Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека

Н. Г. ЗАНЬКО, В. М. РЕТНЕВ

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Допущено

Учебно-методическим объединением

по университетскому политехническому образованию

в качествеучебника для студентов высшихучебных заведений, обучающихся по направлениям 553500 «Защита окружающей среды» и 656500 «Безопасность жизнедеятельности»

2-е издание, стереотипное

Москва

.....1

ACADEM1\

УДК 61(075.8) ББК 68.9я73

З-287

Рецензенты:

зав. кафедрой БЖД Санкт-Петербургского государственного политехнического университета канд. тех н. наук, профессор К. Р. Малая н;

профессор учебного отдела Всероссийского центра экстренной радиационной медицины МЧС России д-р мед. наук, профессор И. М. Суворов

Занько Н.Г.

З-287 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятель- ности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Н. Г. Занько, В. М. Ретнев.- М.: Издательский центр <<Академия>>, 2004.-

· 2-е изд., стер. - 288 с.

ISBN 5-7695-1509-0

Приведены показатели здоровья и риска заболеваемости населения в зависимости от влияния факторов окружающей среды. Рассмотрены меди­ ко-биологические особенности воздействия на организм человека опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), которые моrут вызвать профессиональные и производственно-обусловленные заболевания. Дана характеристика различных факторов окружающей среды, принципов их гигиенического нормирования и профилактических мероприятий, направ­ ленных на охрану здоровья работников. Рассмотрены вопросы профилак­ тической токсикологии.

Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 656500 «Безопасность жизнедеятельности>> и 553500 «За­ щита окружающей средЫ>>.

УДК 61(075.8) ББК 68.9я73

Учебное издание

Занько Наталья Георгиевна, Ретнев Владимир Михайлович

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

Учебник

Редактор Л. В. Лещинская. Технический редактор Н. И. Горбачева

Компьютерная верстка: Е. Ю. Матвеева

Корректоры Л. С. Зенович, Л. В. Гаврилина

Изд. N2 А-975-11. Подписано в печап, 29.09.04. Формат 60 х 90/\6. Гарнитура «Тайме». Бумага тип. N22. Печать офсетная. Уел. печ. л. 18,0. Тираж 5100 экз. Заказ N213857.

Лицензия ИД N2 02025 от \3.06.2000. Издательский центр «Академия».

Санитарно-эпидемиологическое заключение N2 77.99.02.953.Д.ОО4796.07.04 от 20.07.04. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 328. Тел./факс: (095)330-1 092, 334-8337.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Занько Н. Г., Ретнев В. М., 2004

ОТАВТОРОВ

Открытие в технических высших учебных заведениях направле­ ний подготовки 656500 <<Безопасность жизнедеятельности>> и 553500

<<Защита окружающей среды>>, в рамках которых образована целая

группа специальностей, поставило перед специалистами вопрос

об учебно-методическом обеспечении образовательной деятель­ ности.

В обязательный минимум профессиональных программ техниче­ ских вузов по циклу общих профессиональных дисциплин введена дисциплина <<Медика-биологические основы безопасности жиз­ недеятельностИ>>, содержание которой определяется утвержденным Государственным образовательным стандартом (ОПД.Ф.10).

Настоящий учебник составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для высшего про­ фессионального образования и на основе примерной программы по .данной дисциплине, изданной Главным управлением образо­ вательно-профессиональных программ в 2003 г.

Здоровье людей - национальное богатство страны, поэтому авторы значительное внимание уделяют рассмотрению вопросов оценки состояния и влияния окружающей среды (среды обита­ ния) на здоровье человека в целях создания оптимальных научно­ обоснованных условий его жизни.

Авторы стремились:

дать представление о показателях изменения здоровья населения; познакомить с факторами риска, причинно-следственными свя- зями между качеством окружающей среды и состоянием здоровья населения, проследить возможную экологически зависимую пато­

логию;

рассмотреть медико-биологические особенности воздействия среды обитания человека, а также особенности возникновения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний в современных производственных условиях и общие принцилы их профилактики.

