Тема 1.15. исследование химического состава желудочного сока

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВАРИВАНИЯ БЕЛКОВ

Актуальность темы

Поступившие с пищей белки подвергаются перевариванию в желудочно-кишечном тракте с образованием аминокислот, которые всасываются в кровь. На долю аминокислот приходится более 95% всего азота организма.

Значение аминокислот для организма определяется прежде всего тем, что они используются для синтеза белков и пептидов. Кроме того, из аминокислот образуется большое количество веществ непептидной природы.

Знание особенностей процесса переваривания белков, участия в нем протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта необходимо для понимания патогенеза и диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта. В клинической практике для диагностики и контроля лечения многих гастроэнтерологических заболеваний используется анализ желудочного сока. При различных заболеваниях может изменяться количество образующегося желудочного сока, активность его протеолитических ферментов, а также его химический состав и концентрация в нем соляной кислоты.

Теперь ознакомьтесь с целями занятия.

Общая цель

Уметь интерпретировать особенности переваривания белков в желудочно-кишечном тракте в норме и при патологии для последующего использования в клинике внутренних болезней.

Конкретные цели: Цели исходного уровня:

Уметь:

1. Интерпретировать этапы гидроли- тического расщепления белков в желудочно-кишечном тракте в норме Интерпретировать строение тканей человека (кафедра гистологии)
2. Интерпретировать механизм активации протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта Интерпретировать принцип метода титрования кислот (кафедра медицин-ской и фармацевтической химии)
3. Интерпретировать патологические состояния, связанные с нарушениями белкового питания и переваривания белков в желудочно-кишечном тракте    

Для проверки исходного уровня Вам предлагается выполнить ряд заданий.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного уровня

Задание 1. При цитологическом исследовании слизистой оболочки желудка были выявлены дегенеративные изменения ее главных клеток. Синтез какого вещества будет нарушен?

А. Пепсиногена

B. Соляной кислоты

C. Пепсина

D. Молочной кислоты

E. Цианкобаламина

Задание 2. Студент проводил определение рН раствора и применил индикатор фенолфталеин. При каком значении рН изменяется окраска этого индикатора ?

А. 2

В. 11

С. 7

D. 4

Е. 6

Задание 3.Для определения рН раствора студент использовал диметиламиноазобензол, который в кислой среде изменяет свою окраску. При каком значении рН окраска индикатора изменяется от розовой до желтой ?

А. 0

В. 5

С. 2

D. 8

Е. 11

Правильность решений проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению заданий для самопроверки и самоконтроля исходного уровня:

1 – А; 3 – В.

Информацию для восполнения исходного уровня можно найти в следующей литературе:

1.Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М.: Медицина, 1991. – С.313-360

2.Лекции по биоорганической химии

3. Лекции по гистологии

Содержание обучения

Содержание обучения должно обеспечивать достижение целей обучения, чему способствует граф логической структуры изучаемой темы (Приложение 1).

Основные теоретические вопросы, позволяющие выполнить целевые виды деятельности:

1. Роль белков в питании человека. Понятие пищевой ценности белков. Азотистый баланс

2. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте:

2.1. Роль желудочного сока на начальном этапе переваривания белков

2.2. Протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта, их активация, механизм действия (эндонуклеазы, экзонуклеазы)

3. Нарушения переваривания белков и всасывания аминокислот. Квашиоркор

4. Гниение белков в толстом кишечнике. Образование крезола, фенола, скатола и индола

Найти материал для освоения этих вопросов можно в одном из следующих источников:

Обязательная литература

  1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ – Вінниця: НОВА КНИГА, 2007. – С. 470; 474 – 477; 575

2. Практикум з біологічної хімії/ За ред. проф. Склярова О.Я. – Київ: Здоров ‘ я, 2002. –

С. 209 - 218

3. Тестовые задания по биологической химии/ Под ред.Б.Г.Борзенко. - Донецк, 2000.-С. 148-

4. Лекции по биохимии

5. Граф логической структуры (Приложение 1)

6. Инструкция к практическому занятию

Дополнительная литература

1. Губський Ю.І. Біологічна хімія. – Київ – Тернопіль: Укрмедкнига, 2000. – С. 390 - 395

2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1998. - С.409 – 431; 465

3.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 1990. - С. 318-337; 365

4.Николаев А.Я. Биологическая химия. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1998. - С. 303-308

5. Козловская Л.В., Мартынова М.А. Учебное пособие по клиническим лабораторным методам исследования (с элементами программирования). – Москва: Медицина, 1975. – С. 210 - 229

После изучения вышеперечисленных вопросов для самопроверки усвоения материала по изучаемой теме Вам предлагается выполнить целевые обучающие задачи. Правильность решений задач можно проверить, сопоставив их с эталонами ответов.

Целевые обучающие задачи

Задача 1. Пациенту в гастроэнтерологическом отделении проведено исследование секреторной деятельности желудка для уточнения диагноза ахилии. Какой патологический компонент желудочного сока может определяться в данном случае?

А. Пепсин

В. Внутренний фактор Касла

С. Соляная кислота

D. Лактат

Е. Реннин

Задача 2. В онкологическом диспансере у пациента была исследована секреторная функция желудка. В желудочном соке был обнаружен компонент, наличие которого позволило предположить опухолевый процесс желудка. Выберите этот компонент.

А. Соляная кислота

В. Пепсин

С. Молочная кислота

D. Реннин

Е. Внутренний фактор Кастла

Задача 3. Пациенту после исследования секреторной деятельности желудка был поставлен диагноз: ахилия. Объясните этот термин.

А. Отсутствие НСI в желудочном соке

В. Отсутствие НСI и пепсина в желудочном соке

С. Гиперацидное состояние

D. Гипоацидное состояние

Е. Повышение содержания пепсина

Задача 4. Пациенту после обследования поставлен диагноз: гиперацидный гастрит. Чему будет соответствовать общая кислотность при данном диагнозе?

А.50 ммоль/л

В. 25 ммоль/л

С. 70 ммоль/л

D. 0

Е. 5 ммоль/л

Задача 5. При взятии желудочного сока для усиления секреторной деятельности желудка используется гистамин. Концентрация какого компонента желудочного сока будет изменяться в данном случае?

А. Липазы

В. Лактата

С. Желчных кислот

D. Трипсина

Е. Соляной кислоты

Правильность решения проверьте, сопоставив их с эталонами ответов.

Эталоны ответов к решению целевых обучающих задач:

1 – D, 3 – В, 5 – Е

Краткие методические рекомендации к проведению занятия

В начале занятия проводятся контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция. Затем студенты приступают к выполнению лабораторной работы и заданий для самостоятельной работы, используя при этом инструкцию.

После выполнения лабораторной работы необходимо оформить протокол, сделать выводы к работе, которые проверяет и контролирует преподаватель. Проводится анализ самостоятельной работы студентов и коррекция.

В конце занятия проходит текущий контроль, подводятся итоги занятия.

Наши рекомендации