Общая химия. Неорганическая химия.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине «Общая и неорганическая химия»
Сборник лекций по общей и неорганической химии
Общая и неорганическая химия: учебное пособие/ автор Е.Н.Мозжухина;
ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж». - Курган: КБМК, 2014. - 340 с.
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий»
Автор-составитель: Е.Н. Мозжухина – преподаватель химии ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж» высшей квалификационной категории.
Рецензент:Н.Е. Горшкова- кандидат биологических наук, заместитель директора по ИМР ГБПОУ «Курганский базовый медицинский колледж»
Содержание
Введение. | |
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы химии | 8-157 |
1.1. Периодический закон и периодическая система элементом Д.И. Менделеева. Теория строения веществ. | |
1.2.Электронное строение атомов элементов. | |
1.3. Виды химической связи. | |
1..4 Строение веществ неорганической природы | |
1 ..5 Классы неорганических соединений. | |
1.5.1. Классификация, состав, номенклатура оксидов, кислот, оснований Способы получения и их химические свойства. | |
1.5.2 Классификация, состав, номенклатура солей. Способы получения и их химические свойства | |
1.5.3. Амфотерность. Химические свойства амфотерных йксидов и гидроксидов. Генетическая связь между классами неорганических соединений. | |
1..6 Комплексные соединения. | |
1..7 Растворы. | |
1.8. Теория электролитической диссоциации. | |
1.8.1. Электролитическая диссоциация. Основные положения. ТЭД. Механизм диссоциации. | |
1.8.2. Ионные реакции обмена. Гидролиз солей. | |
1.9. Химические реакции. | |
1.9.1. Классификация химический реакций. Химическое равновесие и смещение. | |
1.9.2. Окислительно-восстановитьельные реакции. Их электронная сущность. Классификация и составление уравнений ОВР. | |
1.9.3. Важнейшие окислители и восстановители. ОВР с участием дихромата, перманганата калия и разбавленных кислот. | |
1.9.4 Методы расстановки коэффициентов в ОВР | |
РАЗДЕЛ 2. Химия элементов и их соединений. | |
2.1. Р -элементы. | |
2.1.1. Общая характеристика элементов VII группы периодической системы. Галогены. Хлор, его физические и химические свойства. | |
2.1.2. Галогениды. Биологическая роль галогенов. | |
2.1.3. Халькогены. Общая характеристика элементов VI группы ПС Д.И. Менделеева. Соединения кислорода. | |
2.1.4. Важнейшие соединения серы. | |
2.1.5. Главная подгруппа V группы. Общая характеристика. Строение атома, физические и химические свойства азота. Важнейшие соединения азота. | |
2.1.6. Строение атома фосфора, его физические и химические свойства. Аллотропия. Важнейшие соединения фосфора. | |
2.1.7. Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Углерод и кремний. | |
2.1.8. Главная подгруппа III группы периодической системы Д.И. Менделеева. Бор. Алюминий. | |
2.2. s - элементы. | |
2.2.1. Общая характеристика металлов II группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева. Щелочноземельные металлы. | |
2.2.2. Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы периодический системы Д.И. Менделеева. Щелочные металлы. | |
2.3. d-элементы. | |
2.3.1. Побочная подгруппа I группы. | |
2.3.2.. Побочная подгруппа II группы. | |
2.3.3. Побочная подгруппа VI группы | |
2.3.4. Побочная подгруппа VII группы | |
2.3.5. Побочная подгруппа VIII группы |
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества первостепенной задачей является забота о здоровье человека. Лечение многих заболеваний стало возможным благодаря достижениям химии в области создания новых веществ и материалов.
Не имея глубоких и разносторонних знаний в области химии, не зная значения положительного или отрицательного влияния химических факторов на окружающую среду, не сможешь быть грамотным медицинским работником. Студенты медицинского колледжа должны иметь необходимый минимум знаний по химии.
Данный курс лекционного материала предназначен для студентов, изучающих основы общей и неорганической химии.
Целью данного курса является изучение положений неорганической химии, изложенных на современном уровне знаний; расширение объема знаний с учетом профессиональной направленности. Важным направлением является создание прочной базы, на которой строится преподавание других химических специальных дисциплин (органической и аналитической химии, фармакологии, технологии лекарств).