Предполагается, что студенты имеют достаточную подготовку по химии, физике, физиологии человека.

В настоящее время стало очевидным, что дефицит экологиче­ ского воспитания приводит ко многим ошибкам в различных сфе­ рах деятельности человека. Авторы, затронув основные экологи­ ческие проблемы, пытались формировать экологическое мировоз­

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
ISBN 5-7695-1509-0

© Издательский центр «Академию>, 2004

зрение, акцентируя внимание на том, что приспособление чело-

века к изменяющимся условиям среды обитания не беспредельно и приводит к повышению уровня и изменению структуры заболе­ ваемости и смертности. Чтобы учебник соответствовал целям, за­ дачам и требованиям изучения данной дисциплины, авторы пыта­ лись:

дать базовые представления об адаптационных и компенсатор­

ных механизмах человеческого организма, гигиеническом норми­ ровании, комплексном воздействии факторов среды обитания на состояние здоровья в целом, не акцентируя внимания на будущей

специальности;

научить ориентироваться в обилии информации по дисциплине; отразить авторскую концепцию.

Авторы благодарны всем рецензентам за критические замеча­ ния и предложения.

Кроме того, авторы благодарят сотрудников кафедры за по­ мощь, оказанную при подготовке учебника к изданию.

Авторы будут весьма признательны читателям, особенно пре­ подавателям данной дисциплины, за отзывы, критические заме­ чания и полезные советы, направленные на дальнейшее улучше­

ние учебника.

ВВЕДЕНИЕ

Характерной чертой современной науки и практики является их возрастающее взаимопроникновение, междисциплинарный подход к решению проблем. Медико-биологические основы без­ опасности жизнедеятельности - комплексная дисциплина, изу­ чающая взаимодействие окружающей среды и человека. Она нахо­ дится на стыке медицины и экологии, объединяя физику, химию, биологию, физиологию, гигиену, токсикологию, медицину труда.

Объектом изучения медико-биологических основ безопасности жизнедеятельности является среда обитания, предметом- свой­ ства среды, проявляющиеся во влиянии на здоровье человека, а целью - разработка профилактических мероприятий, обеспечи­ вающих сохранение оптимального здоровья человека, долгой твор­ ческой активности.

При изучении влияния окружающей среды на здоровье челове­ ка приоритетное значение придается факторам риска, непосред­

ственно ведущим к возникновению заболеваний. Устранение (или ослабление) отрицательного воздействия фактора на здоровье людей достигается с помощью инженерно-технических мер и средств, лечебно-профилактических мероприятий, систем жизне­ обеспечения и непосредственно повышения устойчивости челове­

ка к неблагаприятному воздействию окружающей среды. Законо­

дательную роль при этом играет гигиеническое нормирование фак­ торов среды обитания.

Данная дисциплина является одним из элементов экологиче­ ского воспитания студентов, так как учит видеть зависимость между последствиями негативного влияния профессиональной деятель­ ности на окружающую среду и здоровьем человека.

Приоритетными направлениями при изучении данной дисцип­ лины являются:

выявление причинно-следственных связей и факторов, пораж­ дающих экологически и производственно обусловленные, профес­ сиональные заболевания;

предупреждение вышеперечисленных заболеваний на основе анализа, моделирования и прогнозирования неблагаприятных си­ туаций в среде обитания человека;

защита людей от экологически и производственно обусловлен­ ных заболеваний путем снижения техногеиных и природных на­ грузок со стороны среды обитания, а также использования лечеб­

но- профилактических мероприятий;

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru информационное обеспечение и образование по вопросам ги­ гиены окружающей среды.

В процессе изучения данной дисциплины будущий специалист

должен научиться:

анализировать качественные и количественные характеристики опасных и вредных факторов;

разрабатывать санитарно-гигиенические требования к техноло­ гиям, техническим изделиям, оборудованию, производственным помещениям;

проводить эколого-гигиеническую экспертизу с учетом госу­ дарственных нормативных актов.

