Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него
Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй целесообразно отрабатывать в такой последовательности:
1. Подход к начальнику вне строя и отход от него.
2. Выход из строя по команде и возвращение в строй.
3. Выход из строя по вызову и возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
В начале обучения необходимо изучить подход к начальнику и отход от него по разделениям. Командир отделения, построив отделение в одну шеренгу, показывает выполнение приема в целом, затем по разделениям. Для большей наглядности рекомендуется вызвать одного из обучаемых из строя для обозначения начальника и поставить его так, чтобы остальные видели, как правильно подходить к начальнику и отходить от него. Показывая прием, командир разъясняет порядок его выполнения.
После показа командир приступает к обучению приему по разделениям на три счета. Подход к начальнику по разделениям на три счета выполняется по команде «Подход к начальнику, по разделениям, на три счета, делай — РАЗ, делай — ДВА, делай — ТРИ». По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с выносом левой ноги вперед произвести движение руками так, чтобы кисть правой руки поднялась выше пряжки пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, а левая рука подалась назад до отказа в плечевом суставе (движения руками в такт шага), с постановкой левой ноги на землю руки опустить вниз. По счету «Делай — ДВА» одновременно с приставлением правой ноги к левой, расположенной впереди, приложить правую руку к головному убору. По счету «Делай — ТРИ» кратчайшим путем опустить правую руку.
Правила подхода к начальнику можно разучивать на четыре счета с движением вперед на три шага. По команде «Подход к начальнику, по разделениям, на четыре счета, с движением вперед на три шага, начи-НАЙ» по счету»РАЗ, ДВА, ТРИ» сделать три шага вперед, а
по счету «ЧЕТЫРЕ» приставить правую ногу к левой и одновременно правую руку приложить к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на уровне и высоте плеча. По следующему счету «РАЗ, ДВА, ТРИ» руку держать у нижнего края головного убора, а по счету «ЧЕТЫРЕ» руку опустить. В таком порядке упражнение повторяется несколько раз.
При первоначальном обучении нужно приучать обучаемых о прибытии. Для этого при выполнении приема на три счета по счету «Делай — ТРИ» обучаемый докладывает: «Товарищ сержант, курсант Иванов по вашему приказу прибыл», а затем самостоятельно опускает правую руку.
Разучивание отхода от начальника по разделениям рекомендуется проводить на четыре счета по команде «Отход от начальника по разделениям на четыре счета, начи-НАЙ». По счету «Делай — РАЗ» все обучаемые прикладывают правую руку к головному убору и отвечают: «Есть». По счету «Делай — ДВА» обучаемые поворачиваются кругом и приставляют правую ногу. По счету «Делай — ТРИ» с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускают руку. По счету «Делай — ЧЕТЫРЕ» приставляют правую ногу к левой. В такой последовательности упражнение повторяется под счет командира или под счет самих обучаемых.
В ходе разучивания подхода к начальнику и отхода от него совершенствуются изученные ранее приемы: повороты кругом, налево, направо.
Когда подход к начальнику и отход от него будут разучены по разделениям, эти действия отрабатываются в комплексе с использованием метода по парной тренировки. Для этого построить отделение в две шеренги, разомкнуть на интервал 4—5 шагов, отвести первую шеренгу от второй на 5—10 шагов и тренировать в подходе к начальнику и отходе от него. Поочередно один из обучаемых выступает в роли начальника, второй — в роли подчиненного. Командир в это время вызывает к себе военнослужащих и тренирует их, добиваясь правильных и четких действий. Особое внимание обращает на то, чтобы при отходе от начальника правая рука опускалась от головного убора одновременно с постановкой левой ноги на землю. Левая рука с выносом левой ноги вперед в начале отхода должна оставаться опущенной вниз.
Для привития военнослужащим твердых навыков в действиях при подходе к начальнику и отходе от него рекомендуется тренировать их и обычном темпе на восемь счетов. Для тренировки отделение выстраивается в колонну по одному с дистанцией 1—2 шага или попарно один против другого. По команде командира «Подход к начальнику и отход от него, на восемь счетов, с подсчетом вслух, тренировку шагом - МАРШ» обучаемые по первым трем счетам делают с левой ноги три шага вперед. По счету «ЧЕТЫРЕ» одновременно с приставлением правой ноги к левой прикладывают правую руку к головному убору. По счету «ПЯТЬ» опускают руку. По счету «ШЕСТЬ» вновь прикладывают руку к головному убору. По счету «СЕМЬ» поворачиваются кругом. По счету «ВОСЕМЬ» приставляют правую ногу к левой. По следующему счету «РАЗ» делают с левой ноги первый шаг движения в обратном направлении, с постановкой ее на землю опускают руку и повторяют упражнение.
