Мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний

Мероприятия планируются и проводятся по трём направлениям:

1) обезвреживание источника инфекции;

2) разрыв путей передачи инфекции;

3) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям.

Важнейшее значение имеют:

· своевременное выявление инфекционных больных, ранняя их изоляция и госпитализация;

· контроль над соблюдением правил личной и общественной гигиены.

Дезинфекцию проводят с целью уничтожения во внешней среде возбудителей инфекционных заболеваний. Она бывает:

Профилактической – для предупреждения возникновения или распространения инфекционных заболеваний через места общественного пользования (столовые, бани, прачечные, парикмахерские, вокзалы и др.) путём их систематического обеззараживания.

Текущей – для обеззараживания выделений инфекционных больных, а также зараженных ими окружающих предметов.

Заключительной – после госпитализации, выздоровления или смерти инфекционного больного.

Методы дезинфекции делятся на физические, механические и химические. Из физических методов обеззараживания наибольшее применение имеют огонь, горячий воздух, кипящая вода, водяной насыщенный пар, ультрафиолетовые лучи. Химические дезинфицирующие вещества применяются в виде растворов и взвесей, а также в парообразном и газообразном состоянии. Чаще используются хлорная известь, хлорамин, лизол.

Дезинсекция – уничтожение насекомых. Используются механические, физические, химические и биологические методы. Истребление насекомых проводится с помощью различных ловушек, липкой бумаги, путем проглаживания одежды и белья горячим утюгом, обработки горячим воздухом и паром в дезинфекционных камерах. Применяют следующие химические вещества: гексахлоран, карбофос, хлорофос в виде растворов, эмульсий и аэрозолей, а также растительные инсектициды (пиретроиды - циперметрин, виртан) и бактериальные препараты (битоксибациллин, лепидоцид).

Дератизация – уничтожение грызунов. Применяются яды, используются различные орудия и способы отлова и уничтожения грызунов, а также заражение грызунов болезнетворными для них и безопасными для человека и домашних животных бактериями.

Профилактические мероприятия, связанные с повышением невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям, достигаются с помощью так называемого искусственного иммунитета, который создается путем введения (прививки) в организм здоровых людей вакцин и анатоксинов.

Карантин – это комплекс санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебных и административно-хозяйственных мероприятий, направленных на предупреждение распространения заболеваний как внутри очага, так и за его пределами. Карантин устанавливается при возникновении таких особо опасных инфекционных заболеваний, как чума, оспа, холера. При введении карантина достигается полная изоляция очага инфекционных заболеваний. Для этого организуется вооруженная охрана очага, прекращаются въезд и выезд людей, запрещается вывоз какого либо имущества без предварительной дезинфекции его, временно прекращается работа школ, клубов, кинотеатров и мелких предприятий бытового обслуживания, на основных дорогах, ведущих в очаг заражения, развертывают контрольно-пропускные пункты, обеспечивающие пропускной режим в зону карантина.

Особенно важно соблюдать личную гигиену лицам, оказывающим помощь пострадавшим – комплекс мероприятий, выполнение которых помогает человеку сохранить свое здоровье. Уход за кожей является одним из требований личной гигиены. Мыться следует не реже одного раза в неделю, а при работе в условиях воздействия радиоактивных, бактериальных и др. вредных веществ ежедневно по окончании работ. Руки мыть водой с мылом необходимо возможно чаще и обязательно после посещения уборной, выполнения каких-либо грязных работ и перед едой. К личной гигиене относится и уход за полостью рта, за одеждой, обувью, снаряжением, поддержание чистоты в жилище, режим питания, а также физическая культура.

Одежда спасателя должна обладать высокими теплозащитными свойствами, быть хорошо проницаемой для воздуха, впитывать незначительное количество влаги, равномерно и быстро ее испарять, иметь небольшой вес и не стеснять движений, мало загрязняться и легко чиститься. Обувь должна быть по размеру и не сжимать стопу, ее необходимо своевременно очищать от грязи и пыли, просушивать.