ГЛАВА 1

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ (СРЕДОЙ ОБИТАНИЯ)

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека

В развитом обществе здоровье человека - это определяющий, системаобразующий фактор государственной экономической и социальной политики, приоритетное направление всех природо­ охранных и профилактических мероприятий.

По определению В. П. Казначеева: «Здоровье - это процесс со­ хранения и развития биологических, физиологических, психоло­ гических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продол тельности его

ЖИЗНИ>>.

Примерно такая же трактовка здоровья человека содержится и в последнем издании Большой медицинской энциклопедии: <<здо­ ровье -это естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких­ либо выраженных болезненных изменений>>. Официальное определе­ ние Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое содер­ жится в предисловии к ее уставу (1946): «Здоровье- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов>>.

В практической деятельности чаще всего используется опреде­ ление здоровья как среднестатистической величины.

Существует несколько понятий здоровья, имеющих разное со­ держание:

общебиологическое (философское), которое дает методологи­ ческую установку на трактовку понятий нормы (здоровья) ибо­ лезней у всякого живого организма (растений, животных, лю­ дей), и из которого должны вытекать специальные определения

здоровья;

популяционное (здоровье населения, группы людей, популяции); индивидуальное - здоровье отдельного человека, которое необ­ ходимо рассматривать с двух позиций: а) чисто теоретической как



Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru максимально возможный оптимум для человека, к которому нуж­ но стремиться в идеале, но которого практически невозможно до­ стичь; б) практической - как фактическая характеристика уров­ ня здоровья конкретного человека, с помощью которой можно было бы всякому медицинскому работнику достаточно легко отве­ тить на вопрос, здоров или болен данный индивид.

Ниже приведены формулировки определений, которые наибо­

лее часто используются применительно к определенным поняти­ ям здоровья.

Общебиологическое здоровье (норма) - интервал, в пределах которого количественные колебания психофизиологических про­ цессов способны удерживать живую систему на уровне функ­ ционального оптимума (оптимальная зона, в пределах которой орга­

низм не выходит на патологический уровень саморегуляции).

Популяционное здоровье - условное статистическое понятие,

которое достаточно полно характеризуется комплексом демогра­

фических показателей, уровнем физического развития, заболевае­

мостью и частотой преморбидных (доболезненных) состояний,

инвалидностью некоторой группы населения.

Индивидуальное теоретическое здоровье - состояние полного

социального, биологического и психического благополучия, ког­

да функции всех органов и систем организма человека уравнове­ шены с окружающей средой, отсутствуют какие-либо заболева­

ния, болезненные состояния и физические дефекты.

Индивидуальное фактическое здоровье - состояние организ­

ма, при котором он способен полноценно выполнять свои соци­

альные и биологические функции.

Значимость здоровья в настоящее время особенно возросла,

поскольку состояние здоровья людей существенно изменилось и возникли новые закономерности характера и распространенности

заболеваний человека, демографических процессов. Указанные из­ менения в состоянии здоровья людей можно обобщенно охаракте­ ризовать следующим образом:

значительно выше стала зависимость состояния здоровья чело­

века от социально-экономических условий, среды его обитания;

появилась другая скорость изменения показателей, характери­

зующих здоровье (физическое развитие, заболеваемость, инвалид­

ность, смертность);

произошли характерные демографические изменения - по­

старение населения, урбанизация, сдвиги в структуре смертно­

сти и пр.;

определился ряд заболеваний, частота которых резко возросла

в последние годы (болезни органов кровообращения, хронические

неспецифические заболевания органов дыхания, опорно-двигатель­ ного аппарата и периферической нервной системы, отравления,

травмы);

увеличилась численность заболеваний, которые раньше реже встречались: эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы и др.;

возросла заболеваемость некоторыми инфекционными и дру­ гими болезнями: туберкулезом, СПИДом, дифтерией, гепатитом, заболеваниями крови, аденовирусными болезнями и др.;

определилась многофактарность влияния на здоровье человека и появилась необходимость системного подхода к профилактике заболеваний.

