Вариаторы
Назначение и характеристики.Вариаторы служат для плавного (бесступенчатого) изменения на ходу частоты вращения ведомого вала при постоянной частоте вращения ведущего вала.
В качестве механизма главного движения в вариаторах применяют передачи разного типа — фрикционные, ременные, цепные. Их выполняют в виде отдельных механизмов с непосредственным контактом ведущего и ведомого катков (см. рис. 7.2) или с промежуточным элементом (например, ремнем, рис. 7.3). Разработано большое число конструкций с различными принципиальными схемами. Применяют в станкостроении, химической, текстильной, бумажной промышленности и др.
Бесступенчатое регулирование скорости способствует повышению производительности работы машины вследствие возможности выбора оптимального режима, оно благоприятно для автоматизации и управления на ходу.
Рис. 7.3. Схема вариатора
с раздвижными конусами
Для некоторых машин — волочильные станы, текстильные, бумагоделательные и подобные им машины — плавное регулирование скорости является технологически обязательным.
Одной из основных характеристик вариатора является диапазон регулирования,равный отношению максимальной частоты вращения ведомого катка n2max к его минимальной частоте вращения n2min:
.
Обычно для одноступенчатых вариаторов Д= 3...8.
Вариаторы подбираютпо каталогам и справочникам в зависимости от передаваемого вращающего момента, диапазона регулирования и частоты вращения ведущего вала.
Разновидности вариаторов.В зависимости от формы тел качения вариаторы бывают лобовые, конусные, торовые и др.
Лобовые вариаторы(см. рис. 7.2) применяют в винтовых прессах и приборах. Бесступенчатое изменение частоты вращения ведомого вала достигается передвижением малого катка вдоль вала, т. е. изменением радиуса R2. Допускают реверсирование вращения (передвижением малого катка из положения А в положение Б, см. рис. 7.2). Имеют интенсивный износ рабочих поверхностей катков и пониженный КПД вследствие разности скоростей на площадке контакта (геометрическое скольжение). Так как R1 = const, диапазон регулирования лобового вариатора
.
Вариаторы с раздвижными конусами(см. рис. 7.3) имеют наибольшее применение в машиностроении. Промежуточным элементом является широкий клиновой ремень или специальная цепь. Плавное изменение частоты вращения ведомого вала достигается раздвижением ведущего и синхронным сближением ведомого конусных катков, т. е. изменением расчетных радиусов катков R1 и R2.
Максимальное и минимальное значения передаточного числа:
Клиноременные вариаторы (см. рис. 7.3) просты и надежны в эксплуатации, стандартизованы. Диапазон регулирования Д ≤ 5. При использовании широких ремней передаваемая мощность достигает 50 кВт при КПД η| = 0,8...0,9.
Цепные вариаторы сложнее и дороже клиноременных, но компактнее, долговечнее. Обеспечивают постоянство передаточного числа. Применяют для мощностей до 100 кВт; Д ≤ 7; η = 0,8...0,9.
Рис. 7.4. Схема торового вариатора
Торовые вариаторы состоят из двух соосных катков с тороидальной рабочей поверхностью и двух промежуточных роликов (рис. 7.4). Частоту вращения регулируют поворотом роликов с помощью рычажного механизма, в результате чего изменяются радиусы поверхностей контакта R1 и R2. Текущее значение передаточного числа
.
Из всех вариаторов торовые наиболее компактны и совершенны, скольжение у них сведено к минимуму, КПД ≤ 0,95; Д ≤6,3. Недостатками являются сложность конструкции, требование высокой точности изготовления и монтажа.
Многодисковые вариаторы состоят из пакетов ведущих и ведомых раздвижных конических тонких дисков, прижимаемых пружинами (рис. 7.5). Изменение частоты вращения п2 ведомого вала осуществляют радиальным смещением ведущего вала относительно ведомого, изменяя при этом расчетный радиус R1 ведущих дисков. Долговечность повышается при работе дисков в масляной ванне.
Передаточное число вариатора: u = n1/n2 = R2/ R1.
Диапазон регулирования Д ≤ 4,5; КПДη = 0,8...0,9.
Рис. 10.5. Схема многодискового вариатора