Основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций
С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики (ОЭ) и действия сил ликвидации ЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся в зонах ЧС.
Выявление обстановки включает сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (схему).
Оценка обстановки включает решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу ОЭ, жизнедеятельность населения и действия сил ликвидации ЧС.
Выявление и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
Этапы выявления и оценки обстановки в зонах ЧС | Основание для расчетов | Преследуемые цели производства расчетов |
I этап – заблаговременное выявление и оценка обстановки по прогнозу, по максимально возможным значениям параметров поражающих факторов | Исходные данные, представляющие собой сведения, полученные от соответствующих министерств, ведомств и органов гидрометеослужбы | Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий |
II этап – выявление и оценка обстановки по прогнозу после возникновения источника ЧС | Исходные данные, поступившие от органов управления ГОЧС, ОЭ о возникновении источника ЧС с учетом реальных метеоданных | Полученные результаты необходимы для принятия решения председателями КЧС по экстренной защите населения и организации разведки в зонах ЧС |
III этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки) | Исходные данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля об обстановке в зоне ЧС | Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведения работ по ликвидации ЧС |
В основу прогнозирования последствий ЧС мирного и военного времени положена причинно-следственная связь двух процессов:
воздействие поражающих факторов на объект;
сопротивление самого объекта этому воздействию.
Поражающие факторы источников ЧС имеют барический, тепловой, токсический, радиационный или механический характер. В большинстве своем ЧС характеризуется одновременным воздействием на человека и среду его обитания нескольких ПФ. При расчете последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.
Наряду с поражающими при прогнозировании ЧС учитываются пространственно - временные факторы, оказывающие влияние на их последствия:
размещение населенного пункта относительно очага воздействия;
конструктивные решения и прочностные характеристики зданий и сооружений;
плотность застройки и расселения людей в пределах населенного пункта;
режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года и т.д.
К настоящему времени соответствующими структурами МЧС РФ разработаны и просчитаны на ЭВМ модели воздействий ПФ для различных ЧС. Данные, так называемые “точные“ методы прогнозирования последствий ЧС, можно значительно упростить и свести их к оперативным методам.
В данном случае воздействия поражающих факторов источников ЧС мирного и военного времени описываются в виде аналитических, табличных и графических зависимостей, что и будет нами использоваться на практических занятиях.
Нами отмечалось, что защита объектов экономики (а также и территорий) от ЧС обеспечивается путём проведения комплекса предупредительных и защитных мер в мирное время в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а в военное время в системе Гражданской обороны (ГО).
Объём и порядок разработки и проведения данных мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» (ИТМ ГО, СНиП 2.01.51-90) и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются (ст.2 № 28-ФЗ):
· обучение населения в области гражданской обороны;
· оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
· предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
· проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
· проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
· борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
· обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
· санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
· восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
· срочное захоронение трупов в военное время;
· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
· обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В настоящее время идет процесс объединения Единой системы и системы ГО на основе идентичности задач и сходства большинства методов защиты ОЭ и территорий от ЧС мирного и военного времени.
Содержание мероприятий отражается в планах гражданской обороны на каждом уровне РСЧС. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично вводится в действие, в соответствии с законом № 28-ФЗ, Президентом Российской Федерации.