Анализ деятельности вертикально интегрированных структур химической отрасли
В настоящее время распространенной формой отношений в сфере производства и реализации продукции химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан являются хозяйственные отношения в рамках вертикально-интегрированных структур.
Анализ данных таблицы 2.2.1 позволяет сделать вывод о преимущественном распространении подобной практики в шинной промышленности (интегрировано 92,5% производства), в производстве синтетического каучука (74,5%) и полипропилена (71,4%). Для остальных отраслей химического и нефтехимического комплекса процессы вертикальной интеграции не столь ярко выражены [21, c.27].
Таблица 2.2.1
Производства отдельных продуктов химического и нефтехимического комплекса России, контролируемая вертикально интегрированными структурами в 2008 году
Предприятие | Направление собственного потребления |
ОАО «Нижнекамскнефтехим» | Производство триммера и тетрамера пропилена, окиси пропилена, СКЭПТ |
ОАО «Уфаоргсинтез» | Производство пропилена |
ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» | Производство бутиловых и изобутиловых спиртов |
ОАО «Томский НХЗ» | Производство пропилена |
ООО «Ставролен» | Производство фенола и ацетона |
ОАО «Московский НПЗ» | Производство полипропилена |
ОАО «Нижнекамскшина» | Производство автомобильных покрышек |
ОАО «Казаньоргсинтез» | Производство фенола и ацетона |
Особенность интеграционных процессов такова, что они способствуют преодолению территориальных границ субъектов федерации, которые зачастую становятся барьерами на пути развития предприятий среднего и малого бизнеса. Развитие происходит в рамках промышленных кластеров и осуществляется преимущественно сверху вниз – вдоль технологической цепочки.
Вместе с тем ряд регионов отличается спецификой интеграционных процессов, в которые включены не только собственники, но административные структуры. Речь идет о регионах, в которых представлены отрасли, целиком образующие промышленный кластер. Примером такого региона является Республика Татарстан, на территории которой расположены крупные предприятия нефтедобычи, нефтехимии, нефтепереработки.
Четыре предприятия республики – ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» и ОАО «Казаньоргсинтез» – обеспечивают 93,95% всего объема реализации продукции нефтегазохимического комплекса и являются бюджетообразующими предприятиями Татарстана. Данные предприятия относятся к крупнейшим компаниям России, а по отдельным видам продукции – и Европы. Компании химии и нефтехимии республики обеспечивают производство 10% товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России, около 9,6% объема экспорта. Велика их роль в создании валового регионального продукта. На предприятиях нефтехимического комплекса работает 12% занятых, они обеспечивают 55% общего объема промышленного производства Татарстана.
Кроме перечисленных предприятий в республике развивается группа средних предприятий, производящих химическую и нефтехимическую продукцию высоких стадий передела (ОАО «Нэфис-косметикс», ЗАО «КВАРТ», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова», ОАО «Сэвилен», ОАО «Хитон»). Последовательно нарастает потенциал сектора малого бизнеса в НГХК, представленного переработчиками различных видов продукции, производимых крупными компаниями комплекса, – полиэтилена, лапролов, синтетических каучуков, альфа-олефинов, малотоннажной химической продукции [26, c.31].
Значительный вклад нефтегазохимического комплекса объясняет пристальное внимание к нему со стороны правительственных структур. Для регулирующего воздействия на создано ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг» путем передачи государственных пакетов акций предприятий комплекса. Результатом интеграционных процессов в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан стало оформление новых структурных образований – это нефтехимическая группа ОАО «Нижнекамскнефтехим» – ОАО «Сэвилен» – ОАО «Химический завод им. Л.Я. Карпова», совместное предприятие с корпорацией LG; группа ОАО «Татнефть» (ОАО «Нижнекамский НПЗ», ОАО «Нижнекамский завод технического углерода», ОАО «Нижнекамскшина», совместное предприятие с корпорацией LG); группа ОАО «ТАИФ» – ОАО «Казаньоргсинтез» – ОАО «Нижнекамский НПЗ». Отметим, что особенностью ОАО «Нижнекамскнефтехим» является то, что в рамках единой организационно-правовой формы сосредоточены все необходимые элементы для функционирования вертикально-интегрированной структуры в силу масштабов его деятельности. Осенью 2004 года был создан Нижнекамский промышленный округ на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим», ряда других отечественных и зарубежных предприятий. Его организация преследует цели интеграции крупного и малого нефтехимического бизнеса (планируется создание более 100 малых предприятий на базе сырья, свободного оборудования, энергетических мощностей ОАО «Нижнекамскнефтехим»). Кроме того, перспективным направлением является передача функций по сбыту некоторых видов товарной продукции малым предприятием [26, c.32].
