Теоретические основы товароведения

ВЫСШАЯ ШКОЛА

ТОВАРОВЕДЕНИЕ

И ЭКСПЕРТИЗА

Промышленных

Товаров

УЧЕБНИК

Допущено Министерством образования

и науки Российской Федерации в качестве учебника

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров»

Москва

МЦФЭР

УДК 620.2 ББК (У)65.422.5 Т50

Рецензенты:

Ильин С.Н.,доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, проректор по научной работе Института мировой экономики;

Сапожникова А.И.,доктор технических наук, зав. кафедрой това­роведения и технологии сырья животного происхождения Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина;

Учебно-методическое объединениепо образованию в области то­вароведения и экспертизы товаров на базе Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова

Авторы:

А.Н. Неверов, Т.Н. Чалых, Е.Л. Пехташева, В.И. Самарин, С.В. Золотова, Г.И. Злобина, Е.Ю. Райкова, Н.В. Умаленова, О.В. Фукина, И.М. Щербакова, Д.А. Сорокин

Под редакцией

заслуженного деятеля науки РФ, доктора химических наук, профессора А.Н. Неверова

Т50 Товароведениеи экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова. - М.: МЦФЭР,

2006. - 848 с. - (Серия "Высшая школа")-

13ВЫ 5-7709-0365-1

УДК 620.2 ББК(У)65.422.5

© Коллектив авторов, 2006 © ЗАО "МЦФЭР", 2006

5-7709-0365-1

Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова. - М.: МЦФЭР, 2006. - 848 с.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происшедшие в последние годы в российской эко­номике, связанные с переходом к рыночным отношениям, привели к значительному увеличению объема рынка потребительских то­варов и расширению их ассортимента.

Новые формы собственности существенно повлияли на ха­рактер деятельности предприятий торговли и их облик. Активная интеграция России в мировой рынок обусловила появление но­вых, соответствующих мировым стандартам требований к качеству и маркировке продукции, ее штриховому кодированию, современ­ной потребительской таре.

Все это привело к повышению требований к уровню подго­товки специалистов, работающих в сфере торговли и смежных областях. Новые условия требуют от них более глубокого знания классификации, ассортимента и качества товаров, умения осу­ществлять экспертизу продукции и обеспечивать ее сохранность. В связи с этим возникла потребность издания нового учебника для системы высшего образования с учетом возросших требований к уровню квалификации выпускаемых специалистов для работы на рынке промышленных товаров.

Предлагаемый учебник состоит из теоретического раздела и разделов, посвященных описанию группового ассортимента про­мышленных товаров.

В учебнике рассмотрены понятия и задачи товароведения, фак­торы, влияющие на потребительские свойства и качество товаров, вопросы научной классификации и формирования ассортимента про­мышленных товаров. Описывается групповой ассортимент товаров по каждой из товарных групп, даны характеристики соответствующих товаров, показаны пути формирования их качества на стадии изготов­ления, изложены основные требования к качеству однородных групп

Введение

продукции. Кроме того, описываются методы и пути идентификации товаров, их стандартизация и сертификация.

В каждой главе представлен материал, связанный с процессами, протекающими при хранении, транспортировании и эксплуатации товаров под действием внешних факторов и их влиянием на свой­ства продукции, а также вопросами маркировки, упаковки продук­ции, условий и сроков ее хранения. Особое внимание уделяется проблемам товарной экспертизы.

Учебник "Товароведение и экспертиза промышленных товаров" подготовили преподаватели Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова:

•Неверов А.Н., профессор, д. х. н. {главы "Теоретические основы товароведения", "Пластические массы и изделия на их основе");

Чалых Т.Н., профессор, д. х. н. (главы "Бытовые химические товары", "Парфюмерно-косметические товары");

Пехташева Е.Л., доцент, д. т. н. (глава "Текстильные товары");

Самарин В.И., профессор, к. э. н. и Золотова С.В., доцент, к. т. н. (главы "Металлохозяйственные товары", "Ювелирные товары");

Злобина Г.И., доцент, к. т. н. (глава "Мебельные товары");

Райкова Е.Ю., доцент, к. т. н. (главы "Швейные товары", "Три­котажные товары");

Умаленова Н.В., доцент, к. т. н, (глава "Кожевенно-обувные товары");

Фукина О.В., доцент, к. т. н. (главы "Пушно-меховые товары",

"Галантерейные товары");

Щербакова И.М., доцент, к. т. н. (главы "Силикатные товары", "Строительные товары");

Сорокин Д.А., ст. преподаватель (главы "Электробытовые то­вары", "Культурно-бытовые товары").

