Пучинообразование и пути его предупреждения
Пучины-деформации и разрушения дорожной одежды в виде бугров и сетки трещин. Пучение (пучинообразование) – неоднородные по площади проезжей части взбугривания дорожной одежды, обусловленные одновременным влагонакоплением, при котором максимальная относительная влажность грунта в верхней части полотна Wmax > 0,75 Wт;промерзанием грунта под дорожной одеждой на глубину hпр ≥ 0,5 м; наличием мелких пылеватых песков и супесей, пылеватых суглинков.
Пучины на а/д возникают при одновременном сочетании:
- наличие пучинистого грунта;
- интенсивное влагонакопление до относительной влажности >0,75 от влажности на границе текучесть грунта в период морозного влагонакопления;
- Медленное и глубокое промерзание грунта под ДО на глубину >0,5м.
При отсутствии одного из факторов пучины не возникают.
Размер пучения зависит от многих факторов, главным образом от влажности грунта, глубины промерзания, продолжительности холодного периода и прочности дорожной конструкции. Неравномерное морозное пучение может достигать 80 – 100 мм, что существенно снижает скорость автомобилей. Физическая сущность пучинообразования состоит в накоплении, перераспределении, замерзании и оттаивании воды в порах грунта при сезонных изменениях водно-теплового режима земляного полотна и дорожной одежды. В грунтах, которые представляют собой капиллярно – пористые тела, происходит непрерывный тепломассообмен. С понижением температуры свободно связанная вода замерзает при 0°С, пленочная и рыхлосвязанная – при — 3 °С, прочно связанная и в капиллярах вода замерзает при более низкой температуре ( -10 ... -30°С). При промерзании грунта возникает температурный градиент, что вызывает термодиффузию воды, воздуха и водяного пара, которые перемещаясь, замещают друг друга в порах. Незамерзшая часть жидкой фазы перемещается из теплых слоев грунта к холодным, т. е. снизу вверх. Процесс миграции воды в зоне изотерм 0… -5°С. При более низкой температуре гидравлическая связь между тонкими водными пленками нарушается и миграция жидкой фазы прекращается. Однако пока есть температурный градиент, происходит термодиффузия пара от теплых слоев грунта к холодным. В то же время воздух поступает от холодных слоев к теплым. Водяной пар, охлаждаясь, конденсируется, увеличивая пленку воды на частицах грунта и кристаллах льда, и замерзает. Таким образом, дальнейшее влагонакопление и льдообразование происходят за счет термодиффузии водяного пара. В зоне льдообразования вначале возникают кристаллы, а затем линзы льда. Процесс продолжается, пока существует градиент температур и приток водяных паров из нижних теплых слоев. Льдообразование сопровождается увеличением объема на 9% и значительным давлением в земляном полотне, что и вызывает поднятие дорожной одежды. На пучинистых участках происходит взбугривание (неравномерное поднятие) в виде — однородных возвышений с трещинами ромбического очертания в плане. Это и есть процесс пучинообразования. Его начало совпадает с понижением температуры воздуха осенью в начале зимы, когда верхние слои грунта имеют более низкую температуру. При дальнейшем понижении температуры граница промерзаний опускается, причем под дорожной одеждой промерзание идет быстрее, чем под обочинами. В земляном полотне образуется зона междуфазового перехода, где грунт уже имеет отрицательную температуру, а вода в его порах находится в жидком состоянии (см рис).
Промерзание земляного полотна зимой:
1 - снежный покров; 2 - поднятие поверхности дорожной одежды; 3-линия промерзания земляного полотна; 4 - зона междуфазового перехода грунта; 5 - линзы и прослойки льда
В результате льдообразования в земляном полотне всегда происходит поднятие верхней его части и дорожной одежды, но его размер и равномерность различны. Если объем льда небольшой и поднятие равномерное, пучины не возникают.
Весной грунт оттаивает в первую очередь под дорожной одеждой. В этот момент лед переходит в жидкую фазу, которая под действием влажности и собственного веса мигрирует вниз и задерживается на мерзлом практически водонепроницаемом грунте. Спустя несколько дней под дорожной одеждой над мерзлой поверхностью (донником) грунт переувлажняется (см рис).
Земляное полотно в момент оттаивания грунта:
1 - разжиженный грунт; 2 - оставшийся донник; 3 - линия промерзания грунта
Дорожная одежда теряет прочность, под влиянием колес разрушается, ее материал перемешивается с разжиженным грунтом, возникают пучины, которые «вскрываются» весной.
При наезде автомобилей на пучины вода через трещины из донника выплескивается на поверхность. Наступает период так называемого фонтанирования пучины. По мере оттаивания грунта влага мигрирует в нижние слои полотна. Влажность начинает снижаться, прочность грунта увеличивается, а просадки стабилизируются. Пучины «закрываются», затухают.
Пучение одежд сопровождается растягивающими напряжениями, которые особенно опасны в холодный период года, когда покрытие становится хрупким и легко возникают трещины. В первую очередь такой опасности подвержены покрытия, построенные с применением органических вяжущих.
Исследования проф. А. Я. Тулаева, канд. техн. наук А. И. Шеслера и других показали, что особо опасны для покрытий неоднородные поднятия (см рис).
Схема морозного пучения дорожных одежд:
lпуч – общее пучение; lр - равномерное пучение; lн – неравномерное пучение; р- давление пучения; Hод-толщина дорожной одежды; В -ширина проезжей части
Они большей частью служат причиной образования трещин. Поэтому при расчете дорожных одежд на морозоустойчивость с целью повышения надежности необходимо допускаемое морозное поднятие lдопопределять с учетом неоднородности пучения μ. Экспериментальные исследования на дорогах во II дорожно – климатической зоне показали, что μ = 0,20 ÷ 0,4; меньшие значения – для нежестких одежд при глубоком залегании горизонта грунтовой воды, большие – для жестких одежд и при близком залегании грунтовой воды.
Общую устойчивость дорожной конструкции (дорожная одежда + земляное полотно) можно характеризовать коэффициентом пучения
Kпуч = lпуч/zпр,
где lпуч – общее поднятие дорожной одежды, мм; zпр – глубина промерзания земляного полотна, мм.
Критерием прочности дорожной одежды считают коэффициент неравномерного пучения
Kн. пуч = lн/lдоп ≤ 1
где lн – неравномерное поднятие дорожной одежды, мм.
За практический критерий принято допустимое поднятие покрытий, при котором в растянутой зоне еще не возникают трещины,
lдоп = 0,27εпрВ2/6μНод
где εпр - предельно допустимое относительное удлинение в растянутой зоне покрытия, при котором еще не возникают трещины; В- ширина проезжей части, м; Нод – толщина дорожной одежды, м.
Значение епр зависит от материала покрытия, температуры, методики испытания. Для асфальтобетонных покрытий
εпр = 0,0073 + 0,0003t
где t – отрицательная температура покрытия.
Фактическое морозное пучение вычисляют в зависимости от морозного влагонакопления
lф = 1,09μ ΔWmax.
Максимальное влагонакопление за холодный период
ΔWmax = W2 – W1,
где W2 – влажность грунта в конце периода морозного влагонакопления; W1 – то же до промерзания.
Критерием устойчивости дорожной одежды против пучинообразования считают lф ≤ lдоп.