Положительными итогами выстраивания вертикально-интегрированных структур в нефтегазохимическом комплексе Татарстана стали:
- аккумулирование достаточного потенциала для укрепления лидерских позиций на российском рынке и расширения присутствия на внешних рынках;
- расширение субъектного состава интегративных структур и как следствие развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан;
- активизация инвестиционной и инновационной деятельности;
- последовательное решение ряда сырьевых проблем.
Вместе с тем попытка выстраивания параллельных цепочек поставок в рамках республики привела к возникновению ряда проблем: инновационные проекты разрабатываются в рамках вертикально-интегрированных структур изолированно друг от друга и в перспективе могут привести к проблемам со сбытом продукции, строительство Нижнекамского НПЗ не решило всех сырьевых проблем ОАО «Нижнекамскнефтехим» и т.д. Кроме того, выявлены проблемы развития данной отрасли промышленности порожденные рядом объективных причин.
В частности, в 2006-2009 годах продолжается рост стоимости услуг естественных монополий в России.
При этом, с учетом вхождения нефте- и газодобывающей промышленности в состав вертикально-интегрированных компаний, недостаточно используется механизм трансфертного ценообразования, что автоматически снижает конкурентоспособность продукции более высоких стадий передела. Так цены на ШФЛУ за рассматриваемый период возросли более чем в 11 раз, а цены на этилен – производный продукт – в 1,6 раза. Тем самым подрывается конкурентоспособность производства нефтехимической продукции на внешнем рынке.
Сохраняется нестабильность ценовой ситуации на нефтяных и нефтехимических рынках; прекратилось действие эффекта девальвации рубля, обеспечившей высокую ценовую конкурентоспособность отечественной химической и нефтехимической продукции на внешних рынках и снижение импорта в Россию.
Важнейшей проблемой, сдерживающей развитие компаний химии и нефтехимии Республики Татарстан, является недостаточное сырьевое обеспечение. В перспективе, учитывая тенденции монополизации на российском рынке нефтяного и газового сырья для химической и нефтехимической промышленности, напряженность в решении данной проблемы будет нарастать.
Кроме того, в 2006-2009 годах усилилась конкуренция со стороны российских производителей; активизировалась конкуренция со стороны зарубежных производителей как на российском, так и на внешнем рынках (не только из традиционных центров нефтехимии – США, стран Европы, Японии, но и из «новых центров» – Китая, Ирана, Саудовской Аравии и др.). Данная ситуация, безусловно, усугубится после вступления России во Всемирную торговую организацию, что будет способствовать снятию тарифных и иных ограничений на присутствие на российском рынке зарубежных производителей. С учетом нарастающих процессов глобализации, которые приводят к все большему проникновению зарубежных компаний на российский рынок, причем в основном не с инвестициями, а с готовой продукцией, производимой из российского же первичного сырья, существуют опасения относительно стабильного развития отрасли в долгосрочной перспективе [29, c.43].
Это связано (по данным ОАО «Татнефтехиминвестхолдинг») с тем, что татарстанские компании химии и нефтехимии существенно уступают зарубежным в силу имеющих место «слабых сторон», к числу которых относятся узость ассортимента выпускаемой продукции и негибкость действующих технологий, не позволяющих адекватно реагировать на изменение потребности в тех или иных видах и марках продукции; высокий физический и моральный износ основных фондов, использование устаревших технологий; высокая ресурсо- и энергоемкость производства; низкая единичная мощность установок и, как следствие, существенно более высокий по сравнению с мировым уровень издержек. Имеют место и недостаточно развито «сырьевое начало» и «полимерное продолжение», не говоря уже о выпуске изделий из полимеров.