Авторы учебника выражают благодарность рецензенту заслу­женному деятелю науки РФ, д. т. н., профессору С.Н. Ильину за труд по рецензированию работы и ценные замечания.

Заслуженный деятель науки РФ, д. х. н., профессор А.Н, Неверов

Глава 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

Название научной и учебной дисциплины "товароведение" яв­ляется производным от слов "товар" и "ведать" (знать) и дослов­но может интерпретироваться на современный язык как "знание о товаре".

Товароведение как одна из отраслей знаний в первую очередь связано с развитием товарного производства и потребностями тор­говли.

Товар как продукция, изготовленная для обмена или продажи, благодаря двойственному характеру труда, затраченного на ее про­изводство, имеет меновую и потребительную стоимости.

Меновая стоимость характеризует товар с точки зрения его обмена как вещи на другие вещи в соответствующих определен­ных пропорциях. Потребительную стоимость товара, несмотря на многогранность этого понятия, в первую очередь следует рас­сматривать как полезность товара, его способность удовлетворять определенные человеческие потребности. Потребительная стои­мость присуща всем продуктам труда, но проявляется она лишь при потреблении или использовании вещи, которые позволяют оценить ее полезность. Поскольку потребительную стоимость имеют все продукты труда - и средства производства, и предметы личного потребления, то предметом товароведения в широком понятии должны быть потребительные стоимости всех продуктов труда.

Между тем в современном понимании этого термина това­роведение рассматривается как научная и учебная дисциплина,

предметом изучения которой являются потребительные стоимости товаров народного потребления.

К товарам народного потребления относятся товары промыш­ленных, сельскохозяйственных и кустарных предприятий, предна­значенные для реализации в сфере обращения с целью удовлетво­рения материальных и культурных потребностей населения.

Именно изучением потребительных стоимостей этой группы товаров и занимается современное товароведение.

Потребительные стоимости других продуктов труда (напри­мер, сырья, средств производства) изучаются другими смежными отраслями - материаловедением, машиноведением и др.

Продукты труда становятся товаром лишь при наличии товар­ного производства и товарного обращения.

В зависимости от типа потребления продуктов труда их по­требительную стоимость подразделяют на индивидуальную и об­щественную.

Индивидуальной потребительной стоимостью обладают про­дукты труда, произведенные не для обмена и продажи, а для по­требления. Например, индивидуальной потребительной стоимо­стью характеризуется продукция, выращенная для личного потреб­ления на приусадебном участке.

Продукт труда, произведенный для обмена или торговли с це­лью удовлетворения потребностей общества, характеризуется об­щественной потребительной стоимостью.

Общественная потребительная стоимость единицы товара оп­ределяется как единичная потребительная стоимость, а потреби­тельная стоимость общественного продукта, удовлетворяющего потребности определенных групп потребителей или всего обще­ства, - как совокупная потребительная стоимость.

Единичная потребительная стоимость связана с удовлетво­рением личных потребностей отдельного индивидуума или его семьи.

Совокупная общественная потребительная стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдель­ных его групп.

Общественная потребительная стоимость товаров характери­зуется двумя неразрывно связанными сторонами: материально-вещественной и социально-экономической. В связи с этим изу­чением потребительной стоимости занимаются многие научные дисциплины. Предметом изучения товароведения является мате­риально-вещественная сторона потребительной стоимости, а соци­ально-экономическая сторона потребительной стоимости является объектом изучения ряда экономических дисциплин.

Потребительная стоимость товара обусловлена присущими ему потребительскими свойствами, проявляющимися при исполь­зовании товара потребителем для удовлетворения материальных, культурных или биологических потребностей.

Следует, однако, отметить, что не все свойства товаров отно­сятся к категории потребительских.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества зависит от назначения товара и является необходимым условием установления уровня качества товара.

В зависимости от той роли, которую играют потребительские свойства в жизненном цикле товара, их можно подразделить на функциональные, эргономические, эстетические, а также свойства безопасности и надежности.

