятий по ГО и ЧС (как этого требует Постановление
Правительства РФ от 10 июля 1992 г. №182), председате
лей материально-технической и эвакуационной комиссий,
командира сводной спасательной команды;
314 Гл. 15. Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном
— проверить укомплектованность средствами борьбы с пожа-
ром, наличие средств индивидуальной защиты;
— назначить и обучить противопожарные расчеты;
— составить схемы эвакуации сотрудников и клиентов при!
возникновении ЧС;
— изучить справочно-информационные материалы по граж
данской обороне и принять зачеты от всех сотрудников
и т.п.
В содержание справочно-информационных материалов, рекомендованных к изучению, включаются;
1) сведения о возможных на данной территории чрезвычай
ных ситуациях, связанных с опасностью для здоровья и
жизни людей; авариях на АЭС, водопроводных станциях;
заводах и других объектах, использующих в производст
венной деятельности сильнодействующие ядовитые веще-
ства — хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.; авариях на
железных дорогах, расположенных в непосредственной бли
зости; о пожаро- и взрывоопасных объектах — автозаправоч
ных станциях, мебельных фабриках, типографиях; о сти
хийных бедствиях — снегопадах, Наводнениях, ураганах1,
землетрясениях;
2) способы оповещения при чрезвычайных ситуациях и пра
вила поведения населения при них;
3) схема расположения Предприятий с указанием особо опас
ных соседних объектов; мест развертывания пунктов выда
чи средств индивидуальной защиты; путей экстренной эва
куации сотрудников при чрезвычайной ситуации;
4) рекомендации о действиях при возникновении радиоактив
ного заражения, выброса СДЯВ, стихийных бедствиях и т.п.;
5) места вблизи расположенных убежищ, укрытий, станций
метро;
6) организация рассредоточения и эвакуация;
7) первая помощь пострадавшим в ЧС и т.д.
Указанные меры, не требующие особых материальных затрат и времени, обогащают сотрудников знаниями и опытом поведения при чрезвычайных ситуациях.
ГЛАВА 16
Организация защиты населения в мирное и военное время
16.1. Принципы организации и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций'
Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает совокупность взаимосвязанных до времени, ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС,
Федеральным законом "O защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера" определены принципы, способы и основные мероприятия защиты.
Принципы защиты— это основные положения, которыми
необходимо руководствоваться при организации защиты насе
ления и территорий от ЧС.
Основными принципами защиты населения являются:
- заблаговременность проведения мероприятий по обеспече
нию безопасности;
— дифференцированный подход в определении мероприятий
защиты с учетом экономических, природных и иных ха
рактеристик региона, особенностей территорий и степени
реальной опасности возникновения ЧС, характерных для
данной местности;
— необходимая достаточность мероприятий защиты и макси-
мальная возможность использования имеющихся сил и
средств;
— самостоятельность ликвидации ЧС, Привлечение только
сил и средств, имеющихся на данной территории, за ис
ключением крупномасштабных ЧС;
— комплексность проведения мероприятий защиты, т.е. прове
дение всех мероприятий защиты по возможности парад-
лельно [4].
Гл. 16. Организация защиты населения в мирное и военное время"!
Руководствуясь принципом заблаговременности проведе-ния мероприятий защиты, отделы (управления) ГО и ЧС всех| уровней в условиях повседневной деятельности должны:
— создавать, проверять и поддерживать в рабочем состоянии |
локальные системы оповещения;
— организовывать непрерывное наблюдение и контроль за I
обстановкой на потенциально опасных объектах и за окру-
жающей средой с целью раннего выявления возможного
развития ЧС;
— построить необходимое количество защитных сооружений
для персонала объекта и населения;
— спланировать мероприятия по эвакуации персонала объек
та и населения;
— подготовить пункты временного размещения и длительно
го проживания эвакуируемых;
— накопить необходимое количество средств индивидуаль
ной защиты для обеспечения ими персонала объекта и на
селения;
— обеспечить защиту продовольствия, воды от различных
видов заражения;
— спланировать и отработать медико-профилактические и
лечебно-эвакуационные мероприятия на случай ЧС;
— спланировать и выполнить все мероприятия по обеспече
нию устойчивой работы объекта экономики в условиях ЧС
и другие работы.