Предлагаемый материал предусматривает профессиональную ориентацию студентов на связь теоретической неорганической химии со специальными и медицинскими дисциплинами.
Основные задачи учебного курса данной дисциплины заключается в усвоении фундаментальных основ общей химии; в усвоении студентами содержания неорганической химии как науки, объясняющей связь свойств неорганических соединений с их строением; в формировании представлений о неорганической химии как фундаментальной дисциплине , на которой базируются профессиональные знания.
Курс лекций по дисциплине «Общая и неорганическая химия» построен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ФГОС-4) к минимуму уровня подготовки выпускников по специальности 060301 «Фармация» и разработан на основе учебного плана данной специальности.
Курс лекций включает в себя два раздела;
1. Теоретические основы химии.
2. Химия элементов и их соединений: ( р- элементы, s- элементы, d-элементы).
Изложение учебного материала представлено в развитии: от наиболее простых понятий к сложным, целостным, обобщающим.
В разделе «Теоретические основы химии» освещены следующие вопросы:
1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и теория строения веществ.
2. Классы неорганических веществ, взаимосвязь между всеми классами неорганических веществ.
3. Комплексные соединения, их использование в качественном анализе.
4. Растворы.
5. Теория электролитической диссоциации.
6. Химические реакции.
При изучении раздела «Химия элементов и их соединений» рассматриваются вопросы:
1. Характеристика группы и подгруппы, в которой находится данный элемент.
2. Характеристика элемента , исходя из его положения в периодической системе, с точки зрения теории строения атома.
3. Физические свойства и распространение в природе.
4. Способы получения.
5. Химические свойства.
6. Важнейшие соединения.
7. Биологическая роль элемента и его применение в медицине.
Особое внимание уделяется лекарственным средствам неорганической природы.
В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:
1. Периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
2. Основы теории химических процессов.
3. Строение и реакционную способность веществ неорганической природы.
4. Классификацию и номенклатуру неорганических веществ.
5. Получение и свойства неорганических веществ.
6. Применение в медицине.
Уметь:
1. Классифицировать неорганические соединения.
2. Составлять названия соединений.
3. Устанавливать генетическую связь между неорганическими соединениями.
4. С помощью химических реакций доказывать химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных.
Лекция №1
Тема: Введение.
План:
1. Предмет и задачи химии
2. Методы общей и неорганической химии
3. Фундаментальные теории и законы химии:
а) атомно-молекулярная теория.
б) закон сохранения массы и энергии;
в) периодический закон;
г) теория химического строения.
4. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии общей и
неорганической химии.
1. Предмет и задачи химии
Современная химия является одной из естественных наук и представляет собой систему отдельных дисциплин: общей и неорганической химии, аналитической химии, органической химии, физической и коллоидной химии, геохимии, космохимии и т.п.
Химия - наука, изучающая процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры, а также взаимные переходы между этими процессами и другими формами движения материи.
Таким образом, главным объектом химии как науки является вещества и их превращения.
На современном этапе развития нашего общества забота о здоровье человека является задачей первостепенной важности. Лечение многих заболеваний стало возможным благодаря достижениям химии в области создания новых веществ и материалов: лекарственных средств, заменителей крови, полимеров и полимерных материалов.
Не имея глубоких и разносторонних знаний в области химии, не понимая значения положительного или отрицательного влияния различных химических факторов на здоровье человека и окружающую его среду, нельзя стать грамотным медицинским работником.
Общая химия. Неорганическая химия.
Неорганическая химия - это наука элементов периодической системы и образованных ими простых и сложных веществ.
Неорганическая химия неотделима от общей химии. Исторически при изучении химического взаимодействия элементов друг с другом были сформулированы основные законы химии, общие закономерности протекания химических реакций, теория химической связи, учение о растворах и многое другое, что составляет предмет общей химии.
Таким образом, общая химия изучает теоретические представления и концепции, составляющие фундамент всей системы химических знаний.
Неорганическая химия давно перешагнула стадию описательной науки и в настоящее время переживает свое «второе рождение» в результате широкого привлечения квантово-химических методов, зонной модели энергетического спектра электронов, открытия валентно-химических соединений благородных газов, целенаправленного синтеза материалов с особыми физическими и химическими свойствами. На основе глубокого изучения зависимости между химическим строением и свойствами она успешно решает главную задачу - создание новых неорганических веществ с заданными свойствами.