Функциональные свойства - это потребительские свойства то­вара, определяющие его соответствие как предмета потребления или эксплуатации целевому назначению. По показателям функ­циональных свойств оценивают способность товара удовлетво­рять те или иные потребности человека. Чем выше показатели функциональных свойств, тем более полно товар удовлетворяет потребности человека. Функциональные свойства определяют как возможность или целесообразность использования материала или изделия (простые функциональные свойства), а также как возмож­ность выполнения основной и вспомогательной функций изделия (сложные функциональные свойства).

Номенклатура показателей функциональных свойств доста­точно широка и определяется в первую очередь назначением из­делия, его возможностью выполнять основные и вспомогательные



Глава 7

Теоретические основы товароведения



функции при эксплуатации или потреблении. Важную роль играют функциональные свойства при оценке качества товара.

Эргономические свойства товара - это потребительские свой­ства товара, обеспечивающие удобство и комфорт его потребления или эксплуатации на различных этапах функционального процесса в системе "человек - товар - среда". К эргономическим свойст­вам относится удобство пользования товаром, определяющее его способность функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма каждого потребителя. Важное значение в ка­честве составных частей эргономических свойств имеют гигиени­ческие, антропометрические, физиологические и другие свойства и показатели. Существенны также гигиенические свойства, ха­рактеризующие гигиенические условия жизнедеятельности и ра­ботоспособности человека при его взаимодействии с изделиями и окружающей средой.

Гигиенические показатели, в первую очередь такие, как тем­пература и влажность окружающей среды, запыленность и осве­щенность помещений, гигроскопичность и паропроницаемость одежды и другие, могут влиять на самочувствие, здоровье и рабо­тоспособность человека.

Важное значение для удобства пользования и комфортности имеют антропометрические показатели, характеризующие степень соответствия изделия, его конструкции и элементов составных частей размерам, форме и массе тела человека. Эти показатели особенно важны для таких товаров, как обувь и одежда.

Эстетические свойства характеризуют способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках его соци­ально-культурную значимость, техническое и эстетическое со­вершенство.

Показателями эстетических свойств товара, характеризующи­ми его эстетический уровень, могут служить: соответствие формы изделия его назначению, моде, стилю; информационная вырази­тельность; внешний (товарный) вид, цветовое оформление; совер­шенство производственного исполнения, а также другие характе­ристики, связанные с удовлетворением потребностей людей.

Важнейшей характеристикой товара является его безопасность, относящаяся к потребительским свойствам, обеспечивающим без­вредность потребления и использования товара человеком. При этом безопасность рассматривается в качестве потребительского свойства, обеспечивающего защиту как человека, так и среды его обитания от вредных и токсичных воздействий товара при его по­треблении, хранении, транспортировке и утилизации.

Оценивая безопасность товара в целом, следует учитывать возможность причинения им травм (механических, тепловых, химических и др.), вероятность выделения веществ, вредных для человека и окружающей среды (канцерогенных, токсичных и др.), а также наличие опасных физических воздействий (звуковых, све­товых, радиационных и др.).

Показатели надежности товара в потреблении представляют собой показатели качества товара, характеризующие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пре­делах, соответствующих заданным условиям потребления или эксплуатации.

Показатели надежности товара включают в себя его безотказ­ность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безотказность - это способность товара непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или некоторых наработок.

Оценивают показатель безотказности средним временем рабо­ты на один отказ, длительностью работы без отказа и т. д.

Долговечность товара - свойство, характеризующее его способ­ность сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.

Под предельным состоянием товара в этом случае понимается его разрушение или невозможность дальнейшего использования вследствие физического или морального износа.

Оценивается долговечность сроком службы или ресурсом ра­боты, выражаемыми продолжительностью работы (минуты, годы и т. д.) или количеством циклов.





Ремонтопригодность - характеристика товара, определяющая его способность к устранению причин выхода из строя, а также обнаружению и предупреждению отказов в работе.

Сохраняемость товара - это показатель, характеризующий способность товара непрерывно сохранять свои потребительские свойства при хранении, транспортировке, реализации, потреблении или эксплуатации в условиях, установленных нормативно-техни­ческой документацией.

В настоящее время для непродовольственных товаров в ка­честве критерия сохраняемости принят срок годности (или служ­бы) товара, определяемый как срок, в течение которого товар при­годен для эффективного использования по назначению.

