Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля.

Аварийно-спасательная машина АСМ-5827 на базе автомобиля КамАЗ-43101 (рис. 9), принята на снабжение МЧС России приказом от 06.03.2000 г. № 132, изготовитель ЗАО «Средства спасения».

Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля. - student2.ru
Рис. 9. Аварийно-спасательная машина АСМ-5827.

Предназначена для доставки к месту ЧС техногенного и природного характера, расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-5827 принадлежит к большому классу АСМ, экипаж — 9 чел., полная масса машины — 15100 кг.

Оснащение АСМ-5827:

▪ защитная одежда и средства индивидуальной защиты;

▪ средства пожаротушения;

▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;

▪ медико-реанимационное оборудование;

▪ пневмоинструмент;

▪ средства связи, оповещения и сигнализации;

▪ спасательные средства и инструмент;

▪ оборудование жизнеобеспечения;

▪ специальный инвентарь.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 (рис. 12) на базе автомобиля ГАЗ-27057 «Газель», принята на снабжение МЧС России приказом от 09.01.1997 г. № 4, изготовитель ЗАО «Средства спасения».

Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля. - student2.ru
Рис. 12. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02.

Предназначена для доставки к месту ЧС расчета спасателей и специального оборудования для проведения АСДНР.

АСМ-41-02 принадлежит к легкому классу АСМ, экипаж — 7 чел., полная масса машины — 3500 кг.

Оснащение АСМ-41-02:

▪ медицинское имущество;

▪ гидравлический аварийно-спасательный инструмент «Спрут»;

▪ пневмоинструмент;

▪ средства радиационной и химической разведки и контроля;

▪ средства пожаротушения.

▪ средства связи, оповещения и сигнализации;

▪ энергетическое и осветительное оборудование.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 разработана в грузопассажирском исполнении и имеет кабину водителя, салон для экипажа и технический отсек со стеллажами, выдвижными поддонами, специальным багажником и комплектом аварийно-спасательного оборудования.

По своим основным характеристикам и потребительским свойствам АСМ-41-02, в основном, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к аварийно-спаса­тельным машинам, эксплуатируемым в условиях городской застройки.

Неплохие ходовые качества, удачное размещение оборудования позволяют быстро доставлять спасателей в район ЧС, рационально организовывать работу для ликвидации их последствий.

Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01 (рис. 13) создана в интересах МЧС России и изготовлена на базе полноприводного автомобиля ВАЗ-21310. Разработчик: ЗАО «Средства спасения».

Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля. - student2.ru
Рис. 13. Аварийно-спасательная машина АСМ-41-01.

Предназначена для экстренной доставки передовых (оперативных) групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки, в сельской местности, в районах высокогорья, к местах (районам) чрезвычайных ситуаций. Она имеет салон для экипажа и технический отсек для комплекта аварийно-спасательного оборудования:

Оснащение АСМ-41-01:

▪ комплект аварийно-спасательного инструмента;

▪ средства защиты экипажа;

▪ средства связи;

▪ осветительное оборудование;

▪ медицинские средства;

▪ противопожарное оборудование;

▪ специальное оборудование и приборы для ведения разведки;

▪ специальная световая сигнализация.

Однако, учитывая небольшой объем грузового отсека (багажника) и ограниченную грузоподъемность (400 кг), АСМ-41-01 имеет ограниченные возможности по обеспечению выполнения технологических операций деблокирования пострадавших при авариях, связанных с разрушением зданий и сооружений. Ее целесообразно использовать при выполнении спасательных работ, связанных с авариями на автомобильном транспорте.

Комплект пневмодомкратов (рис. 5) принят на снабжение МЧС России Приказом от 06.10.1997 г. № 589. Изготовитель: НПП «Полис», г. Пермь.

Аварийно-спасательное оборудование и инструмент аварийно-спасательного автомобиля. - student2.ru
Рис. 5. Комплект пневмодомкратов.

Предназначен для подъема и высвобождения придавленных людей в труднодоступных местах при проведении аварийно-спасательных работ.

В состав комплекта входят:

▪ плоская надувная подушка;

▪ источник сжатого воздуха (баллон, компрессор);

▪ пульт управления подачи воздуха;

▪ пневморукава с быстроразъемными соединениями.

Основные технические характеристики приведены в таблице 3.

Таблица 3

Технические характеристики пневмодомкратов

Показатели ПДВ-1 ПДВ-2 ПДВ-3 ПДВ-4 ПДВ-5 ПДВ-6 ПД-4 ПД-10
Рабочее давление, МПа 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,8 0,6 0,6
Грузоподъемность, т
Высота подъема, мм
Габаритные размеры, мм:                
- длина;
- ширина;
- высота
Масса, кг 2,6 4,5 10,7 12,5 10,0 2,5 5,5

2. Деблокирование пострадавших (определение). Приемы деблокирования пострадавших при ведении поисково-спасательных работ.

Деблокирование пострадавших при проведении спасательных работ в условиях разрушения представляет собой комплекс мероприятий, проводимых для обеспечения доступа к пострадавшим, высвобождения их из под обломков строительных конструкций и замкнутых помещений, организации путей их эвакуации из мест блокирования.

В зависимости от местоположения пострадавших работы по деблокированию разделяются на три основных вида по технологическим особенностям выполнения:

· деблокирование пострадавших, находящихся под обломками строительных конструкций;

· деблокирование пострадавших из замкнутых помещений;

· спасание пострадавших с верхних этажей (уровней) разрушенных зданий.

Выполнение работ по деблокированию осуществляется способами:

· последовательной разборкой завала;

· устройством лаза;

· устройством галереи в грунте под завалом;

· пробивка проемов в железобетонных (бетонных) и кирпичных стенах и перекрытиях.

Спасение пострадавших с верхних этажей разрушенных зданий осуществляются, как правило, с использованием специальных технических средств:

· автолестниц;

· автоподъемников;

· вертолетов.

Кроме того, применяются следующие способы спасения пострадавших с верхних этажей зданий:

· по сохранившимся или восстановленным лестничным маршам;

· с использованием спасательной веревки и спасательного пояса;

· с использованием лестницы-штурмовки, трехколенной лестницы;

· с применением канатных дорог;

с применением спасательного рукава.

Деблокирование пострадавших является важным этапом ПСР. Ниже приводятся его основные приемы и способы:
- определение пространственного положения и состояния пострадавшего;
- обеспечение доступа спасателей к пострадавшему;
- освобождение пострадавшего и оказание первой помощи.

ВНИМАНИЕ! Высвобождая пострадавшего, учтите фактор синдрома сдавливания - поспешные действия могут ухудшить ситуацию.

После проведения работ по деблокированию пострадавших спасатели приступают к их транспортировке.

КАК ПОМОЧЬ ПОСТРАДАВШИМ
при извлечении из-под обломков зданий и техники
(по материалам журнала ОБЖ № 10/99г.)

Освобождение, приносящее смерть, - страшный парадокс, с которым неизбежно сталкиваются при неправильном извлечении пострадавших из-под обломков зданий и техники...

Наши рекомендации