При катастрофах и стихийных бедствиях, сопровождающихся загрязнением почвы, воды, продуктов питания фекалиями, нечистотами, навозом существует реальная опасность заражения острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Для предупреждения таких заболеваний необходимо соблюдать правила питания, водоснабжения и размещения в полевых условиях. Необходимо создать условия для хранения продуктов питания, исключающие их загрязнение и заражение, а также порчу.

Потребность спасателя в питьевой воде составляет 2–2,5 л. в сутки, в условиях жаркого климата, а также при тяжелой физической работе 5–6 л. в сутки, а в условиях пустыни до 11 л.

Безопасность воды, безвредность ее химического состава обеспечиваются государственным стандартом качества питьевой воды и постоянным контролем над качеством воды специальными лабораториями. Для питья необходимо использовать воду только проверенную такими лабораториями, или обеззараженную воду. Воду обеззараживают кипячением или с помощью химических средств, например пантоцида. Используется одна таблетка пантоцида на один литр воды.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему некоторые заболевания получили название «особо опасные инфекции»?

а) передаются с питьевой водой; б) заканчиваются высокой смертностью; в) вызывают обширные кровоизлияния в кожу; г) имеют тяжёлую клиническую картину; д) выявляются при оказании первой медицинской помощи; е) обладают большой заразительностью.

2. Выберите три основные «звена» эпидемической цепи?

а) наличие специализированного возбудителя; б) наличие восприимчивых к болезни людей; в) наличие путей передачи заболевания; г) проводимый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий; д) наличие источника инфекции.

3. Какие признаки характерны для чумы ?

а) вздутие живота при бубонной чуме;

б) боли в паху или под мышками при лёгочной форме чумы;

в) кашель с выделением кровянистой мокроты при кишечной форме чумы;

г) режущие боли в груди и сильная одышка при лёгочной форме чумы;

д) покрасневшая кожа над лимфатическими узлами, отёчная подкожная жировая клетчатка при лёгочной форме.

4. Какую неотложную помощь следует оказать при высокой температуре тела у больного с чумой?

а) провести дезинфекцию; б) ввести раствор сульфокамфокаина; в) ввести антибиотики; г) дать выпить горячее молоко или боржоми; д) провести обтирание тела холодной водой, 700 спиртом, дать жаропонижающие средства.

5. Из приведенного списка выберите признаки, характерные для холеры.

а) Боли в паху или под мышками.

б) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зеленый цвет выделения из кишечника.

в) Сыпь по всёму телу.

г) Сильная одышка, режущие боли в груди.

6. Какую основную помощь необходимо оказать больному при холере?

а) Дать таблетки от головной боли.

б) Использовать жаропонижающие средства.

в) Смазать кожу нейтральными жирами.

г) Назначить строгий постельный режим.

д) Возместить потери жидкости и назначить антибиотики.

7. Какие срочные меры профилактики распространения натуральной оспы необходимо предпринять?

а) Избегать сквозняков, переохлаждения, воздействия токсических веществ.

б) Своевременно использовать противогрибковых препаратов.

в) Провести высадку из транспорта, изоляцию больного и медицинский осмотр всех пассажиров.

г) Провести дезинфекционные мероприятий.

д) Наладить санитарное просвещение населения.

е) Провести вакцинацию лиц, находившихся в контакте с больным.

8. Что отличает проявление натуральной оспы от других заболеваний?

а) Обширные кровоизлияния в кожу.

б) Потрясающий озноб, высокая температура и головная боль.

в) Ощущение сухости, царапания в зеве, глотке, трахее.

г) Сыпь по всёму телу с 3—5-го дня заболевания.

д) Жидкий стул.

9. Характерные признаки жёлтой лихорадки ?

а) Образование красноватого или синеватого цвета пятнышко на месте проникновения через кожу бациллы по истечении инкубационного периода.

б) Кашель с пенистоймокротой, окрашенной кровью.

в) Обильные, жидкие, окрашенные в жёлтый или зелёный цвет выделения из кишечника.

г) Неукротимая рвота.