2. Методы общей и неорганической химии.
Из экспериментальных методов химии важнейшим является метод химических реакций. Химическая реакция - превращение одних веществ в другие путем изменения состава и химического строения. Химические реакции дают возможность исследовать химические свойства веществ. По химическим реакциям исследуемого вещества можно косвенно судить о его химическом строении. Прямые же методы установления химического строения в большинстве своем основаны на использовании физических явлений.
Также на основе химических реакций осуществляется и неорганический синтез, который за последнее время достиг большого успеха, особенно в получении особо чистых соединений в виде монокристаллов. Этому способствовали применение высоких температур и давлений, глубокого вакуума, внедрение бесконтейнерных способов очистки и т.п.
При проведении химических реакций, а также при выделении веществ из смеси в чистом виде важную роль играют препаративные методы: осаждение, кристаллизация, фильтрование, сублимация, перегонка и т.п. В настоящее время многие из этих классических препаративных методов получили дальнейшее развитие и являются ведущими в технологии получения особо чистых веществ и монокристаллов. Это методы направленной кристаллизации, зонной перекристаллизации, вакуумной сублимации, фракционной перегонки. Одна из особенностей современной неорганической химии это синтез и исследование особо чистых веществ на монокристаллах.
Методы физико-химического анализа широко применяются при изучении растворов и сплавов, когда образующиеся в них соединения трудно или практически невозможно выделить в индивидуальном состоянии. Тогда исследуют физические свойства систем в зависимости от изменения состава. В результате строят диаграмму состав - свойства, анализ который позволяет делать заключение о характере химического взаимодействия компонентов, образование соединений и их свойствах.
Для познания сущности явления одних экспериментальных методов недостаточно, поэтому Ломоносов говорил, что истинный химик должен быть теоретиком. Только через мышление, научную абстракцию и обобщение познаются законы природы, создаются гипотезы и теории.
Теоретическое осмысление опытного материала и создание стройной системы химических знаний в современной общей и неорганической химии базируется на: 1) квантово-механической теории строения атомов и периодической системе элементов Д.И. Менделеева; 2) квантово-химической теории химического строения и учении о зависимости свойств вещества от «его химического строения; 3) учении о химическом равновесии, основанной на понятиях химической термодинамики.
3. Фундаментальные теории и законы химии.
К числу основополагающих обобщений химии и естествознания относятся атомно-молекулярная теория, закон сохранения массы и энергии,
Периодическая система и теория химического строения.
а) Атомно-молекулярная теория.
Создатель атомно-молекулярного изучения и первооткрыватель закона сохранения массы веществ М.В. Ломоносов по праву считается основателем научной химии. Ломоносов четко различал две ступени в строении вещества: элементы (в нашем понимании - атомы) и корпускулы (молекулы). Согласно Ломоносову, молекулы простых веществ состоят из одинаковых атомов, а молекулы сложных веществ - из разных атомов. Всеобщее признание атомно-молекулярная теория получила в начале XIX века после утверждения в химии атомистики Дальтона. С тех пор главным объектом исследования химии стали молекулы.
б) Закон сохранения массы и энергии.
В 1760 г. Ломоносов сформулировал единый закон массы и энергии. Но до начала XX в. эти законы рассматривались независимо друг от друга. Химия в основном имела дело с законом сохранения массы вещества (масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции).
Например: 2КСlO3 = 2 КСl + 3O2
Слева: 2 атома калия Справа: 2 атома калия
2 атома хлора 2 атома хлора
6 атомов кислорода 6 атомов кислорода
Физика имела дело с законом сохранения энергии. В 1905 г. основоположник современной физики А. Эйнштейн показал, что между массой и энергией существует взаимосвязь, выражаемая уравнением Е = mс2, где Е - энергия, m - масса; с - скорость света в вакууме.
в) Периодический закон.
Важнейшая задача неорганической химии заключается в изучении свойств элементов, в выявлении общих закономерностей их химического взаимодействия между собой. Самое крупное научное обобщение в решении этой проблемы сделал Д.И. Менделеев, открывший Периодический закон и его графическое выражение - Периодическую систему. Только вследствие этого открытия стало возможным химическое предвидение, предсказание новых фактов. Поэтому Менделеев является основателем современной химии.
