Потребительские свойства ювелирных товаров и требование к качеству
Потребительскими называют свойства ювелирных товаров, проявляющиеся непосредственно при их использовании как предметов потребления. Это относится как к личным украшениям (браслеты, кольца, броши и др.), так и к другим изделиям (предметы сервировки, туалета и т. д.). Они должны удовлетворять определённые потребности (чаще эстетические) человека в процессе их эксплуатации. Потребительские свойства включают социальные, функциональные, эргономические, гигиенические и эстетические свойства, безопасность и надёжность потребления.
Социальное свойство товара - это соответствие его потребностям населения, обуславливающим целесообразность его производства, сбыта и потребления.
Функциональные свойства обуславливают соответствие товара целевому назначению как предмета потребления. Это относится как к форме, так и к конструкции изделия, которые должны соответствовать его назначению (подстаканник должен удерживать стакан, портсигар - папиросы, пудреница - пудру и т. д.).
Эргономические свойства товара обуславливают удобство и комфорт его использования потребителем. Это относится и к предметам сервировки стола (подстаканники, вилки, ложки, ножи и т.д.), и к предметам туалета (пудреницы, запонки, зажимы и др.), и к предметам личных украшений (серьги, броши, кольца и др.), и к другим группам ювелирных изделий, конструкция и форма которых должны обеспечивать удобство пользования ими.
Гигиенические свойства обуславливают благоприятные условия для организма и работоспособности человека при взаимодействии с товаром. Так, крючки в серьгах должны быть изготовлены из драгоценных металлов или быть золочёными, чтобы не окислялись в проколах ушей и не вызывали заболевания. Материалы, применяемые при изготовлении ювелирных товаров, должны соответствовать номенклатуре материалов Госсанинспекцией Министерства здравоохранения РФ.
Надёжность потребления товаров - это потребительское свойство, обуславливающие сохранение основных параметров его функционирования во времени и в пределах, соответствующих заданным условиям потребления. Особенно это относится к конструкции замков, звеньев цепочек, закрепок камней в предметах личных украшений (броши, серьги, браслеты и др.) и в предметах для курения (портсигары, зажигалки), шарнирных соединений пудрениц, сигаретниц и других изделий, состоящих из двух створок.
Безопасность потребления обеспечивает защиту человека от опасных и вредных воздействий, возникающих при пользовании товаром. Все ювелирные изделия не должны иметь режущих кромок, выступов и других деталей, которые в процессе пользования травмировали бы кожу человека.
Эстетическое свойство товара характеризует его способность выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность и социально-культурную значимость. Эстетическое свойство ювелирного изделия включает в себя его рациональную красоту, новизну и лаконизм формы, разумность размера или миниатюризации, соответствие пластики и фактуры свойствам материалов и технологии производства, высокое качество обработки поверхности. Большое значение имеет также чётко выраженное стилевое единство с гаммой предметов гарнитура украшений.
Однако важнейшим требованием эстетики ювелирных изделий является соответствие содержания и формы, пользы и красоты. Ювелирные изделия могут считаться красивыми лишь в том случае, если их гармоничная форма соответствует конкретной функции, а не является случайным придатком, надуманном внешним оформлением.
Многие ювелирные изделия и по колориту и по форме отличаются неподдельной прелестью народного искусства. Сюжеты их росписи навеяны красотой природы, её весенним цветением.
Ювелирные изделия обладают особенными эстетическими свойствами, так как они относятся к произведением народного прикладного искусства. Это высокохудожественные изделия тонкой работы, которые воспитывают и повышают у покупателей эстетический вкус.
Особенность потребительских свойств ювелирных товаров состоит в том, что главным является эстетическое свойство. Красота изделий - основной критерий при их оценке потребителем.
2.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ТОВАРОВ
Ювелирные изделия классифицируют по основному признаку - назначению - на восемь групп, которые делят на подгруппы, а подгруппы - на виды и подвиды. В виды и подвиды объединены ювелирные изделия определенной конструкции или одного фасона, изготовленные из определённого материала и имеющие самостоятельные артикулы. Такая классификация помогает разместить ювелирные изделия в магазинах так, чтобы покупатель мог быстро ориентироваться при выборе необходимых ему товаров, а также даёт возможность применить кодирование, что важно при обработке документации.
Ювелирные товары, составляющие ассортимент ювелирных магазинов, делят по назначению на следующие группы:
1. Предметы личных украшений - самая распространённая и крупная группа ювелирных товаров (75% всех выпускаемых ювелирных изделий). К ним относят кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки. Предметы личных украшений весьма разнообразны по видам и фасонам: скромные по внешнему оформлению и дорогие по материалу или эффектные и недорогие - все они красиво дополняют одежду и должны с ней гармонично сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений выпускают так называемые гарнитуры - наборы, выполненные в одной композиции.
2. Предметы туалета (от франц. toilette - наряд) - ассортимент этой группы довольно широк и по назначению подразделяется на группы: предметы женского туалета (пудреницы, оправы для зеркал, шкатулки, туалетные сумки и т.д.), предметы мужского туалета (запонки для манжет, зажимы для галстуков, пряжки для ремней и т.д.), прочие предметы туалета (флаконы для духов, пульверизатор, мыльницы и т.д.).
3. Предметы для украшения интерьера - ассортимент этой группы очень разнообразен. В основном это изделия народных художественных промыслов, очень популярные в нашей стране и за её пределами, - декоративные пластины и блюда, скульптуры малых форм, вазы для цветов, подсвечники и др. Такие изделия отличаются высокими эстетическими достоинствами: лаковая миниатюра, роспись по дереву, резьба по кости и камню, керамика и другие виды отделки. Сочетая в себе современную форму и национальные художественные традиции, они стали прекрасным украшением интерьера. Изделия этой большой группы по сырьевому признаку делят на подгруппы, а внутри каждой подгруппы рассматриваются по наиболее известным промыслам: палехские, богородские, хохломские, гжельские и т.д.
4. Предметы для сервировки стола - это значительная группа ювелирных изделий, изготовляемых из хрусталя, фарфора, сплавов золота, серебра, цветных металлов (мельхиора, нейзильбера, латуни, томпака), нержавеющей стали и других материалов. Предметы сервировки стола подразделяют на две подгруппы: отдельные предметы; сервизы и приборы. Изделия из мельхиора покрывают сплошным слоем серебра, а часто золотят. Посеребренная поверхность может быть матовой и полированной. Многие изделия имеют рисунки из художественной эмали, филиграни. Украшением стола являются хрустальные изделия в серебряной чернёной или золочёной оправе.
5. Принадлежности для часов - группа этих изделий состоит из принадлежностей для ручных (браслеты, ремни) и карманных часов (бортовые цепочки, ремни). Иногда к этой группе относят часы в корпусах из драгоценных металлов (сплавов золота и платины) со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней.
6. Сувениры - это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о чём-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полётов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д. Сувениры классифицируют на шесть подгрупп: памятные медали, нагрудные значки, гербы, ключи, брелоки - сувениры символы, сувенирные скульптуры малых форм, сувенирные изделия народных художественных промыслов, прочие сувенирные изделия.По используемому материалу ювелирные изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.