Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля.
Аварийно-спасательная машина АСМ-5827 на базе автомобиля КамАЗ-43101 (рис. 9), принята на снабжение МЧС России приказом от 06.03.2000 г. № 132, изготовитель ЗАО «Средства спасения».
Рис. 9. Аварийно-спасательная машина АСМ-5827. |
Предназначена для доставки к месту ЧС техногенного и природного характера, расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.
АСМ-5827 принадлежит к большому классу АСМ, экипаж — 9 чел., полная масса машины — 15100 кг.
Оснащение АСМ-5827:
▪ защитная одежда и средства индивидуальной защиты;
▪ средства пожаротушения;
▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;
▪ медико-реанимационное оборудование;
▪ пневмоинструмент;
▪ средства связи, оповещения и сигнализации;
▪ спасательные средства и инструмент;
▪ оборудование жизнеобеспечения;
▪ специальный инвентарь.
Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 (рис. 12) на базе автомобиля ГАЗ-27057 «Газель», принята на снабжение МЧС России приказом от 09.01.1997 г. № 4, изготовитель ЗАО «Средства спасения».
Рис. 12. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02. |
Предназначена для доставки к месту ЧС расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.
АСМ-41-02 принадлежит к легкому классу АСМ, экипаж — 7 чел., полная масса машины — 3500 кг.
Оснащение АСМ-41-02:
▪ медицинское имущество;
▪ гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Спрут»;
▪ пневмоинструмент;
▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;
▪ средства пожаротушения.
▪ средства связи, оповещения и сигнализации;
▪ энергетическое и осветительное оборудование.
Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 разработана в грузопассажирском исполнении и имеет кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек со стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и комплектом аварийно-спасательного оборудования.
По своим основным характеристикам и потребительским свойствам АСМ-41-02, в основном, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аварийно-спасательным машинам, эксплуатируемым в условиях городской застройки.
Неплохие ходовые качества, удачное размещение оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в район ЧС, рационально организовывать работу для ликвидации их последствий.
Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01 (рис. 13) создана в интересах МЧС России и изготовлена на базе полноприводного автомобиля ВАЗ-21310. Разработчик: ЗАО «Средства спасения».
Рис. 13. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01. |
Предназначена для экстренной доставки передовых (оперативных) групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки, в сельской местности, в районах высокогорья, к местах (районам) чрезвычайных ситуаций. Она имеет салон для экипажа и технический отсек для комплекта аварийно-спасательного оборудования:
Оснащение АСМ-41-01:
▪ комплект аварийно-спасательного инструмента;
▪ средства защиты экипажа;
▪ средства связи;
▪ осветительное оборудование;
▪ медицинские средства;
▪ противопожарное оборудование;
▪ специальное оборудование и приборы для ведения разведки;
▪ специальная световая сигнализация.
Однако, учитывая небольшой объем грузового отсека (багажника) и ограниченную грузоподъемность (400 кг), АСМ-41-01 имеет ограниченные возможности по обеспечению выполнения технологических операций деблокирования пострадавших при авариях, связанных с разрушением зданий и сооружений. Ее целесообразно использовать при выполнении спасательных работ, связанных с авариями на автомобильном транспорте.
Комплект пневмодомкратов (рис. 5) принят на снабжение МЧС России Приказом от 06.10.1997 г. № 589. Изготовитель: НПП «Полис», г. Пермь.
Рис. 5. Комплект пневмодомкратов. |
Предназначен для подъема и высвобождения придавленных людей в труднодоступных местах при проведении аварийно-спасательных работ.
В состав комплекта входят:
▪ плоская надувная подушка;
▪ источник сжатого воздуха (баллон, компрессор);
▪ пульт управления подачи воздуха;
▪ пневморукава с быстроразъемными соединениями.
Основные технические характеристики приведены в таблице 3.
Таблица 3
Технические характеристики пневмодомкратов
Показатели | ПДВ-1 | ПДВ-2 | ПДВ-3 | ПДВ-4 | ПДВ-5 | ПДВ-6 | ПД-4 | ПД-10 |
Рабочее давление, МПа | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,6 | 0,6 |
Грузоподъемность, т | ||||||||
Высота подъема, мм | ||||||||
Габаритные размеры, мм: | ||||||||
- длина; | ||||||||
- ширина; | ||||||||
- высота | ||||||||
Масса, кг | 2,6 | 4,5 | 10,7 | 12,5 | 10,0 | 2,5 | 5,5 |
2. Деблокирование пострадавших (определение). Приемы деблокирования пострадавших при ведении поисково-спасательных работ.
Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в условиях разрушения представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.
В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:
· деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;
· деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;
· спасание пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.
Выполнение работ по деблокированию осуществляется способами:
· последовательной разборкой завала;
· устройством лаза;
· устройством галереи в грунте под завалом;
· пробивка проемов в железобетонных (бетонных) и кирпичных стенах и перекрытиях.
Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий осуществляются, как правило, с использованием специальных технических средств:
· автолестниц;
· автоподъемников;
· вертолетов.
Кроме того, применяются следующие способы спасения пострадавших с верхних этажей зданий:
· по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;
· с использованием спасательной веревки и спасательного пояса;
· с использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лестницы;
· с применением канатных дорог;
с применением спасательного рукава.
Деблокирование пострадавших является важным этапом ПСР. Ниже приводятся его основные приемы и способы:
- определение пространственного положения и состояния пострадавшего;
- обеспечение доступа спасателей к пострадавшему;
- освобождение пострадавшего и оказание первой помощи.
ВНИМАНИЕ! Высвобождая пострадавшего, учтите фактор синдрома сдавливания - поспешные действия могут ухудшить ситуацию.
После проведения работ по деблокированию пострадавших спасатели приступают к их транспортировке.
КАК ПОМОЧЬ ПОСТРАДАВШИМ
при извлечении из-под обломков зданий и техники
(по материалам журнала ОБЖ № 10/99г.)
Освобождение, приносящее смерть, - страшный парадокс, с которым неизбежно сталкиваются при неправильном извлечении пострадавших из-под обломков зданий и техники...