Кроме того, резерв роста объемов производства за счет дополнительной загрузки мощностей практически исчерпан, поскольку по большинству продуктов загрузка в 2006-2008 годах составила более 80%.
Положительными моментами функционирования вертикально-интегрированных компаний является наращивание доли привлеченных средств в общем объеме инвестирования с 2,3% в 2000 году до 37,5% в 2008 году, что является свидетельством развития рыночных отношений в инвестиционной сфере, повышения инвестиционной привлекательности [11, c.243].
Однако, несмотря на развитие интеграционных процессов в экономике, компаниям не удалось в полной мере справиться с проблемой расширенного воспроизводства.
Нужно отметить также чрезмерную экспортную ориентированность производств татарстанских нефтехимических и химических компаний, что, конечно, способствует повышению их доходности в условиях благоприятной конъюнктуры на мировом рынке. Однако ее ухудшение и, как следствие, сокращение поставок на экспорт не может быть компенсировано быстрой и в желаемых объемах переориентацией товарных потоков на российский рынок по причине усилившейся конкуренции. Так, например, доля по многим видам продукции, занимаемая предприятиями Республики Татарстан на внутреннем рынке, оставаясь в целом значительной, тем не менее, постепенно уменьшается, даже если имеет место рост объемов поставок на российский рынок в абсолютном выражении.
Следует отметить наличие диспропорций в структуре товарной продукции химии и нефтехимии, в которой преобладают продукты невысокой степени передела и практически отсутствуют продукты – «звезды»; низкую конкурентоспособность продукции (прежде всего по качеству и маркетинговому сопровождению) по сравнению с зарубежными аналогами; а также недостаточную сбалансированность и гибкость сбытовой политики компаний в разрезе сегментов рынка.
При этом наблюдается невысокая с точки зрения обеспечения существенной динамики социально-экономического развития инвестиционная и инновационная активность компаний, в том числе низкая активность некоторых компаний на фондовых рынках. С этой точки зрения перспективным является использование опыта ОАО «Нижнекамскнефтехим», который сумел изыскать и привлечь ресурсы для осуществления ряда крупномасштабных проектов (производство ударопрочного полистирола, имеется договоренность о строительстве завода вспененного полистирола, завода полипропилена с участием итальянской компании «Текнимонт»).
По данным ОАО «Татаефтехиминвестхолдинг», на ряде предприятий имеет место и недостаточный уровень развития инженерно-технического персонала в силу его работы на изношенном оборудовании с использованием устаревших технологий, а также незначительных финансовых вложений в повышение квалификации кадров.
Как видим, в целом по России, в которой интеграционные процессы получили, на наш взгляд, большее развитие, и в Республике Татарстан, в частности, интегрированные структуры не смогли решить ряда важнейших проблем, которые ставят под угрозу конкурентоспособность продукции отраслей химии и нефтехимии.
В связи с этим возникает проблема научного осмысления и моделирования взаимосвязей в рамках горизонтальной интеграции.
Представим соображения о важности горизонтальных и вертикальных интеграционных процессов для обеспечения конкурентоспособности регионального нефтегазохимического комплекса в виде таблицы 2.2.2, опуская моменты, общие для обеих форм интеграции [9, c.174].
Таблица 2.2.2
Эффективность применения форм интеграции в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан
Вертикальная интеграция | |
Характеристика внешней среды | Эффективность интеграции |
Рост конкуренции | Преимущества в сфере снабжения и сбыта |
Конкуренция по сырьевой базе | Закрепление сырьевых источников |
Сближение принципиально разных отраслей экономики | Диверсификация, возможность расширения рынков сбыта |
Риски в производстве и сбыте продукции | Снижение рисков нереализованной продукции, недопоставки сырья |
Рост трансакционных издержек | Снижение трансакционных издержек |
Горизонтальная интеграция | |
Характеристика внешней среды | Эффективность интеграции |
Рост конкуренции | Наличие монопольной власти Защита от конкуренции Снижение стоимости научно-технических разработок |
Колебания рыночной конъюнктуры | Легко переключиться на выпуск пользующейся спросом продукции |
Рост спроса | Захват большей доли рынка |
Неопределенность внешней среды | Обеспечение стабильности в условиях меняющихся рынков |
Решение данной проблемы возможно в рамках матричного подхода, который позволяет учитывать сильные и слабые стороны каждого из регулируемых параметров деятельности корпораций, причем не только в химическом и нефтехимическом комплексе, а и в топливном комплексе – поставщике сырья для анализируемых отраслей промышленности.