Периодический закон Менделеева является основой естественной
систематики химических элементов. Химический элемент — совокупность
атомов с одинаковым зарядом ядра. Закономерности изменения свойств
химических элементов определяются Периодическим законом. Учение о
строении атомов объяснило физический смысл Периодического закона.
Оказалось, что периодичность изменения свойств элементов и их соединений
зависит от периодически повторяющейся сходной структуры электронной
оболочки их атомов. Химические и некоторые физические свойства зависят от
структуры электронной оболочки, особенно ее наружных слоев. Поэтому
Периодический закон является научной основой изучения важнейших свойств элементов и их соединений: кислотно-основных, окислительно-восстановительных, каталитических, комплексообразовательных, полупроводниковых, металлохимических, кристаллохимических, радиохимических и т.п.
Периодическая система также сыграла колоссальную роль в учении о естественной и искусственной радиоактивности, освобождении внутриядерной энергии.
Периодический закон и Периодическая система беспрерывно развиваются и уточняются. Доказательством тому служит современная формулировка Периодического закона: свойства элементов, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины заряда ядра их атомов. Таким образом, положительный заряд ядра, а не атомная масса, оказался более точным аргументом, от которого зависят свойства элементов и их соединений.
г) Теория химического строения.
Фундаментальная задача химии - изучение зависимости между химическим строением вещества и его свойствами. Свойства вещества являются функцией его химического строения. До A.M. Бутлерова считали, что свойства вещества определяются его качественным и количественным составом. Он впервые сформулировал основное положение своей теории химического строения. Таким образом: химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частиц, количеством их и химическим строением. В переводе на современный язык это означает, что свойства молекулы определяются природой составляющих ее атомов, их количеством и химическим строением молекулы. Первоначально теория химического строения относилась к химическим соединениям, имеющим молекулярную структуру. В настоящее время теория, созданная Бутлеровым, считается общехимической теорией строения химических соединений и зависимости свойств их от химического строения. Эта теория - продолжение и развитие атомно-молекулярного учения Ломоносова.
4. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии общей и
неорганической химии.
п/п | Ученые | Даты жизни | Важнейшие работы и открытия в области химии | ||||
1. | Авогадро Амедо (Италия) | | 1776-1856 | Закон Авогадро 1 | ||||
2. | Аррениус Сванте (Швеция) | 1859-1927 | Теория электролитической диссоциации | ||||
3. | Бекетов Н.Н. (Россия) | 1827-1911 | Ряд активности металлов. Основы алюмотермии. | ||||
4. | Бертолле Клод Луи (Франция) | 1748-1822 | Условия течения химических реакций. Исследование газов. Бертолетова соль. | ||||
5. | Берцелиус Иене Якоб (Швеция) | 1779-1848 | Определение атомных весов элементов. Введение буквенных обозначений для химических элементов. | ||||
6. | Бойль Роберт (Англия) | 1627-1691 | Установление понятия о химическом элементе. Зависимость объемов газов от давления. | ||||
7. | Бор Нильс (Дания) | 1887-1962 | Теория строения атома. 1 | ||||
8. | Вант-Гофф Якоб Гендрик (Голландия) | 1852-1911 | Исследование растворов; один из основателей физической химии и стереохимии. | ||||
9. | Гей-Люссак Жозеф (Франция) | 1778-1850 | Газовые законы Гей-Люссака. Исследование бескислородных кислот; технология серной кислоты. | ||||
10. | Гесс Герман Иванов (Россия) | 1802-1850 | Открытие основного закона термохимии. Разработка русской химической номенклатуры. Анализ минералов. | ||||
11. | Дальтон Джон (Англия) | 1766-1844 | Закон кратных отношений. Введение химических знаков и формул. Обоснование атомной теории. | ||||
12. | Кюри-Склодовская Мария (Франция, родина Польша) | 1867-1934 | Открытие полония и радия; изучение свойств радиоактивных веществ. Выделение металлического радия. | ||||
13. | Лавуазье Антуан Лоран (Франция) | 1743-1794 | Основание научной химии установление кислородной теории горения, природы воды. Создание учебника химии на основе новых взглядов. | ||||
14. | Ле Шателье Лун Анри (Франция) | 1850-1936 | Общий закон смещения равновесия в зависимости от внешних условий (принцип Ле-Шателье) | ||||
15. | Ломоносов Михаил Васильевич | 1741-1765 | Закон сохранения массы веществ. | ||||
Применение количественных методов в химии; развитие основных положений кинетической теории газов. Основание первой русской химической лаборатории. Составление руководства по металлургии и горному делу. Создание мозаичного производства. | |||||||
16. | Менделеев Дмитрий Иванович (Россия) | 1834-1907 | Периодический закон и периодическая система химических элементов (1869 г.). Гидратная теория растворов. «Основы химии». Исследование газов, открытие критической температуры и др. | ||||
17. | Пристли Джозеф (Англия) | 1733-1804 | Открытие и исследование кислорода, хлористого водорода, аммиака, окиси углерода, окиси азота и др. газов. | ||||
18. | Резерфорд Эрнест (Англия) | 1871-1937 | Планетарная теория строения атома. Доказательство самопроизвольного радиоактивного распада с выделением альфа-, бета-, гамма -лучей. | ||||
19. | Якоби Борис Семенович (Россия) | 1801-1874 | Открытие гальванопластики и внедрение ее в практику типографского и монетного дела. | ||||
20. | И другие | ||||||
Вопросы для самоконтроля:
1. Основные задачи общей и неорганической химии.
