Структура и этапы развития экологии
Шаплыгина Ю.Н.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам по дисциплине
ПМ 06. Применение природосберегающих технологий в профессиональной деятельности
для студентов дневной формы обучения специальности
«Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Астрахань, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Лабораторная работа 1. Физико-химические методы очистки сточных вод | |
Лабораторная работа 2. Биологические методы очистки воды от нефтяного загрязнения | |
Лабораторная работа 3. Определение эффективности применения сорбента по поверхностному натяжению | |
Лабораторная работа 4. Фиторемедиация почвы в условиях нефтяного загрязнения | |
Лабораторная работа 5. Определение каталазной активности почвы, подвергшейся нефтяному загрязнению | |
Лабораторная работа 6. Определение тяжелых металлов в воде экспресс-методом | |
Лабораторная работа 7. Тяжелые металлы в растениях, как показатель загрязнения окружающей среды | |
Лабораторная работа 8. Определение физико-химического состава и структуры почвы | |
Приложение |
Введение
История развития экологии.
АРИСТОТЕЛЬ - разделил животных на группы по месту обитания.
Р.БОЙЛЬ (17в.) – провёл экологический эксперимент (влияние атмосферного давления на живые организмы).
К.ЛИНЕЙ (18в.) - предложил и обосновал понятие «вид», классифицировал животных и растений по одному признаку.
Ж.БЮФОН (18в.) - рассмотрел влияние климатических факторов на живые организмы.
Ж.Б.ЛАМАРК(18в.) - впервые создал эволюционное учение (организмы могут изменяться под влиянием окружающей среды)
Ч.ДАРВИН (19в.) – создал эволюционную теорию (учение о борьбе за существование).
В начале 20 века экология стала самостоятельной наукой. Большой вклад в её развитие внесли отечественные учёные: К.А.Тимирязев, В.В.Докучаев, В.Н.Сукачёв, В.Н.Вернадский.
Э.ГЕККЕЛЬ (1866г.) - предложил понятие «экология».
Экология – это отношение организма с окружающей средой.
Н.Ф.РЕЙМЕРС – обобщил большое количество понятий «экология»:
1. Экология – это часть биологии, изучающая отношения орг-мов между собой и с окружающей их средой.
2. Экология – это комплексная наука, изучающая среду обитания живых организмов.
Экология является теоретической основой охраны природы.
Охрана природы - это комплексная межотраслевая дисциплина, которая разрабатывает и применяет методы сохранения и воспроизводства природных ресурсов.
Задачи экологии.
1. Изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой.
2. Исследование действия среды на строение. Жизнедеятельность и поведение организмов.
3. Установление зависимости между численностью популяции и средой.
4. Исследование отношения между популяциями разных видов в сообществе.
5. Изучает прямое и косвенное воздействие человека на окр. среду.
Структура и этапы развития экологии.
В настоящее время в экологии выделяют несколько классификаций.
I Классификация по объектам изучения:
1. аутэкология – изучает отдельный организм и среду его обитания;
2. популяционная – изучает группу организмов и их среду обитания;
3. синэкология – изучает экосистему и ее среду ;
4. глобальная – изучает биосферу.
II Современные направления в экологии:
1. промышленная эк. – изучает воздействие промышленности на природу и влияние условий среды на работу предприятий;
2. медицинская эк. – изучает все аспекты влияния окруж. среды на здоровье чел-ка, факторы, ведущие к заболеваниям;
3. эк. чел-ка – изучает место чел-ка в экосистеме, их взаимное влияние и изменения;
4. социальная эк. - изучает общественные отношения во взаимодействии с окружающей средой.
Этапы развития экологии
1. Изучение и описание природы .
2. Изучение экосистем.
3. Изучение взаимовлияния экосистем.
4. Изучение биосферы.
5. Изучение положения человека в биосфере.
Факторы среды.
Среда- все то, что окружает живой организм в природе.
На Земле существует 4 среды обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, среда, образуемая самими живыми организмами.
Экологические факторы – это любые внешние факторы, оказывающие влияние на численность и распространение орг-мов.
Экологические факторы:
1. абиотические – факторы неживой природы;
2. биотические – все виды взаимодействия между живыми организмами;
3. антропогенный – фактор, связанный с деятельностью человека.
На каждое воздействие фактора орг-м отвечает адаптацией.
Виды изменчивости факторов:
1. регулярные (закономерные) – изменяются качественные признаки организма;
2. нерегулярные (стихийные) – изменяются количественные признаки организма.
Характер воздействия факторов:
1. раздражитель – если изменяется скорость биохимических процессов;
2. модификатор – изменяются анатома - морфологические признаки;
3. ограничитель – если уменьшаются возможности распространения на территории;
4. сигнал – это быстрая реакция организма на изменения среды.
Эврибионты – это организмы, которые выносят широкие пределы толерантности.
Стенобионты – организмы, способные выносить узкие пределы толерантности
5. Закономерностивоздействия факторов:
1. закон оптимума – каждый фактор имеет определённые пределы положительного влияния на организм;
2. каждый фактор не одинаково влияет на функции организма;
3. действие факторов зависит от пола, возраста, физиологических различий орг-мов;
4. к каждому фактору среды виды приспосабливаются своим путём;
5. факторы взаимодействуют друг с другом, т. е. изменение одного влечёт изменение другого;
6. правило ограничивающего фактора(закон min) сформулировал Юстус Либих: «Фактор, напряжённость которого приближается к пределу выносливости, называется ограничивающим».
За пределами выносливости наступает гибель организма. При удалении фактора от оптимума затрудняется существование вида.
Контрольные вопросы:
1. Какова роль экологии в настоящее время?
2. В чем сущность закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его в сельском хозяйстве?
3. Что такое адаптация. Какую роль она играет в жизни организмов?
4. Каков механизм действия факторов для данных примеров: увеличение скорости фотосинтеза, изменение формы листа, снижение рождаемости.
5. Вспомните и назовите основные положения теории Ч.Дарвина, закономерности эволюции: конвергенция, параллелизм.
6. К каким изменениям приводят регулярное и нерегулярное действие фактора.
7. Как в практической деятельности человек может применять знания об ограничивающем факторе?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.