Потребительские свойства товара базируются на ряде его естест­венных свойств - химических, физических, физико-химических, физико-механических и биологических.

Химические свойства характеризуют устойчивость материалов и изделий к действию окислителей, восстановителей, воды, орга­нических растворителей, кислот, щелочей и других сред, а также к воздействию факторов светопогоды. Устойчивость материалов, и соответственно товаров, к действию выше перечисленных сред зависит от природы материала, его химического и физического строения и т. п.

Химические свойства материалов в значительной степени оп­ределяют назначение изготовленных из них товаров, их поведение при эксплуатации и хранении, условия их использования и т. д.

Химическая устойчивость оценивается по степени изменений химической и физической структуры материалов, проявляющих­ся в изменении их массы, прочности, цветности, деформацион­ных и других характеристик. Опенка химической устойчивости материалов может проводиться по результатам испытаний как в реальных условиях эксплуатации и хранения, так и в условиях форсированных (более жестких, чем реальные) испытаний.

К физическим свойствам относят показатели геометрических размеров, массу, плотность, тепловые, акустические, оптические и другие характеристики материалов и товаров. Физические свой­ства материалов играют важнейшую роль при проектировании

и производстве товаров, определяют режимы их эксплуатации, дли­тельность ресурса работы и надежность товара в эксплуатации.

Одними из важнейших параметров материалов, и особенно изделий, являются их геометрические характеристики: длина, вы­сота, ширина (толщина), площадь, объем.

Показатели геометрических размеров-длина, ширина, высота изделий и комплектующих деталей являются чрезвычайно важны­ми для таких товаров, как мебель, сложно-технические изделия (холодильники, фото-, видео-, аудиоаппаратура), инструменты, отдельные элементы сборных конструкций и т. п.

Дисперсность материалов (размеры частиц) играют важную роль в формировании потребительских свойств пигментов, декора­тивной косметики и т. п. Не менее важное значение имеют показа­тели массы материалов и изделий, такие как плотность, объемная масса, насыпная масса и др.

Масса - одна из основных физических характеристик материи, являющаяся мерой ее инерционных и гравитационных свойств.

Плотность (р, кг/м3) представляет собой величину, характе­ризующую массу единицы объема вещества, определяемую по формуле

теоретические основы товароведения - student2.ru

где т - масса тела; V - объем тела.

Объемная масса материала характеризует величину массы ма­териала, включая имеющиеся в нем поры и пустоты.

Объемная масса тел всегда меньше его плотности, а исходя из величин этих показателей можно рассчитать пористость материала по формуле

теоретические основы товароведения - student2.ru

где П- пористость, %;

Р0 - объемная масса, кг/м3; р - плотность, кг/м3.





Глава 1

Теоретические основы товароведении



теоретические основы товароведения - student2.ru
Расчет показателя теплоемкости производится по формуле

Для характеристики сыпучих материалов часто используют показатель насыпной массы, характеризующий массу сыпучих веществ, заполнивших единицу объема емкости (тары).

Важное значение, особенно для эргономических потребитель­ских свойств, имеет показатель поверхностной плотности ма­териалов, характеризующийся плотностью 1 м3 материала. Этот показатель особенно важен для тканей, трикотажных, бумажных и картонных изделий.

В ряде случаев при оценке эксплуатационных свойств товаров большое значение имеет масса изделий, например спортивного инвентаря, обуви, одежды, где она является либо нормируемым показателем, либо характеристикой, определяющей уровень эр­гономических свойств изделий.

Важнейшей группой свойств являются теплофизические или термические показатели, характеризующие поведение материала при действии на него тепловой энергии: теплоемкость, теплопро­водность, термическое расширение, термическая стойкость, теп­лозащитная способность, огнестойкость.

К теплофизическим характеристикам следует отнести также параметры, связанные с протеканием фазовых переходов в матери­алах под действием температур. В их число входят показатели тем­пературы перехода материалов из твердого в жидкое, вязкотекучее или высокоэластическое состояния, так называемые температуры плавления или течения - для кристаллических систем; температу­ры размягчения - для стеклообразных материалов, а при переходе из жидкого, вязкотекучего или высокоэластического состояния в кристаллическое и стеклообразное - соответственно температуры кристаллизации и стеклования.

Термическая устойчивость материалов, характеризующаяся переходом из жидкого или твердого состояния в газообразное, мо­жет оцениваться по показателю температур летучести, испарения или возгонки.