2. Методы химических реакций.
3. Препаративные методы.
4. Методы физико-химического анализа.
5. Основные законы.
6. Основные теории.
Лекция № 2
Тема: «Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева»
План
1. Строение атома и изотопы.
2. Квантовые числа. Принцип Паули.
3. Периодическая система химических элементов в свете теории строения атома.
4. Зависимость свойств элементов от строения их атомов.
Периодический закон Д.И. Менделеева вскрыл взаимную связь химических элементов. Изучение периодического закона поставило ряд вопросов:
1. В чем причина сходства и различия элементов?
2. Чем объясняется периодическое изменение свойств элементов?
3. Почему соседние элементы одного периода значительно отличаются по свойствам, хотя их атомные массы отличаются на небольшую величину, и наоборот, в подгруппах разница в атомных массах соседних элементов большая, а свойства сходные?
4. Почему расположение элементов в порядке возрастания атомных масс нарушается элементами аргон и калий; кобальт и никель; теллур и йод?
Большинство ученых признавали реальное существование атомов, но придерживались метафизических взглядов (атом самая мельчайшая неделимая частица вещества).
В конце XIX было установлено сложное строение атома и возможность превращения при определенных условиях одних атомов в другие. Первыми обнаруженными в атоме частицами были электроны.
Было известно, что при сильном накаливании и при освещении УФЛ с поверхности металлов отрицательное электронных и металлы заряжаются положительно. В выяснении природы этого электричества большое значение имели работы русского ученого А.Г. Столетова и английского ученого У. Крукса. В 1879 г. Крукс исследовал явления электронных лучей в магнитном и электрическом полях под действием электрического тока высокого напряжения. Свойство катодных лучей приводить в движение тела и испытывать отклонения в магнитном и электрическом полях дало возможность сделать вывод, что это материальные частицы, несущие наименьший отрицательный заряд.
В 1897 г. Дж. Томсон (Англия) исследовал эти частицы и назвал их электронами. Так как электроны могут быть получены независимо от вещества, из которого состоят электроды, то это доказывает, что электроны входят в состав атомов любого элемента.
В 1896 г. А. Беккерель (Франция) открыл явление радиоактивности. Он обнаружил, что соединения урана обладают способностью испускать невидимые лучи, действующие на фотографическую пластинку, завернутую в черную бумагу.
В 1898 г., продолжая исследования Беккереля, М. Кюри-Складовская и П. Кюри открыли в урановой руде два новых элемента – радий и полоний, обладающие очень большой активностью излучения.
+ -
β α
|
радиоактивный элемент
Свойство атомов различных элементов самопроизвольно превращаться в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием альфа -, бета - и гамма – лучей, не видимых невооруженным глазом, называется радиоактивностью.
Следовательно, явление радиоактивности является прямым доказательством сложного строения атомов.
Электроны являются составной частью атомов всех элементов. Но электроны заряжены отрицательно, а атом в целом электронейтрален, то, очевидно, внутри атома находится положительно заряженная часть, которая своим зарядом компенсирует отрицательный заряд электронов.
