Глава 1. теоретические основы товароведения и экспертизы потребительских товаров

ТОВАРОВЕДЕНИЕ

И ЭКСПЕРТИЗА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

УЧЕБНИК

Рекомендовано

Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника

для студентов торговых высших учебных заведений

Москва

ИНФРА-М

УДК 339.3(075.8)

ББК 65.422я73

Т 50

Коллектив авторов Санкт-Петербургского торгово-экономического института: В.В. Шевченко (гл. 1, 10); И.А. Ермилова (гл. 1); А.А. Вытовтов (гл. 4); В.А. Герасимова (гл. 4); М.И. Дмитриченко (гл. 5); Н.Т. Дударева (гл. 3); С.А. Денисова (гл. 7); Л.П. Нилова (гл. 2); Т.В. Пилипенко (гл. 2); Е.Н. Лазарев (гл. 8, 9); С.М. Малютенкова (гл. 5); А.А. Шарафеддинова (гл. 5); Н.Э. Старостенко (гл. 3)

Руководитель авторского коллектива:

зав. кафедрой Экспертизы потребительских товаров,

проф. Шевченко В. В.

Рецензенты:

проф., д-р техн. наук Василинец Г.М., СПб государственный университет наукотемпературных и пищевых технологий; проф., д-р техн. наук Колодязная B.C., СПб государственный университет наукотемпературных и пищевых технологий

Т 50 Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 544 с. - (Серия «Высшее образование»).

ISBN 5-86225-780-2

В учебнике изложены предмет и задачи, теоретические основы товароведения, классификация, химический состав, пищевая ценность отдельных групп товаров. Даны современные особенности технологии отечественных и импортных продуктов. Особое внимание уделяется сертификации и проведению экспертизы товаров растительного и животного происхождения.

УДК 339.3(075.8)

ISBN 5-86225-780-2 © Коллектив авторов, 2001

ВВЕДЕНИЕ

Потребительские товары – понятие широкое и включает как продовольственные, так и непродовольственные товары. Критериями современного потребительского рынка служат источники наполнения его товарами, соотношение спроса и предложения, которое в свою очередь определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Кроме того, в настоящее время источниками насыщения рынка товарами служат как отечественные производители, так и в значительной степени товары, получаемые по импорту.

Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований не только к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров в розничной торговой сети, но и к качеству товаров, реализуемых на потребительском рынке. В связи с этим необходимы совершенствование системы контроля и применение современных методов экспертизы. Развитие рыночных отношений, адаптация Системы ГОСТ Р к международным и европейским стандартам обусловили внедрение в торговлю государственной системы обязательной сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и широкого спектра непродовольственных товаров.

Работники торговли должны не только знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне, но и уметь проводить экспертизу товаров при приемке его на реализацию и создавать условия для сохранения качества товара при хранении.

Весьма актуальна проблема загрязнения потребительских товаров чужеродными веществами химического и биологического происхождения. Вопросы безопасности потребительских товаров решаются в цивилизованных странах путем обязательной сертификации -действенного механизма государственного контроля за качеством.

Необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области товароведения и экспертизы продовольственных товаров на современном уровне и высокая социально-экономическая значимость проблем, указанных выше, потребовали создания новой учебной литературы для студентов высших учебных заведений.Кроме того, существует необходимость повышения квалификации кадров в области сертификации потребительских товаров и экспертизы его качества. Однако в настоящее время учебная литература по этим вопросам в России отсутствует.

В данном учебнике отражено содержание новых программ по курсу «Товароведение и экспертиза потребительских товаров». Особое внимание уделено информации о товаре, особенностях технологии отечественных и импортных товаров, сертификации и экспертизе качества потребительских товаров. В книге учтены накопленный международный опыт в области экспертизы и сертификации потребительских товаров, созданная в России база нормативно-технических документов по изучаемым вопросам. Кроме того, авторами использованы материалы исследований, опубликованные в монографиях видных отечественных и зарубежных ученых и в периодической печати.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Наши рекомендации