Ранжирование территории региона в соответствии с характеристиками критически важного, потенциально опасного объекта
Категорирование потенциально опасных объектов по степеням защищенности проводится с целью определения соответствия созданных на объектах систем безопасности и чрезвычайного реагирования требуемым уровням достаточности мероприятий по защите и охране объектов, а также их способности предотвратить, максимально снизить (локализовать) и ликвидировать последствия ЧС возникшей в результате нарушения технологического процесса и сопровождающейся взрывом, пожаром и разливом АХОВ.
С учетом вышеуказанных требований категория объекта будет складываться из двух составляющих: степени его защищенности от воздействия внешних факторов природного, техногенного и террористического характера (по его диверсионно-терро-ристической уязвимости). В качестве критерия отнесения опасного объекта к той или иной категории по степени защищенности при воздействии внешних факторов природного, техногенного и диверсионно-террористического характера (далее внешних факторов) принята величина возможных социально-экологических последствий.
При проведении категорирования опасного объекта предлагается определение масштабов возможных ЧС и уровня защищенности объекта в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21. 05. 2007 г. № 304 до 3-х уровней - низкий, средний и высокий (Рис. 9).
В качестве критерия отнесения ПОО (ХОО, ОУХО) к той или иной категории по степени защищенности критически важных и потенциально опасных объектов принимается эффективность системы безопасности, которая характеризуется уровнем эффективности и выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации последствии ЧС.
К основным мероприятиям относятся:
1. Создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения), сопряжение этих систем с дежурно-диспетчерскими службами, системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, а также собственников или балансодержателей этих объектов;
2. Поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенных для локализации (ликвидации) возможных чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствий;
3. Проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов;
4. Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования информационно-телекоммуникационных систем опасных объектов;
5. Создание и развитие в районах размещения опасных объектов систем информирования, локальных систем оповещения и сопряжения их с соответствующими территориальными системами оповещения;
6. Совершенствование систем и средств охраны опасных объектов;
7. Обеспечение непрерывного контроля за состоянием систем электроснабжения и резервных источников электроэнергии на опасных объектах;
8. Совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи в условиях ЧС и террористических актов;
9. Создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
10. Разработка и внедрение в практику информационных и прогнозно-аналитических систем, средств и методов технической диагностики отработавшего установленный ресурс эксплуатации оборудования опасных объектов, систем безопасности для транспортных средств при перевозке особо опасных грузов.
Последовательность проведения процедуры по определению категории объекта по степени защищенности от угроз природного, техногенного и террористического характера функционально может быть представлена шестью блоками - задачами.
На первом этапе оценки объект рассматривается в комплексной увязке как элемент инфраструктуры территории, на которую могут оказать негативное воздействие опасные факторы источников ЧС, включающие внешние угрозы. При выполнении задач блока № 1 выявляются те факторы опасности, которые могут реализовать ЧС на исследуемом объекте.
На втором этапе определяется воздействие факторов опасности на объект как систему взаимосвязанных элементов влияющих на уровень угроз и степень защищенности рассматривается при выполнении (решении) задач блока № 2.
Следующим шагом в ходе процедуры определения категории объекта является выявление комплекса воздействующих опасных факторов источников ЧС как на сам объект, так и его инфраструктуру, прилегающие территории и население (персонал) — блок № 3.
Оценка масштаба и ранжирование ЧС реализовавшихся в результате воздействия на опасный объект и его инфраструктуру комплекса опасных факторов выявленных в ходе выполнения задач блока № 3, производится с учетом существующего на объекте комплекса мероприятий по повышению степени его защищенности (МПСЗ), так как при различных уровнях существующих МПСЗ. Негативные воздействия опасных факторов будут либо максимально высокими, либо снижены до определенного уровня (блок № 4).
Выявленный (определенный) «остаточный» уровень и будет являться основой для определения категории объекта по степени его защищенности от угроз природного, техногенного и террористического характера.
Предлагаемая градация категорий опасных объектов по степени защищенности подразумевает наличие 3-х категорий: низкой, средней и высокой - блок № 5.
При соответствии объекта высокой степени защищенности, его следует относить к низкой категории по потенциальной опасности для населения (персонала) и прилегающих территорий, что в свою очередь не требует разработки и внедрения каких либо мероприятий по повышению степени его защищенности. И наоборот, если объект признан соответствующим среднему, а тем более низкому уровню степени защищенности, его относят к средней и высокой категориям по потенциальной опасности соответственно. В этом случае в обязательном порядке определяют и внедряют мероприятия повышения эффективности по предупреждению ЧС и минимизации последствий (блок № 2).'
В качестве нормативных значений показателей, характеризующих степень защищенности и категорию объекта, принимаются значения показателей социально-экономических последствий возникших на объекте в результате воздействия внешних факторов техногенного, природного и террористического характера, приведенные в табл. 3.
Категория рассматриваемого 1-го опасного объекта определяется с использованием полученных спрогнозированных социально-экономических последствий воздействия внешних факторов на объекте и определение масштабов ЧС..
Категория защищенности объекта устанавливается по наибольшему значению любого из трех показателей, характеризующих масштаб ЧС.
Например, допустим, что на основе проведенных расчетов были получены следующие значения показателей (условно):
- количество пострадавших людей — 30 человек;
- величина ущерба - 1 млн. рублей;
— количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности — из 2-х поселений. В соответствии с табл. 3:
- по первому показателю объект относится к средней категории защищенности;
- по второму показателю - к средней категории защищенности;
- по третьему показателю - к средней категории защищенности. Следовательно, в соответствии с вышеизложенным, данный
объект относится к средней категории защищенности и как следствие ему присваивается вероятность возникновения ЧС 10~4 - 10~5. Средняя категория защищенности в обязательном порядке требует проведения расчетов и внедрения комплекса мероприятий изложенного в блоке № 2.
Исходя из приведенной выше методики можно провести оценку вероятности возникновения ЧС техногенной природы по данным материалов Государственного доклада о состоянии защиты населения и территории от ЧС.
Для муниципальных и региональных образований различного уровня оценки по риску ЧС и статические данные позволяют ранжировать административные территории субъектов Российской Фе-ции по опасностям и угрозам (риску) возникновения ЧС табл. 4.
Ранжирование по коллективному риску гибели людей при авариях на химически опасных объектах территорий субъектов Российской Федерации региона приведено в табл. 5 и табл. 6.
В Российской Федерации насчитывается 8139 пожаро-, взрыво опасных объектов.