Тема 01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Тема 01-01. Научный метод познания
Метод – определенные правила, приемы, нормы познания и действия.
Свойства научного знания:
- объективность
- достоверность
- точность
- системность
Методы научного познания:
- наблюдение
- измерение
- индукция
- анализ
- синтез
- абстрагирование
- дедукция
- моделирование
- эксперимент.
Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.
Требования к научным гипотезам:
- соответствие эмпирическим фактам
- проверяемость (принципы верификации и фальсификации)
Верификация –эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, результатами экспериментов.
Фальсификация – критерием научности теории является ее опровержимость. Если какое-либо учение построено так, что в состоянии истолковать любые факты (астрология, теология и т.д.), т.е. неопровержимо в принципе, то оно не может считаться научным.
Научная теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Принцип соответствия – новая теория, как правило, полностью не отвергает предыдущую, она устанавливает для нее границы применимости и включает ее в себя на правах частного случая.
Тема 01-02. Естественнонаучная и гуманитарная культуры
Естествознание - наука о Природе как о единой целостности, а также комплекс отдельных наук о природе, тесно связанных между собой.
Дифференциация наук – подразделение на более мелкие отрасли для более тщательного изучения какого-либо фрагмента действительности (физика →механика, термодинамика, оптика, физика атома, электричество и т.д.)
Интеграция наук – возникновение новых наук на стыке существующих (биохимия, химическая физика, биоэтика…)
Гуманитарные науки, их основные отличия от естественных:
- субъективность знания
- нестрогий образный язык
- интерес к индивидуальным свойствам изучаемых предметов
- сложность (или невозможность) верификации и фальсификации.
Математика – универсальный язык естествознания.
Псевдонаука - имитация научной деятельности.
Отличительные признаки псевдонауки:
- фрагментарность
- некритический подход к исходным данным
- невосприимчивость к критике
- отсутствие общих законов
- неверифицируемость и/или нефальсифицируемость псевдонаучных данных.
Тема 01-03. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Древняя Греция: программа рационального объяснения мира: в мире происходят закономерные события, которые могут быть познаны человеком (рацио – разум).
Принцип причинности в первоначальной форме (каждое событие имеет естественную причину) и его позднейшее уточнение (причина должна предшествовать следствию).
Атомистическая исследовательская программа Левкиппа и Демокрита: всё состоит из дискретных атомов; всё сводится к перемещению атомов в пустоте.
Континуальная исследовательская программа Аристотеля: всё формируется из непрерывной бесконечно делимой материи, не оставляющей места пустоте.
С современной точки зрения атомистическая и континуальная исследовательские программы –взаимо дополнительны.
Научная картина мира – системные научные представления о строении мира, характеристиках, закономерностях и тенденциях его эволюции.
Фундаментальные вопросы, на которые отвечает научная картина мира:
- о материи и формах ее существования
- о движении
- о взаимодействии
- о пространстве и времени
- о причинности, закономерности и случайности
- о космологии (общем устройстве и происхождении мира).
Научные картины мира в истории развития естествознания: механическая (МКМ), электромагнитная (ЭМКМ), неклассическая или квантовополевая КПКМ (1-я половина XX в.), современная эволюционная.