Природные пожары, их характеристика
Природные пожары, как стихийные бедствия охватывают, как правило, обширные территории в несколько сотен, тысяч и даже миллионов гектаров, если они являются ландшафтными.
Пожары – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей.
Причинами возникновения пожаров являются неосторожное обращение с огнём, нарушение правил пожарной безопасности. Такое явление природы, как молния и возгорание сухой растительности и торфа – часто может быть причиной ландшафтных пожаров. Однако, известно, что 90% пожаров возникают по вине человека, и только 7-8% от молний.
Лесные пожары по интенсивности горения подразделяются на
1.слабые, 2.средние 3.сильные
По характеру горения
1.низовые
2.верховые,
Которые в свою очередь могут быть беглые и устойчивые.
Степные (полевые) пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом по мере созревания трав (хлебов), реже весной и практически отсутствуют зимой. Скорость их распространения может достигнуть 20-30 км в час.
Подземные пожары возникают, как продолжение низовых и верховых лесных пожаров и распространяются по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идёт медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью 0,1-0,5 м/мин с выделением большого количества дыма и образованием выгоревших пустот (прогаров). Поэтому подходить к очагу подземного пожара надо с большой осторожностью, постоянно прощупывая грунт шестом или щупом. Горение может продолжаться длительное время даже зимой под слоем снега.
Попытки заливать подземные пожары водой успеха не имели. Поэтому его тушат путём создания заградительных траншей (канав), заполненных водой (глубиной до минерализованного слоя грунта) или устраивают вокруг пожара полосы, насыщенные растворами химикатов – химически активных веществ 1– смачивателей.
Причины антропогенных ЧС.
К антропогенным ЧС относят аварии, военные действия, террористические акты, межнациональные конфликты, массовые беспорядки.Причины антропогенных ЧС в основном связаны с деятельностью человека. Нерегулируемое воздействие человека на крупномасштабные процессы в природе могут привести к серьёзным последствиям. В основе причин в 70-80% случаев лежат непродуманные действия, халатность и низкий уровень профессиональной подготовки. Наиболее опасной является ЧС с использованием ОМП (оружие массового поражения) во время военных действий. К ОМП относятся ядерное, химическое и бактериологическое оружие. При применении ядерного оружия поражение населения связано с возникновением ударной волны, потоков светового излучения и проникающей радиации. В мирное время ЧС наиболее часто возникают в результате аварий на различных объектах.
10. Особенности аварий и катастроф на транспорте. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП).
Степень риска тех или иных несчастных случаев на транспорте х-ся числом таких случаев, которые совершились за единицу времени. По статистике при передвижении на автобусах происходит 0,03 случая на 1 млн. человек в час. По ж/д – 0,05; на частном транспорте – 0,6; на самолётах – 1; на мопедах – 9. ДТП.В настоящее время автомобиль популярен, из-за чего в год погибает 300 тыс. человек в мире, 15 млн. человек – травмы. В результате ДТП на дорогах на 1 тыс. населения по географическим регионам смертность распределилась так: Европа – 80; Америка – 60; Африка – 23; Азия – 21; островные государства – 4,3. В РБ число ДТП со смертельным исходом увеличилось на 37%, число ДТП возросло на 21%. Борьба с последствиями ДТП ведётся в основном за счёт профилактических действий и мероприятий.
11. Аварии и катастрофы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
По ж/д перевозится 50% мирового грузооборота и 25% пассажирских перевозок. Основная причина катастроф на ж/д – неисправность ж/д путей и подвижного состава, ошибки работников, которые отвечают за безопасность движения поездов (более 40%). Среди аварий на ж/д различают сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия, пожары и взрывы в подвижном составе. В зависимости от численности пострадавших различают пять категорий: 1) до 5 чел.; 2) от 6 до 15 чел.; 3) 16-30 чел.; 4) 31-50 чел.; 5) более 50 чел. В РБ есть 7 международных аэропортов. За сутки самолёты в среднем перевозят 300 тыс. чел., за год – более 100 млн. чел. В основном аварии и катастрофы происходят: при взлёте – 30%; посадка – 36%; в полёте – 18%; заход на посадку – 16%. Под авиакатастрофами понимается авиапроисшествие, которое повлекло за собой гибель хотя бы одного человека или полное разрушение воздушного судна. Анализ авиакатастроф показывает по статистике: ошибки человека – 50-60%; отказ техники – 15-30%; воздействие внешней среды – 10-20%; остальное – 5-10%. Выживание при авиакатастрофах практически равно 0. Ежесуточно в моря находятся 25 тыс. судов, плавает 1 млн. чел. Примерно 7 тыс. судов имеют серьёзные аварии и катастрофы. Принята их классификация: кораблекрушение – полная гибель судна или его разрушение; авария – повреждение судна; аварийное происшествие.
12. Производственные аварии и катастрофы. Пожаро- и взрывоопасные объекты, их характеристика. Наиболее опасные ЧС – это аварии на энергоисточниках, АЭС и предприятиях химической промышленности, которые приводят к разрушению средств производства. Наиболее часто взрываются находящиеся под высоким давлением котлы и т. д. Более 500 взрывоопасных объектов – в РБ (90 складов МОРБ (министерство обороны РБ); 18 предприятий газового хозяйства; 53 нефтебазы и т. д.) В результате аварий на таких объектах происходят пожары и взрывы, а это приводит к гибели людей и большим материальным потерям. Основным вовремя принятые меры, если не полностью исключают аварии и катастрофы, то, во всяком случае, их локализуют. Основная мера – профилактика.