Основные законодательные и нормативные правовые акты РБ по охране труда
Основные цели и принципы государственной политики в области охраны труда
Государственное управление охраной труда в РБ осуществляется в соответствии с Концепцией государственного управления охраной труда в РБ (утверждена постановлением Совета Министров РБ от 16 августа 2005г. № 904). Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:
· обеспечение гарантий права работников на охрану труда;
· создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности;
· установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
· совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.
Основные законодательные и нормативные правовые акты РБ по охране труда
Систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике, составляют: Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, Законы РБ "Об основах государственного социального страхования", "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", "О сертификации продукции работ и услуг", "О пенсионном обеспечении", "О здравоохранении", "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О пожарной безопасности", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и др.
Правовой основой организации работы по охране труда в республике является Конституция РБ (ст. 41, 45), которая гарантирует право граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс РБ.
Трудовой кодекс имеет следующую структуру:
Раздел I. Общие положения.
Раздел II. Общие правила регулирования индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений.
Раздел III. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
Раздел IV. Общие правила регулирования коллективных трудовых отношений.
Раздел V. Ответственность работников и нанимателей. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Раздел VI. Заключительные положения.
В Законе РБ "Об основах государственного социального страхования" в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Закон РБ "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия.
Закон РБ "О сертификации продукции, продукции работ и услуг" устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ. Закон направлен на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды, определяет национальную систему сертификации.
Закон РБ ''О стандартизации" устанавливает правоотношения в области стандартизации, а также государственный надзор за выполнением требований стандартов и строительных норм.
Закон РБ "О пожарной безопасности" устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, а также принципы деятельности пожарной службы.
Закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов'' определяет основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечения готовности к локализации и ликвидации последствий производственных аварий. В Законе установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности.
4.Организация гос контроля и общественного надзора и контроля над охраной труда?
Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.
Контроль является элементом управленческой деятельности и присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных предприятий и организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе, подчиненных предприятий и организаций.
Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачи входят выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т. п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.
Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т. е. ими осуществляются как функции надзора, так и функции контроля.
Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Однако и контрольные органы имеют немало средств воздействия для вмешательств в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда на производстве.
Предприятия и организации малого и среднего бизнеса, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться, как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких предприятий и организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегистрировавшим их учредительные документы.