Техническое обслуживание контрольно-кассовых машин
Техническое обслуживание контрольно-кассовых машин - это комплекс мероприятий, проведение которых способствует поддержанию машин в постоянной исправности и предупреждает выход из строя во время эксплуатации. Техническое обслуживание должна проходить каждая машина начиная с момента ввода ее в эксплуатацию.
Работы по техническому обслуживанию выполняют специалисты, прошедшие специальную подготовку и имеющие удостоверение на право технического обслуживания и ремонта машин. На основании договора (ЦТО) с торговым предприятием выполняется регламентное обслуживание контрольно-кассовых машин в соответствии с технической документацией на конкретный тип машины. Для обеспечения своевременности технического обслуживания и ремонта машин устанавливается периодичность проведения работ. Рекомендуемые виды и периодичность технического обслуживания приведены в паспорте (формуляре) контрольно-кассовой машины. В состав технического обслуживания, проводимого кассиром ежедневно (межремонтное обслуживание), входят следующие работы:
визуальный осмотр на отсутствие внешних повреждений и наличие пыли;
удаление пыли с наружных и внутренних (в печатающем устройстве) частей машины;
проверка исправности электровилки, шнура питания;
проверка сохранности пломб;
замена картриджа (при необходимости);
проверка правильности установки чековой и контрольной ленты.
Техническое обслуживание, проводимое специалистом ЦТО, следует выполнять по графику во время плановой остановки машины независимо от ее состояния, с интервалом времени, не превышающим один месяц. При этом выполняются следующие работы: периодический режим проверки печатающих устройств, смена элементов резервного питания (при необходимости), снятие кожуха с машины, удаление пыли, осмотр и чистка машины, смазка ее частей.
Кроме перечисленных работ при техническом обслуживании производится устранение неисправностей в работе контрольно-кассовых машин на месте эксплуатации по аварийным вызовам торгового предприятия.
Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:
не печатает реквизиты, печатает их неразборчиво или не полностью на чеке, контрольной ленте и других документах;
не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной памяти;
не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом.
Организации, производящие техническое обслуживание ККМ, выполняют текущий и средний ремонт.
Текущий ремонт проводится специалистом ЦТО на предприятии, где установлены контрольно-кассовые машины, и представляет собой такой минимальный по объему вид ремонта, при котором обеспечивается нормальная эксплуатация машины. Во время текущего ремонта устраняют неисправности кассовой машины заменой или восстановлением отдельных составных частей (быстроизнашивающихся деталей), а также выполняют регулировочные работы. Проведение ремонтных работ связано с нарушением пломбы кассовой машины. После устранения неисправностей специалист ЦТО должен опломбировать машину, установить ее на рабочее место и заполнить Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8).
Средний ремонт заключается в восстановлении эксплуатационных характеристик машины ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей. Кроме того, при среднем ремонте обязательно проверяется техническое состояние остальных составных частей с устранением обнаруженных неисправностей.
В случае необходимости ремонта денежных, контрольных счетчиков или электронной части контрольно-кассовой машины делается соответствующая запись о необходимости направления кассовой машины в ремонт в центр технического обслуживания в Журнале учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ.
Записи о видах проведенного ремонта заносятся в паспорт контрольно-кассовой машины, составляется акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2).
Акт с накладной, оформленной на передачу контрольно-кассовой машины в ЦТО, сдается в бухгалтерию предприятия не позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом вносятся в Журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4) в конце записей за рабочий день.
8. Требования безопасности при эксплуатации контрольно-кассовых машин
При эксплуатации контрольно-кассовых машин обязательно выполнение требований безопасности, приведенных ниже.
1. К работе на машине допускаются лица, прошедшие обучение, инструктаж, аттестацию согласно требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей (ПТБ).
2. Рабочее место оператора должно быть оборудовано розеткой с заземляющим контактом, которая устанавливается вблизи машины, и быть легко доступным.
3. Запрещается проводить техническое обслуживание машины, включенной в сети электропитания.
4. Перед включением машины необходимо осмотреть вилку и шнур питания и убедиться в их исправности.
5. Запрещается оставлять включенную машину без присмотра.
6. Запрещается работа на контрольно-кассовой машине при снятом кожухе.
7. При работе с машиной необходимо принимать меры, исключающие удары и падения машины.
8. Запрещается укладка машины на любую поверхность в перевернутом виде с опорой на индикатор покупателя.
9. При окончании работы, в перерывах или случаях остановки по другим причинам машина должна быть отключена и отсоединена от электропитания.
10. В случае возникновения отказа необходимо немедленно отключить машину от сети.
11. Не допускается вмешательство в работу машины после ее пуска до окончания рабочего цикла.
12. Не следует допускать к работе на машине лиц, незнакомых с правилами работы и техники безопасности.
Тема: «Торговое холодильное оборудование»
Применение холода способствует сохранению первоначальных свойств пищевых продуктов и некоторых видов непродовольственных товаров. В качестве источника холода в торговле используют естественный, искусственный и сухой лед, льдосоляные смеси и холодильные машины.