Теплоемкость материала - это количество теплоты, которое не­обходимо сообщить телу для повышения его температуры на 1 °С в определенном интервале температур.

где С - теплоемкость, Дж/°К; <2 - количество теплоты, Дж; Т1иТ2-начальная и конечная температуры тела.

На практике часто оценку теплоемкости проводят по показа­телю удельной теплоемкости, представляющей собой количество тепла, необходимое для нагревания единицы массы вещества на 1 °С при постоянном давлении:

теоретические основы товароведения - student2.ru

где С - удельная теплоемкость, ДжУкг-°С; т - масса вещества, кг.

Теплопроводность характеризует способность материала про­водить тепло при наличии разности температур между различными участками тела.

Мерой теплопроводности является коэффициент теплопровод­ности, который показывает, какое количество тепла проходит через тело длиной 1 м, площадью 1 м2 при разности температур между поверхностями 1 °С в течение 1 часа:

теоретические основы товароведения - student2.ru

где X - коэффициент теплопроводности, Вт/м-°С;

<2 - теплота;

/ - длина тела, м;

5- площадь поперечного сечения тела, м2;

т - время, с;

Т1 и Т2 - соответственно температура тела в двух различных точках, отстоящих друг от друга на расстоянии / (м), °С.

Показатель термического расширения характеризует способность материала изменять свои размеры при изменении температуры.

Глава 7

Теоретические основы товароведения



теоретические основы товароведения - student2.ru

Критерием оценки величины термического расширения явля­ются температурные коэффициенты линейного (а) и объемного (6) расширения:

где /0 и К0 - соответственно длина и объем тела, м и м3;

А/ и ДК- соответственно прирост длины и объема тела, м и м3; Л71- разность температуры тела до и после нагрева, °С.

Следует отметить, что величины коэффициентов термиче­ского расширения для различных материалов могут сущест­венно различаться. Так, например, в диапазоне температур от О до 100 °С коэффициент линейного термического расширения для кварца составляет 0,05 • 10'5, для бронзы - 2 • 10'6, а для каучу-ков-80-10-6.

Для товарных групп, в первую очередь таких, как фотоаппара­тура, стекла, оптические приборы, лакокрасочные системы, важны­ми являются оптические свойства, характеризующие способность товаров и материалов рассеивать, пропускать, поглощать или от­ражать световые излучения. К основным оптическим свойствам можно отнести цвет, блеск, прозрачность тел, а также преломля­емость света в них.

Световые излучения электромагнитны по своей природе и ха­рактеризуются определенной длиной волны. При изменении дли­ны волны света изменяется и их воздействие на сетчатку глаза человека.

В зависимости от длины волны оптическая область спектра делится на видимую часть с длиной волн от 380 до 760 нм и неви­димую: ультрафиолетовую с длиной волн от 10 до 380 нм и инф­ракрасную - 770 до 340 000 нм.

Ультрафиолетовая составляющая спектра является наиболее мощным излучением, способным вызывать протекание химиче­ских реакций в некоторых телах (в первую очередь, в веществах органического происхождения) и приводить к изменению их струк­туры и важнейших свойств.

Инфракрасные (тепловые) излучения вызывают разогрев тел и используется поэтому в нагревательных приборах как носители тепловой энергии.

Цвет - сложное свойство, имеющее как физическую, так и пси­хологическую сущность, т. к. является характеристикой световой энергии, оцениваемой посредством зрительного восприятия. Ви­димая часть спектра состоит из излучений различных длин волн и представляет собой ряд цветов, непрерывно изменяющихся от фиолетового до красного. В сплошном спектре постепенному изменению длины волны соответствует непрерывное изменение цвета. Следует, однако, отметить, что деление спектра на цветовые участки является достаточно грубым и в какой-то степени услов­ным. Одно из делений спектра на цветовые участки приведено в табл. 1.1.

Выделение именно этих участков объясняется тем, что на их границах происходят наиболее заметные изменения цветов. Чис­ло различных по цветам участков можно было бы увеличить, что и делает ряд исследователей, выделив участки оранжево-красных, желто-оранжевых, зеленовато-желтых, желто-зеленых и других цветов.

Цвет тел зависит от их способности отражать или пропускать падающий на них световой поток.

Таблица 1.1

Наши рекомендации