Командир в это время следит за действиями обучаемых и устраняет допускаемые ими ошибки.
На занятиях показываются также действия обучаемых при обращении к начальнику или при обращении начальника к нему во время нахождения вне строя. В этих случаях, а также в случае отдачи и получения приказания курсант становится в положение «смирно», а при надетом головном уборе, кроме того, прикладывает к нему руку и опускает ее.
Выход из строя по команде и возвращение в строй. Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй командир начинает из развернутого одношереножного строя, а потом из двух шереножного строя и из колонн по два, по три (по четыре).
Для выхода из строя подается команда, например, «Рядовой Иванов. Ко мне» или «Рядовой Иванов. Выйти из строя на пять шагов». Обучаемый, услышав свою фамилию, отвечает: «Я», а по команде о выходе (вызове) из строя отвечает: «Есть». По первой команде обучаемый, сделав один-два шага от первой шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит или подбегает к нему и докладывает о прибытии. По второй команде он строевым шагом выходит из строя на указанное количество шагов, считая от первой шеренги, останавливается и поворачивается лицом к строю.
Выходя из второй шеренги, солдат легко кладет левую руку на плечо стоящего впереди, который делает шаг вперед н, не приставляя правой ноги, шаг в правую сторону, пропускает выходящего из строя, затем становится обратно на свое место.
При выходе обучаемого из первой шеренги его место занимает стоящий за ним военнослужащий второй шеренги.
На строя в колонны по два (по три, по четыре) курсант выходит в сторону ближайшего фланга, делая предварительно поворот направо (налево). Если рядом стоит другой военнослужащий, то он делает шаг правой (левой) ногой в сторону и, не приставляя левой (правой) ноги, шаг назад, пропускает выходящего из строя и затем становится на свое место.
Для возвращения военнослужащего в строй подается команда, например, «Рядовой Иванов. Стать в строй». По этой команде военнослужащий прикладывает руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, двигаясь строевым шагом, становится на свое место в строю.
При подходе к начальнику вне строя за 5—6 шагов до него военнослужащий переходит на строевой шаг, за 2—3 шага останавливается и одновременно с приставлением ноги прикладывает правую руку к головному убору, после чего докладывает, например, «Товарищ сержант. Курсант Сидоров по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает.
Получив разрешение идти, обучаемый прикладывает правую руку к головному убору, отвечает: «Есть», поворачивается в сторону движения, с первым шагом (с постановкой левой ноги на землю) опускает руку и, сделав три-четыре шага строевым, продолжает движение походным шагом.
Командир последовательно показывает порядок выхода из строя при нахождении солдата в первой, во второй шеренге и в колонне.
Для обучения этим действиям командир выстраивает отделение в две шеренги, размыкает ее на 1—2 шага и подает команды для выхода из строя и возвращения в строй вначале из первой шеренги, а затем из второй.
В ходе тренировки рекомендуется шеренги менять местами с таким расчетом, чтобы каждый обучаемый усвоил порядок выхода из любой шеренги строя.
Отработав выход из двухшереножного строя, командир приступает к разучиванию порядка выхода из колонны по два и по три (по четыре).
Выход из строя по вызову начальника и возвращение в строй. Командир разъясняет, что этот прием выполняется по команде. «Рядовой Попов. Ко мне» или «Рядовой Попов. Бегом ко мне», Услышав свою фамилию, обучаемый отвечает: «Я», а по команде «Ко мне» отвечает: «Есть». Затем, в зависимости от того, с какой стороны находится начальник, обучаемый делает один или два шага из своей шеренги прямо, на ходу поворачивается в сторону начальника, кратчайшим путем строевым шагом подходит к нему и докладывает о прибытии, например, «Товарищ сержант. Рядовой Попов по вашему приказу прибыл». По окончании доклада руку опускает. Если военнослужащий подбегает к начальнику, то за 5—6 шагов до него он переходит на строевой шаг. При этом командир, изменяя положение относительно военнослужащего, проверяет способность и умения обучаемого выбирать направление подхода, дополнительно тренируя в поворотах в движении.
При отходе от начальника для возвращения в строй военнослужащий поворачивается в сторону строя и продолжает движение строевым шагом, подходит к своему месту и становится в строй.
Закончив тренировку, командир может провести в заключение занятия соревнования между обучаемыми на лучшее выполнение приемов, выхода из строя и возвращения в строй.