Охлаждающие устройства, оснащенные холодильными агрегатами и предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи охлажденных или замороженных товаров, называют торговым холодильным оборудованием. К нему относят сборные холодильные камеры, торговые холодильные шкафы, охлаждаемые витрины, прилавки и прилавки-витрины.
В зависимости от назначения торговое холодильное оборудование подразделяют на три основных вида: для хранения товаров (холодильные камеры, шкафы, закрытые прилавки); для показа и продажи товаров (открытые прилавки, витрины, прилавки-витрины); демонстрационное оборудование (демонстрационные витрины, шкафы-витрины).
По температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости, холодильное оборудование принято подразделять на низкотемпературное (для замороженных продуктов) и обычное (для охлажденных продуктов). В низкотемпературном оборудовании товары хранят при температуре -18°С и ниже. Охлажденные продукты хранят при температуре О—2°С.
Для торгового холодильного оборудования приняты условные буквенные обозначения: К — камера; Ш — шкаф; П — прилавок; ПВ — прилавок-витрина; В — витрина; X — холодильный(ая); С — среднетемпературный(ая); Н — низкотемпературный(ая). Цифры после букв указывают полезный охлаждаемый объем в кубических метрах.
Холодильные камеры устанавливаются в складских помещениях магазинов. Продукты в них хранятся в течение 3—-5 суток. Камеры выпускают двух типов: КХС (для охлажденных продуктов) иКХН (для замороженных продуктов).
Холодильные шкафыустанавливаются на рабочем месте продавца или в складских помещениях небольших магазинов.
Выпускают двух видов: ШХ (среднетемпературные) и ШН (низкотемпературные). Могут иметь различные емкости охлаждаемых камер, разную холодопроизводительность машин и различное количество дверей.
Холодильные внтрнныслужат для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов. Они используются восновном в магазинах самообслуживания для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных и упакованных гастрономических товаров. Температурный режим — от -2° до 6°С или от 0° до 8°С.
Холодильные прилавкипредназначены для кратковременного хранения, демонстрации и продажи охлажденных товаров. Выпускаются среднетемпературные (ПХС) и низкотемпературные (ПХН): ПХС — 2—2,5; ПХС — 1,25; ПХН= 2— 2,5 и др.
В магазинах самообслуживания используются открытые прилавки с воздушной завесой.
Холодильные прилавки-витриныслужат для кратковременного хранения, демонстрации ипродажи охлажденных продуктов. В них имеется два охлажденных отделения — камера и витрина. Камера прилавка предназначена для хранения сменного запаса скоропортящихся товаров. В витрине выкладываются товары, предназначенные для демонстрации и на выбор покупателям.
Тема : «Подъемно-транспортное оборудование»
Подъемно-транспортное оборудование можно разделить на несколько групп:
• по виду перемещения — для перемещения грузов в горизонтальном направлении (грузовые машины, тележки, транспортеры и т. д.), в вертикальном направлении(подъемники, тали, лебедки), для смешанного перемещения (погрузчики, штабелеукладчики и т. д.);
• по принципу действия — периодического действия (большинство оборудования) и непрерывного действия (конвейеры, транспортеры);
• по виду используемой энергии — ручного действия (грузовые тележки), с электродвигателем (электротележки, электропогрузчики), с использованием силы тяжести перемещаемых грузов (наклонные спуски, роликовые дорожки).
Выбор оборудования и технологические схемы механизации подъемно-транспортных работ зависят от размера грузооборота и характера груза, частоты его поступления, массы и упаковки единицы груза, высоты помещений и ширины проходов, размещения подсобных помещений (подвал, первый этаж), количества этажей торгового здания, формы продажи товаров и др.
В магазинах применяют следующие виды подъемно-транспортного оборудования:
• Грузовые тележки.Наибольшее применение получилиручные тележки грузоподъемностью от 100 до 1000 кг.Тележки с подъемной платформой или с подъемными вилами позволяют перевозить грузы, уложенные на поддоны или в контейнеры. В зависимости от способа подъема платформы они бывают домкратными и с гидравлическим приводом. При работе платформу тележки подводят под поддон и, приподняв его, перемешают груз в нужном, направлении. Для предотвращения порчи груза
при опускании плат4юрмы тележки (и домкратная, и гидравлическая) снабжены масляным амортизатором.
Наибольшее распространение для подъема с пола и перевозки грузов на поддонах или в контейнерах получила тележка с подъемными вилами ТГВ-500М. Она легче, чем тележки с подъемной платформой, и более маневренна. Самоходные тележки (электрокары) имеют грузоподъемность от 500 до 2000 кг. Они приводятся в движение от аккумуляторных батарей. Несмотря на ряд отрицательных свойств — чувствительность аккумуляторных (особенно кислотных) батарей к сотрясениям, значительная собственная масса, большие простои иод зарядкой аккумуляторов — электрокары являются основным видом самоходных тележек, применяемых для перемещения грузов в крупных магазинах.
