Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
Постановлением Правительства РФ от 3.08.1996 г. № 924 "О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, вторая — для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля состоят из служб (учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.
Наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды на всей территории РФ осуществляет служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Она ведет контроль:
— за радиационным загрязнением — путем измерения мощ
ности дозы гамма-излучения — в 1394 пунктах;
— за выпадением и концентрацией радиоактивных аэрозолей
в приземном слое — более 500 пунктов;
— за содержанием трития и стронция-90 в пробах атмосфер
ных осадков, морских и пресных вод — 102 пункта;
— за химическим заражением — в 325 городах России + 661
пункт контроля загрязнения воздуха, за концентрацией
ОВ на 1326 водных объектах и на 603 станциях контроля
морских вод;
— за химическим составом осадков — в 239 пунктах снежного
покрова и в 586 пунктах контроля за загрязненностью почв
и т.д. [20].
Госкомсанэпиднадзор, Минсельхозпрод, Роскомрыболов-ства, имеющие сотни лабораторий и постов, ведут контроль за чистотой сырья и готовой продукции.
Наблюдение за природными явлениями и процессами — сейсмологическими, геологическими, геофизическими и т.п. — осуществляется с использованием различных систем, в том числе расположенных на спутниках.
Не менее важным является контроль за опасными процессами в техносфере, для которого используются системы аварийного контроля промышленных объектов.
Основные данные по контролю поступают в органы управления РСЧС федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней управления и в рабочие органы (МЧС, региональные центры, управления ГО и ЧС), которые оценивают обстановку и принимают решения на проведение защитных мероприятий, оповещают население об опасности и информируют его о порядке действий. С целью обеспечения оперативности управления в ЧС создана автоматизированная информационно-управляющая система РСЧС (АИУС РСЧС). Она обеспечивает поступление информации от объектов до центра управления МЧС в кризисных ситуациях.
298 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
Указанным постановлением утвержден также перечень сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:
— сводные мобильные отряды соединений и воинских частей
Войск гражданской обороны Российской Федерации;
— Центральный аэромобильный спасательный отряд (Цент-
роспас);
— Поисково-спасательная служба МЧС России;
— Центр по проведению спасательных операций особого
риска "Лидер";
— авиация МЧС России.
Войска гражданской обороны.Эти войска составляют основу сил МЧС России, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. Длительное время они являются главной силой системы гражданской обороны. Войска ГО прошли долгий и сложный путь своего развития, испытание войной 1941—1945 гг., серьезную проверку боеспособности при ликвидации многих крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. В 1991 г. указом Президента РФ Войска ГО были переданы в состав МЧС России. Они существенно отличаются от соединений и частей Вооруженных Сил: не участвуют в боевых действиях, не имеют оружия, за исключением небольшого комплекта, предназначенного для собственной охраны, решают задачи преимущественно мирного времени — участвуют в аварийно-спасательных работах, локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, эвакуируют пострадавшее население, обеспечивают людей продовольствием, а также предметами первой необходимости.
Вместе с тем на войска ГО возложены задачи и военного времени: радиационная, химическая и бактериологическая разведка, эвакуационные мероприятия, пиротехнические работы. Структура этих войск нами уже рассмотрена выше [14].
Центроспас.Основным подразделением экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера является Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.
Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются 5 самолетов Ил-76, 6 малогабаритных спасательных вертолетов БО-15, позволяющих оперативно добираться в труднодоступные районы и эва-куировать оттуда раненых и больных в места базирования "большой" авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение.
В составе отряда есть свой госпиталь — аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.
В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера [14].
Поисково-спасательная служба МЧС России.Такой службы в России раньше не было. Она создана усилиями Министерства по чрезвычайным ситуациям и объединяет в себе несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательных отрядов (ПСО) общей численностью около 2 тыс. человек, дислоцированных в 55 субъектах РФ.
В последние годы российская поисково-спасательная служба получила активное развитие за счет создания территориальных формирований, финансируемых из средств местного бюджета. Такие формирования общей численностью около 4500 человек уже созданы в 45 субъектах РФ.
Задачи служб и отрядов: проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях; оказание пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения; профилактические мероприятия, направленные на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.
Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием, включающим: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные — для
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
поиска в снежных лавинах. У них есть также телевизионные системы поиска пострадавших. С учетом опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных государств ведется работа по созданию новейших, в том числе уникальных, образцов техники для проведения спасательных работ. Развивается и кинологическая
служба МЧС России.
Формирования ПСС способны за период от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инвентарем и оборудованием, а по прибытии туда — немедленно приступить к работам.