Комплекс мероприятий защиты населения, территорий и объектов экономики предусматривает:
1) принятие предупредительных мер;
2) организацию защиты;
3) проведение спасательных и аварийно-восстановительных
работ.
Предупреждение ЧС — это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленными на предотвращение ЧС и уменьшение масштабов их последствий в случае возникновения.
Предотвращение ЧС — комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и
16.1. Принципы организ. и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 317
профилактику возникновения источников ЧС, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.
В предотвращении ЧС большое значение имеет прогнозирование их возникновения. На основе анализа причин, по которым могут произойти сбои в работе оборудования, машин и агрегатов, с допустимой вероятностью можно спрогнозировать техногенные аварии (катастрофы) и принять меры по их предотвращению.
Профилактика возникновения источников ЧС предполагает принятие предупредительных мер по устранению причин и предпосылок возникновения источников ЧС антропогенного происхождения, а также по минимизации ущерба от них. Она заключается в повышении надежности и устойчивости функционирования объекта путем своевременного устранения причин аварии за счет соблюдения технологии и регламента эксплуатации, правил и мер безопасности.
В целях минимизации последствий ЧС заранее проводится подготовка потенциально опасных объектов, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, подготовки материальной базы, обучения персонала и населения к действиям в ЧС, подготовки и обучения формирований ГО и ЧС.
Подготовка территории к ЧС предусматривает заблаговременное проведение в субъектах РФ комплекса экономических, организационных, инженерно-технических и санитарно-медицинских мероприятий с целью обеспечения безопасности населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.
В интересах ГО осуществляется подготовка загородной зоны (на случай эвакуации объекта экономики и персонала в эту зону), усовершенствуются транспортные магистрали, резервируются водоисточники и т.д.
При проведении инженерно-технических мероприятий местность при необходимости оборудуется специальными сооружениями (гидротехническими, противолавинными, про-тивоселевыми, противооползневыми и др.). Кроме того, осуществляется контроль за состоянием имеющихся инженерных сооружений (плотин, дамб, каналов).
Подготовка объекта экономики к работе в ЧС проводится в плановом порядке. На каждом объекте заблаговременно разрабатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы-
Гл, 16 Организация защиты населения в мирное и военное -
рабатывается "План защиты рабочих и служащих от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера" {}
мирное время) и "План гражданской обороны" (на военное.
время). Разработкой планов занимаются отделы ГО и ЧС объ
екта экономики. Планы содержат текстовую часть и приложе-
ния [6], I
Текстовая часть плана, разрабатываемая, например, на химически опасном объекте, состоит из трех разделов»
Первый раздел включает следующие мероприятия:
1) краткая характеристика химически опасного объекта, количество и тип ОХВ на объекте, условия их производства и хранения, количество рабочих и служащих в опасных цехах;
2) прогнозируемая обстановка применительно к Потенциально
возможным типам аварий;
3) состав объектовых формирований и их возможности, сроки
готовности, наличие необходимых материально-техничес
ких средств;
4) организация оповещения.
Второй раздел включает:
1) мероприятия по защите рабочих и служащих, а также пере
чень аварийно-спасательных и других неотложных работ на
объекте применительно, к возможным видам аварий;
2) первоочередные мероприятия, на которых необходимо со
средоточить основные усилия;
3) задачи разведки, аварийно-восстановительной команды по
вышенной готовности и остальных объектовых формирований;
4) задачи служб объекта по организации обеспечения;
5) обязанности основных должностных лиц объекта при ава
рии и их действия;
6) организация защиты рабочих и служащих.
Третий раздел — организация управления и связи. Приложения к плану:
1. Схема (план) территории ХОО с указанием мест и усло
вий хранения (транспортировки) АХОВ, их количества и вида;
2. Зоны возможного заражения;
3. Направления действия разведки;
4. Места развертывания постов наблюдения;
161 Принципы организ и способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций 319
6. Направления эвакуации и места укрытия рабочих и слу-
жащих;
7. Места размещения пожарных гидрантов, систем поста
новки водяных завес, хранения средств обеззараживания;
8. Места развертывания объектового пункта управления и
пункта санитарной обработки.