Экспериментальные данные о наличии положительно заряженного ядра и его расположении в атоме были получены в 1911 г. Э. Резерфордом (Англия), который предложил планетарную модель строения атома. Согласно этой модели атом состоит из положительно заряженного ядра, очень малого по размерам. В ядре сосредоточена почти вся масса атома. Атом в целом электронейтрален, следовательно, суммарный заряд электронов должен быть равен заряду ядра.
Исследования Г. Мозли (Англия, 1913 г.) показали, что положительный заряд атома численно равен порядковому номеру элемента в периодической системе Д.И. Менделеева.
Итак, порядковый номер элемента указывает число положительных зарядов ядра атома, а так же число движущихся в поле ядра электронов. В этом заключается физический смысл порядкового номера элемента.
Согласно ядерной модели наиболее просто устроен атом водорода: ядро несет один элементарный положительный заряд и массу, близкую к единице. Оно называется протоном («простейший»).
В 1932 г. физик Д.Н. Чедвик (Англия) установил, что лучи, испускаемые при бомбардировке атома альфа-частицами, обладают огромной проницательной способностью и представляют собой поток электронейтральных частиц – нейтронов.
На основании изучения ядерных реакций Д.Д. Иваненко (физик, СССР, 1932 г.) и одновременно В.Гейзенберг (Германия) сформулировали протонно-нейтронную теорию строения ядер атомов, согласно которой ядра атомов состоят из положительно заряженных частиц-протонов и нейтральных частиц-нейтронов ( 1Р) - протон имеет относительную массу 1 и относительный заряд + 1. 1
( 1n) – нейтрон имеет относительную массу 1 и заряд 0.
1
Таким образом, положительный заряд ядра определяется числом протонов в нем и равен порядковому номеру элемента в ПС; массовое число – А(относительная масса ядра) равно сумме протонов (Z) нейтронов (N) :
A = Z + N; N = A- Z
Изотопы
Атомы одного элемента, имеющие одинаковый заряд ядра и разное массовое число – изотопы. У изотопов одного элемента одинаковое число протонов, но разное число нейтронов.
Изотопы водорода:
1Н 2 Н 3Н 3 – массовое число
1 1 1 3Н
1
1 - заряд ядра
протий дейтерий тритий
Z = 1 Z = 1 Z =1
N = 0 N = 1 N = 2
1протон 1 протон 1 протон
0 нейтронов 1 нейтрон 2 нейтрона
Изотопы одного элемента имеют одинаковые химические свойства и обозначаются одним химическим символом, занимают одно место в П.С. Так как масса атома практически равна массе ядра (масса электронов ничтожно мала), то каждый изотоп элемента характеризуется, как и ядро, массовым числом, а элемент атомной массой. Атомная масса элемента – это среднее арифметическое между массовыми числами изотопов элемента с учетом процентного содержания каждого изотопа в природе.
Предложенная Резерфордом ядерная теория строения атома получила широкое распространение, но в дальнейшем исследователи натолкнулись на ряд принципиальных трудностей. Согласно классической электродинамике электрон должен излучать энергию и двигаться не по окружности, а по спиралевидной кривой и в итоге упасть на ядро.
В 20 – х годах XX в. ученые установили, что электрон имеет двойственную природу, обладает свойствами волны и частицы.
Масса электрона равна 1___ массы водорода, относительный заряд
равен (-1) . Число электронов в атоме равно порядковому номеру элемента. Электрон движется по всему объему атома, создавая электронное облако с неравномерной плотностью отрицательного заряда.
Представление о двойственной природе электрона привело к созданию квантово-механической теории строения атома (1913 г. , датский ученый Н. Бор). Главный тезис квантовой механики – микрочастицы имеют волновую природу, а волны – свойства частиц. Квантовая механика рассматривает вероятность нахождения электрона в пространстве вокруг ядра. Область наиболее вероятного нахождения электрона в атоме ( ≈ 90%) называется атомной орбиталью.
Принято изображать только границы этой области.
, ∞
Исходя из квантовой теории Н. Бор теоретически обосновал модель атома водорода.
В основу своей теории Бор положил следующие постулаты: электрон может двигаться вокруг ядра атома не по любым орбитам, а только по вполне определенным, дозволенным.
Схемы атомов по Бору:
1Н 2He 3 Li 11Na
Каждый электрон в атоме занимает определенную орбиталь и образует электронное облако, которое является совокупностью различных положений быстро движущегося электрона.
Химические свойства элементов определяются строением электронных оболочек их атомов.