д) Высокая температура тела, общая слабость, сильная го­ловная боль, головокружение, боли в пояснице, ко­нечностях.

10. Какую неотложную помощь следует оказать при брюшном тифе ?

а) положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой, 700 спиртом, дать принять жаропонижающие средства.

б) Назначить строгий постельный режим, обильное питье, левомицетин.

в) Провести санитарный конт­роль над учреждениями питания и торгово-продовольственной сетью, рынками.

г) Поставить горчичники на переднюю поверхность грудной клетки.

д) Сделать холодный компресс на голову, дать жаропонижающие средства.

11. Как помочь больному гриппом ?

а) Обнажить больного, положить холодный компресс на голову, провести обтирание тела холодной водой и обдувание его вентилятором.

б) Положить на кожу повязку с тетрациклиновой мазью.

в) Ввести внутрь 5%-й раствор глюкозы, раствор Рингера, изотонический раствор хлорида натрия, отвар шиповника.

г) Дать больному хлорохин (делагил) и примахин по общепринятой стандартной схеме.

д) Обеспечить больному покой, постельный режим, питьё горячего молока и щелочного напитка.

12. Определить меры по предупреждению заболевания гриппом.

а) Ограничить посещение массовых зрелищных мероприятий, временно закрыть школы, детские садики и др. на время эпидемии.

б) Провести санитарную обработку больных и лиц, общавшихся с ним, провести дезинсекции и др. в) Регулярно проводить ветеринарно-санитарные мероприятия. г) Использовать механические, физические, химические и биологические методы дезинсекции. д) Постоянно употреблять для питья кипячёную воду.

13. Укажите характерные признаки дизентерии.

а) Покраснение лица, шеи и верхней части туловища, конъюнктивит, одутловатость лица, отечность век, припухлость губ, ярко-красный язык.

б) Развитие картинытяжелой бронхопневмонии, кашель и выделение пенистоймокроты, окрашенной кровью.

в) Обильная, полиморфная, сыпь на передней поверхности живота и груди, боковых отделах туловища, шеи, в поясничной области, на сгибательных поверхностях рук, внутренних и передних частях верхней трети бедер.

г) Дефекация до 10-15 раз в сутки, иногда чаще, стул теряет каловый характер и состоит из слизи или гноя с примесью крови, ложные позывы на дефекацию.

д) Очень бурное течение, нередко с обилием геморрагических проявлений на коже.

14. Какие меры профилактики дизентерии можно считать эффективными ?

а) Своевременная диагностика заболевания у животных, изоляция и лечение их, обезвреживание трупов животных, контроль над содержанием скотомогильников и др.

б) Санитарная охрана источников водоснабжения, очистка и хлорирование воды, соблюдение правил водопользования, спуска в общественные водоёмы бытовых и промышленных сточных вод.

в) Истребление переносчика.

г) Не допускать посадку на транспорт людей с симптомами болезни и лиц, соприкасавшихся с больным.

д) Ограничить посещение населением массовых зрелищных мероприятий, закрытие школ, детских садиков и др. на время эпидемии.

15. Как лучше помочь больному малярией ?

а) Обеспечить полную изоляцию очага заболевания путём введения карантина.

б) Ввести средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы.

в) Установить строгий внутренний санитарный режим в общежитиях, интернатах, летних лагерях и особенно в детских учреждениях с целью исключения быстрого распространения инфекции.

г) Тепло укутать больного при ознобе, дать горячий сладкий чай; после прекращения озноба и высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечить покой.

д) Создать покой, постельный режим, дать горячее молоко либо горячее щелочное питье.

16. Выберите правильный вариант оказания неотложной помощи больным менингитом.

а) Начать вводить сыворотку, антибиотики, средства, устраняющие нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Срочная госпитализация в инфекционную больницу.

б) При высокой температуре следует обнажить больного, положить холодный компресс на голову, сделать обтирание тела холодной водой, внутрь дать жаропонижающие средства. Срочная госпитализация в больницу.