Подготовка населения к действиям в ЧС, Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определяется Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также уточняется в "Организационных указаниях по подготовке? населения РФ в области защиты от ЧС", периодически издаваемых МЧС. В соответствии с постановлением Правительства РФ подготовку в области защиты от Чрезвычайных Ситуаций природного и техногенного характера проходят:
"а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания;
в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и
учреждениях начального, среднего и высшего специально
го образования;
г) руководители органов государственной власти, органов
Местного самоуправления И организаций;
д) работники федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Феде
рации, органов местного самоуправления и организаций, спе
циально уполномоченные решать задачи по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций И включенные в со
став органов управления Единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям феде
ральных органов исполнительной власти, органов испол
нительной власти субъектов Российской Федерации, орга
нов местного самоуправления и организаций".
Основными силами и средствами для ликвидации последствий ЧС на объектах экономики являются формирования ГО. Подготовка личного состава формирований осуществля-
Гл. 16. Организация защиты тетею» в цирное и ватте <
ется по месту работы по программе специальной подготовки утвержденной МЧСРФ. При этом особое внимание обращает-ся на выработку практических навыков для действий при лик-видации последствий стихийных бедствий, аварий, катас-троф, а также в очагах поражения. Полученные знания и навыки закрепляются при практическом! выполнении Нормативов, в ходе объектовых тренировок и] комплексных учений.
С возникновением ЧС приводится целый комплекс мероприятий По защите персонала объекта И населения, который включает в себя:
— оценку обстановки;
— оповещение о чрезвычайной ситуации;
— укрытие в защитных сооружениях;
— эвакуацию (рассредоточение) из опасных зон в безопасные
районы;
— дозиметрический и химический контроль;
— медико-профилактические и лечебно-эвакуационные ме
роприятия;
— организацию медицинской помощи;
— определение и соблюдение режимов радиацианной, хими
ческой и бактериологической защиты;
— организацию охраны общественного порядка.
В целях обеспечения своевременного и надежного оповещения об угрозе чрезвычайных ситуаций в мирное время и в условиях войны установлен сигнал "Внимание всем!"Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать экстренное сообщение Комиссии по предупреждению действий в чрезвычайных ситуациях, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.
На каждый случай чрезвычайных условий отделы ГО и ЧС заготавливают варианты текстовых сообщений, К примеру:
"Внимание! Говорит Управление Гражданской обороны. Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении Крюкова. В зону химического заражения попадают Северо-
16.1. Принципы организ. и спвсобы защиты населения От чрезвычайных ситуаций
Западный АО и пос. Некрасовка. Населению, проживающему на улицах (таких-то), из помещений не выходить. Закройте окна, двери, произведите герметизацию квартир. Не укрывайтесь в подвалах и нижних этажах - хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха и затекает во все низинные места, в том числе ив подвалы. Населению, проживающему на улицах (таких-то), следует немедленно покинуть дома, учреждения» предприятия и выходить в районы Химки, Шереметьево, Но предварительно наденьте ватно-марлевые повязки, смочив их 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. Слушайте наши сообщения. В дальнейшем действуйте в соответствии с указаниями Комиссии по чрезвычайным ситуациям'".
Такая информация передается несколько раз в течение 5 минут.
Чтобы стихия не застала вас врасплох, помните о сигнале "Внимание всем!" Он может быть местным. Его будут передавать На основе решения районных, городских или областных органов власти. Но может случиться и так, что информацию потребуется передать на всю страну. Тогда сообщения будут передавать по радиостанциям (''Радио России", "Маяк" и др.) и телевизионным каналам ("Останкино", "РТР" и местным).
При угрозе возникновения ЧС военного характера население предупреждается "об угрозе Нападения". С этой целью СМИ передают соответствующие решения или постановления руководства страны. Кроме того, по месту работы и жительства должностные лица ГО информируют об угрозе нападения и разъясняют правила поведения.
Для оповещения населения в ходе военных действий установлены следующие сигналы ГО: "Воздушная тревога'' (ВТ), "Отбой воздушной тревоги" (ОВТ), "Радиационная опасность", "Химическая тревога".
Сигнал "Воздушная тревога" подается по радио и телевидению всеми станциями (каналами) после сигнала "Внимание всем!" По этому сигналу необходимо отключить свет, гаа, воду, погасить огонь в печах; взять документы, средства индивидуальной защиты, деньги, запас продуктов, воды, необходимую одежду и укрыться в ближайшем защитном сооружении. При этом необходимо предупредить соседей и оказать помощь пожилым и больным людям.
Сигнал "Отбой воздушной тревоги" передается по тем же каналам. По этому сигналу граждане с разрешения коменданта защитного сооружения покидают это сооружение.