Погрузчики, штабелеукладчикиприменяют в крупных магазинах при большом объеме пофузочно-разфузочных работ. Они выполняют следующие операции: захват груза, горизонтальное перемещение в заданном направлении, подъем и укладку его в штабель или на стеллаж, а также снятие груза со стеллажа, перемещение и установку в кузове машины. Их грузоподъемность — от 250 до 5000 кг, высота подъема — от 1,6 до 8 м, скорость передвижения — от 3 до 12 км/ч.
Конвейеры, транспортерыслужат для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают ленточными, пластинчатыми и роликовыми.
Ленточный состоит из двух барабанов, огибаемых замкнутой (непрерывной) лентой. Один из барабанов является приводным, другой — натяжным. Обе ветви транспортирующей ленты — верхняя (несущая груз) и нижняя — поддерживаются от провисания роликами. От положения роликов, поддерживающих верхнюю ветвь, зависит форма желоба, образованного лентой. У пластинчатого конвейера несущий (рабочий) орган состоит из пластин (обычно металлических), на которые укладывают перемещаемый груз. Пластины крепятся к тяговым цепям. Роликовые конвейеры отличаются от пластинчатых тем, что у них в качестве грузонесущего и тягового устройства применяются не пластины, а система роликов, укрепленных на неподвижной раме. Ролики изготовлены из труб с запрессованными в них по краям шарикоподшипниками. Ролики имеют зубчатки, через которые получают вращение от бесконечной цепи, связанной с приводным барабаном.
• Для вертикального подъема грузов применяются лифтымагазинные шахтного типа грузоподъемностью150 кг (ЛМШ-150). С их помощью груз может быть поднят на высоту от 1,8 до 4,8 м. Система управления — наружная с верхней и нижней установкой.
• Подъемник непрерывного действия(ПНД-2) предназначен для перемещения штучных грузов на различную высоту. Он представляет собой элеватор с площадками для укладки грузов. Груз массой от 20 до 100 кг может быть поднят или опущен в зависимости от модификации подъемника на высоту от 2,4 до 8,4 м. Обслуживают подъемник два человека. Подъемник оборудован блокировочными и сигнализирующими устройствами.
• Тали, лебедкиприменяют при подъеме грузов на высоту от 6 до 10 м. Распространены электротали — тельферы, двигающиеся по монорельсовому пути. Грузоподъемность талей и тельферов — от 0,25 до 10 т. Лебедки бывают ручные и с электроприводом. Все лебедки снабжены тормозными приспособлениями. Грузоподъемность ручных лебедок — от 1 до 1,5 т.
• Роликовые дорожки служатдля перемещения грузов массой до 50 кг на небольшие расстояния. Дорожки состоят из рам с осями, на которых вращаются ролики. На обоих концах рамы, представляющей одну секцию длиной2,5 м, имеются соединительные звенья, с помощью которых секции составляют в дорожку нужной длины.
• Поворотные уравнительные площадки (НУ V) предназначены для создания переходных мостиков между эстакадой и полом кузова грузовой автомашины в тех случаях, когда они расположены на разной высоте.
• Грузовые автомашины с подъемным устройствомповышают оперативность и производительность погрузочно-разгрузочных работ. К ним относятся автомашины с грузоподъемным задним бортом. В процессе погрузки борт автомашины превращается в платформу, способную поднимать груз с земли до уровня пола кузова, сохраняя при этом горизонтальное положение. По окончании погрузки грузоподъемный борт закрепляют вертикально, и он играет роль обычного борта.
При выполнении подъемно-транспортных работ необходимо выполнять следующие правила техники безопасности:
• к управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальное обучение. Все подъемно-транспортные механизмы раз в год подвергают испытаниям, результаты которых заносят в специальную книгу;
• место, где выполняются подъемно-транспортные работы, должно быть хорошо освещено. Работы при плохом освещении не разрешаются. На месте выполнения подъемно-транспортных работ не должно быть посторонних лиц. На подъемно-транспортном оборудовании
не допускается перевозка людей;
• лица, обслуживающие машины и механизмы, должны быть одеты в плотно облегающую одежду. Женщины обязаны работать в комбинезонах или брюках, волосы должны быть заправлены под головные уборы. Работать в косынках и шарфах запрещается;
• при укладке груза на тележку необходимо следить затем, чтобы он был распределен равномерно и лежал устойчиво. Масса перемещаемого груза не должна превышать установленную грузоподъемность эксплуатируемого механизма. Перед началом работы на талях и тельферах крюк подъемного механизма устанавливают над предметом, подлежащим подъему. Подтаскивание груза крюком подъемного механизма недопустимо.
Поднимать и опускать груз следует плавно, без рывков. Перемещаемый груз поднимают на 0,5 м выше всех предметов, встречающихся на пути. Поправлять груз на весу запрещается;
• ремонт и техническое обслуживание подъемно-транспортного оборудования допускаются только после полной остановки и обеспечения необходимой безопасности (установки табличек «Не включать», «Идет ремонт» и т. п.).
БИЛЕТ № 1