Центр по проведению спасательных операций особого риска.Спасатели МЧС России имеют разностороннюю, многопрофильную подготовку. И все-таки случаются чрезвычайные ситуации, отличающиеся своей спецификой, требующие особых навыков, например в выполнении пиротехнических работ. Нередко к тому же ЧС происходят в труднодоступной местности или в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей. Случается и так, что этот риск сопровождается опасностью, исходящей от криминальных элементов, устремляющихся к месту ЧС с целью поживиться чужим добром. Для работы в таких условиях под эгидой МЧС России создан Центр по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", на который возложены следующие задачи:
— проведение первоочередных аварийно-спасательных и дру
гих неотложных работ особой сложности в труднодоступ
ной местности с десантированием спасателей и грузов,
обеспечивающих выживание населения;
— осуществление первоочередных спасательных работ на
воде и под водой с использованием легководолазного сна
ряжения;
— оказание пострадавшим первой медицинской и врачебной
помощи;
— выполнение подрывных и пиротехнических работ;
— защита людей, материальных и культурных ценностей,
объектов экономики в районах чрезвычайных ситуаций;
— обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве
гуманитарной помощи, безопасности граждан, матери
альных и культурных ценностей при их эвакуации из райо
нов чрезвычайных ситуаций.
В состав Центра входят подразделения: горно-спасатель-
ных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательное; спасения и эвакуации населения, сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки [14].
Авиация МЧС России.Одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, является авиация МЧС России. Она включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном городе Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров министерства.
В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолет Ил-б2м, оснащенный специальной связью, командный пункт управления на базе самолета Як-42, различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов конструкторских бюро Миля и Камова.
Новая концепция авиационного обеспечения деятельности РСЧС предусматривает существенное реформирование авиации до 2005 г. К этому времени в региональных центрах начнется развертывание вертолетных комплексов экстренного реагирования и авиационных комендатур. Предполагается, что Центральная группировка авиации МЧС в своем составе будет насчитывать 33 самолета и вертолета, Сибирская — 25, Южная — 6 и Дальневосточная — 11.
Авиация МЧС России выполняет следующие задачи:
— проведение авиационно-спасательных операций: поиск и
обнаружение пострадавших при возникновении чрезвы
чайных ситуаций; наведение наземных поисково-спаса
тельных сил на объекты поиска; десантирование парашют
ным, беспарашютным и посадочным способами спаса
тельных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на
суше и водной поверхности;
— осуществление специальных авиационных работ: тушение
пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной,
химической и пожарной разведки и мониторинга местности;
302 Гл. 14. Росс, система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций...
обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;
— обеспечение управления и связи: управление силами и
средствами с воздушных пунктов управления; ретрансля
ция связи между наземными пунктами управления и спаса
тельными формированиями;
— выполнение воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил
и средств, необходимых для проведения поисковых, ава
рийно-спасательных работ, оказания медицинской помо
щи, а также оперативных групп специалистов министерств
и ведомств, грузов гуманитарной помощи и материально-
технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населе
ния, вывоз уникального, оборудования и ценностей из зон
бедствия; доставка сил и средств Российского национадь-
. ного корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы [14}.
Другие силы и средства РСЧС.Помимо названных выше сил и средств МЧС России в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций входят и другие силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе:
— военизированных и невоенизированных противопожарных,
поисковых, аварийно-технических формирований феде
ральных органов исполнительной власти;
— формирований и учреждений Всероссийской службы ме
дицины катастроф;
— формирований ветеринарной службы и службы защиты
растений Министерства сельского хозяйства и продоволь
ствия Российской Федерации;
— военизированных служб по активному воздействию на гид
рометеорологические процессы Федеральной службы России
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— формирований гражданской обороны Российской Федера
ции территориального, местного и объектового уровней;
— специально подготовленных сил и средств российской
армии, войск МВД, железнодорожных войск и других во
инских формирований, предназначенных для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
— аварийно-технических центров Министерства по атомной
энергии;
14.3. Силы и средства РСЧС и гражданской обороны
— служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения
полетов гражданской авиации Федеральной авиационной
службы России;
— восстановительных и пожарных поездов Министерства путей
сообщения;
— аварийно-спасательных служб и формирований Федераль
ной службы морского флота России (включая Государст
венный морской спасательно-координационный центр и
спасательно-координационные центры федеральной службы
речного флота России, других федеральных органов ис
полнительной власти.
Итак, в современных условиях наше государство располагает необходимыми профессионально подготовленными силами и средствами для оперативного реагирования и проведения спасательных и других неотложных работ по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
15.1. 0рганизащя гражданской обороны на промышленном объект
ГЛАВА 15
Задачи и структура органов защиты персонала на отдельном объекте