Такими параметрами, на наш взгляд, могут быть:
- Структура химических и нефтехимических компаний (вертикально-интегрированные, горизонтально-интегрированные, неинтегрированные, присутствие в рамках комплекса предприятий всех трех видов).
- Форма собственности (частная, государственная, смешанная);
- Характер государственного регулирования нефтегазохимического комплекса (высокая и низкая степень государственного регулирования).
Остановимся на характеристике первого параметра модели, поскольку, как мы видим, решение проблем нефтегазохимического комплекса только посредством вертикально-интегрированных структур не представляется реальным (и это доказывает практика).
На наш взгляд, наилучшим представляется вариант, когда в отрасли на определенной стадии развития вертикальных интеграционных процессов появятся рычаги, способствующие повышению конкурентоспособности хозяйственных структур, которые слабо работают при усилении монополизации рынка. Кроме того, по мере необходимости должны использоваться рычаги, обеспечивающие выживаемость проектов нефтехимического комплекса на внешнем рынке.
Интеграционные процессы в нефтехимическом комплексе Республики Татарстан оказывают неоднозначное влияние на трансформацию входящих в его состав предприятий. По нашему мнению, определяющим показателем эффективности вертикально-интегрированных структур в Татарстане должен стать синергетический эффект от совместной деятельности крупных производственно-хозяйственных образований, наличие которого, в конечном счете, и обеспечит выживаемость нефтегазохимического комплекса в условиях нарастающего экономического кризиса. Пока же значительного эффекта не наблюдается и можно говорить о недостаточном использовании преимуществ вертикально-интегрированных компаний Республики Татарстан. Решить данную проблему в региональном формате помогут совместные усилия предприятий и государственных органов управления в данном процессе.
Преимущества вертикальной интеграции для предприятий химической отрасли Республики Татарстан очевидны, так как в едином информационном пространстве работают функциональные и управленческие службы: юристы, финансисты, экономисты, цеховые мастера, кладовщики, снабженцы, сбытовики, бухгалтерия, налоговики, администрация, служба безопасности. Система вертикальной интеграции позволила автоматизировать полный цикл производственно-финансовой деятельности, начиная от планирования закупочной компании и заканчивая производством и сбытом готовой продукции с обязательным контролем качества.
Так на предприятии ОАО «Нижнекамскшина» сквозная автоматизация бизнес-процессов на уровне всей компании позволила осуществить интеграцию информационных потоков на уровне первичных данных. Благодаря этому ОАО «Нижнекамскшина» существенно снизила транзакционные издержки на выполнение трансфертных операций и в несколько раз увеличила скорость документооборота.
В системе реализованы единые корпоративные стандарты для всех предприятий: единая система номенклатурно-справочной информации, учетные методики и регламенты. Внедрение единых корпоративных стандартов обеспечило максимальную управляемость, прозрачность и подотчетность деятельности всех функциональных подразделений, что непосредственно сказалось на повышении трудовой дисциплины и ответственности.
Специализированный модуль ИСУ оперативной финансово-управленческой отчетности является удобным инструментом для бизнес-анализа в режиме реального времени, что позволяет лицам, принимающим решения, контролировать деятельность предприятий как единого целостного организма.
В системе полностью поддерживается бухгалтерский и налоговый учет, достаточно сложный для подобных предприятий. Бухгалтерия избавлена от выполнения рутинных процедур, так как информация вводится, модифицируется и обрабатывается инициаторами и владельцами бизнес-процессов. Теперь специалисты могут больше времени уделять контролю и анализу финансово-хозяйственной деятельности.