в) Срочно госпитализировать больного специальным автотранспортом в инфекционное отделение, автотранспорт дезинфицировать. При невозможности срочно госпитализировать больного лечение его начать под контролем врача в домашних условиях.

г) При ознобе больного тепло укутать, дать горячий сладкий чай; при высокой температуре положить холодный компресс на голову, дать обильное питье, обеспечивают покой.

17. Какая форма заболевания сибирской язвой чаще всего встречается ?

а) септическая, б) кожная, в) лёгочная, г) кишечная.

18. Какой основной путь проникновения возбудителя сибирской язвы в организм ?

а) Через желудочно-кишечный тракт.б) Воздушно-капельным путём. в) Через кожный покров. г) С укусом комаров.д) Передаются мухами.

19. Выбрать ведущий признак проявления сыпного тифа.

а) жидкий и частый стул у больного; б) высокая температура тела; в) рвота и обезвоживание организма; г) сыпь на теле; д) общая слабость и головная боль.

20. Выбрать основные направления мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний.

а) дератизация; б) повышение невосприимчивости людей к инфекционным заболеваниям; в) дезинсекция и дезинфекция; г) обезвреживание источника инфекции; д) введение карантина; е) разрыв путей передачи инфекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев В.С., Комар В.И., Цыркунов В.П.Практика инфекциониста. «Вышэйшая школа», Мн. – 1994. – 495 с.

2. Большая медицинская энциклопедия. «Советская энциклопедия», М. Т.Т. 4, 8, 9, 16, 17, 21, 29, 30, 31, 34, 35 – 1963.

3. Елисеев О.М. Справочник по оказанию скорой и неотложной помощи. "Лейла", СПБ. – 1996. – 559 с.

4. Кузьмичёва А.Т., Шарлай И.В. Детские инфекционные болезни. «Медицина», М. – 1978. – 512 с.

5. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях / Учебное пособие для спасателей. Под ред. В.К. Агапова / Всесоюзный центр медицины катастроф. - «Защита», М. – 1995. – 603 с.

Занятие 16, 17. СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

(4 часа)

Рекомендации преподавателю.Занятие может быть проведено в одном из следующих вариантов:

1. Студенты в течение первого часа самостоятельно изучают учебно-методические материалы, конспектируют ответы на вопросы 1 и 2, вынесенные на зачет. На втором часе занятий студенты вместе с преподавателем следуют в убежище (корпус №6), где знакомятся с помещениями и оборудованием убежища, со средствами индивидуальной защиты. Показ убежища может быть заменен показом видеофильма по средствам коллективной защиты.

2. Студенты в течение 3 и 4 часа изучают учебно-методические материалы по средствам индивидуальной и медицинской защиты, конспектируют ответы на вопросы 3 и 4, смотрят видеофильм.

3. Занятие в течение двух часов проводится в аудитории с использованием настоящих методических материалов, с конспектированием ответов на вопросы 1,2,3 и 4. Оставшееся время занятие проводится в убежище или студенты смотрят видеофильм в аудитории.

В конце каждой пары преподаватель проверяет в рабочих тетрадях законспектированный материал, проводит контрольный опрос с выставлением оценок в классный журнал.

1. Цель работы — ознакомить студентов со средствами индивидуальной и коллективной защиты и порядком пользования ими.

Порядок выполнения работы

2.1. Изучить настоящие методические материалы.

2.2. Законспектировать в рабочую тетрадь ответы на следующие вопросы:

1. Назначение, классификация убежищ и требования к ним

2. Основные и вспомогательные помещения убежища. Система жизнеобеспечения убежища. Порядок использования убежищ

3. Гражданские и промышленные противогазы и респираторы. Порядок накопления, хранения и выдачи в угрожаемый период

4. Аптечка АИ-2

2.3. Быть готовым в конце занятия представить конспект с отработанным материалом и ответить на контрольные вопросы.

3. Материально-техническое обеспечение: убежище, видеофильм о средствах коллективной защиты, гражданские и промышленные противогазы (отдельные образцы), индивидуальные противохимические пакты, аптечка индивидуальная АИ-2, перевязочный пакет.

Наши рекомендации