Гл., 16. Организация защиты населения в мирное и военное вр
Если по данному району применено оружие массового ражения, то вместо сигнала ОВТ могут подаваться другие cv налы.
Сигнал "Радиационная опасность" подается для пpe^ реждения о непосредственной (в течение часа) опасности ра-дйоактивного заражения. По этому сигналу необходимо деть респиратор (противопылевую тканевую маску или ватно-марлевую повязку), а лучше противогаз, взять все необходи-мое, укрыться в защитных сооружениях или в каменных ниях, подвалах и принять меры к их герметизации.
Сигнал "Химическая тревога" звучит при угрозе или непосредственном обнаружении химического или бактериологи-ческого заражения. По этому сигналу следует использовать противогаз и средства защиты кожи и укрыться в защитном сооружении [6].
Действия персонала объектов экономики определяются специальными инструкциями в зависимости от особенностей объекта.
Укрытие людей от воздействия поражающих факторов источников ЧС проводится в специальных защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях), а также в помещениях производственных, общественных и жилых зданий, приспособленных для этих целей. Это мероприятие является наиболее эффективным способом сохранения жизни людей, так как обеспечивает коллективную и комплексную безопасность от нескольких поражающих факторов источников ЧС.
Эвакуация людей проводится с целью вывода их из зоны воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи предотвращает сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, а также светового, теплового и ионизирующего излучения.
Дозиметрический и химический контроль проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, а также определения объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, дезактивации и дегазации техники, оборудования, транспорта, средств защиты, одежды, возможности использования продуктов питания и воды.
16.1. Принципы органиэ. и способы защити населения от чрезвычайных ситуаций 323
Дозиметрический и химический контроль организуется и осуществляется в ЧС как военного, так и техногенного характера.
Профилактические медицинские мероприятия защиты насе
ления при ЧС проводятся с целью предотвращения или сниже
ния тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей
в результате воздействия опасных и вредных факторов стихий
ных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения
эпидемического благополучия в районах ЧСи в местах дисло
кации эвакуируемых. ■ ■■■
Это достигается:
— применением профилактических медицинских препаратов
(антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности),
иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного
риска и проведением других противоэпидемических меро
приятий;
— своевременным оказанием квалифицированной медицин
ской помощи пораженным;
— специализированным стационарным лечением.
К защитным мероприятиям относится также определение и соблюдение режимов зашиты при радиационном, химическом и бактериологическом заражении местности.Цель введения режимов — исключение массовых поражений людей и обеспечение функционирования объектов и жизнедеятельности населения.
Режим радиационной защиты определяет порядок действий людей и применения средств и способов защиты в зоне радиоактивного заражения с целью уменьшения воздействия ионизирующего излучения.
В зоне А работа на объектах, как правило, не прекращается. Работа на открытой местности, расположенной в середине зоны или у ее внутренней границы, должна быть прекращена на несколько часов.
В зоне Б работа на объектах прекращается сроком до одних суток, персонал укрывается в защитных сооружениях ГО, подвалах или других укрытиях.
В зоне В работа на объектах прекращается от одних до трех-четырех суток, персонал укрывается в защитных сооружениях ГО.
В зоне Г работа на объектах прекращается на четверо и более суток, персонал укрывается в убежищах. По истечении
Гл 16. Организация защиты населения в мирное и военное
указанного срока уровень радиации на территории объекта спа-дает до значений обеспечивающих безопасную деятельность] персонала в производственных помещениях.
Режим химической защиты определяет порядок работы и действий в зонах химического заражения и применение способов и средств защиты, исключающих поражение людей ОВ и ОХВ.
При возникновении аварии на химически опасном объекте, услышав сигнал оповещения, персонал и население надевают средства защиты органов дыхания и далее действуют в соответствии с указаниями отделов ГО и ЧС.
В случае применения противником химического оружия используются два режима защиты:
1) при применении ОВ типа VX-газы персонал объектов не
медленно использует СИЗ, прекращает работу в зараженных
цехах и укрывается в убежищах до проведения мероприятий,
исключающих поражение людей после выхода из убежища.
2) при применении зарина или аварии с ОХВ персонал объ
екта немедленно использует противогазы и продолжает
производственную деятельность до особой команды. Для
отдыха и приема пищи используются убежища [6]