Здоровье человека в конечном счете определяется совокупным влиянием природных и социально-экономических факторов жиз­ ни человека (рис. 1.1). В связи с этим среди актуальных проблем, изучаемых гигиенической наукой и практикой, ведущее значение имеет проблема оценки с научно-гигиенических позиций взаимо­ связи человека с факторами окружающей среды.

В понятие <<окружающая среда>> входят и понятия <<среда обита­ ния», <<производственная среда>>.

Сред а о б и т а н и я - комплекс взаимосвязанных абиотиче­ ских (в том числе природно-климатичесi<.Их условий) и биотиче­ ских факторов, находящихся вне организма и определяющих его жизнедеятельность. Другими словами, это - пространство, в ко­ тором осуществляется жизнедеятельность организма: жилой дом, место отдыха, транспортное средство, рабочее место и т.д.

Социально-экономические факторы

Рис. 1.1. Влияние факторов и условий окружающей среды на здоровье человека

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru  
Пр о из в о д с т в е н н а я сред а - часть окружающей челове­ ка среды (среды обитания), образованная вредными и опасными производственными факторами и условиями, характеризующими рабочее место и воздействующими на человека в процессе трудо­ вой деятельности.

Часто у исследователей нет сомнений в том, что в развитии

нарушений состояния здоровья населения существенную роль иг­ рают факторы окружающей среды. По данным Ю.П.Лисицына в

основном на состояние здоровья населения влияют:

образ жизни (табакокурение, употребление алкоголя и нарко­

тиков, злоупотребление лекарствами, питание, условия труда, ги­

подинамия, материально-бытовые условия, семейное положение и др.) -на 49-53 %;

генетические и биологические факторы- на 18-22 %;

состояние здравоохранения (своевременность и качество меди­ цинской помощи, эффективность профилактических мероприя­ тий) - на 8-10 %;

окружающая среда (природно-климатические факторы, каче­ ство объектов окружающей среды) - на 17-20 % (в различных регионах это соотношение может изменяться).

Вместе с тем фактор окружающей среды может играть опреде­

ленную роль в этиологии заболевания. Он способен выступать как этиологический причинный фактор, практически полностью опре­ деляющий развитие конкретного заболевания. В настоящее время некоторые хронические болезни населения достаточно аргумен­ тировано считают следствием воздействий экологических факто­ ров, например, болезнь Минамата, связанная с загрязнением ртутьсодержащими промышленными стоками морской и речной среды; болезнь Итай-Итай, обусловленная поливом рисовых по­ лей водой, содержащей кадмий, и др. (см. прил. 1).

Выявление причинно-следственных связей между воздействи­ ем факторов окружающей среды и возможными изменениями со­ стояния здоровья человека - одна из задач гигиенической диагно­

стики.

Гигиеническая (донозологическая) диагностика- это система

мышления и действий, цель которых установить зависимость меж­ ду состоянием среды и здоровьем человека еще до развития заболевания. Ниже приведены основные эффекты, регистрируе­ мые при изучении воздействия факторов окружающей среды в клинических и эпидемиологических исследованиях, и их харак­ теристика:

смерть - необратимый исход;

болезнь - сочетание симптомов, физических признаков и ре­

зультатов лабораторных исследований;

нетрудоспособность, ограничение привычной деятельности -

функциональный статус пациентов с точки зрения их способности

быть независимыми от других и самостоятельно выполнять свои повседневные функции в быту, во время работы или на отдыхе;

преморбидные (бессимптомные, доклинические) состояния -

временно компенсированные, скрытые изменения, выявляемые

только с использованием комплекса чувствительных методов;

дискомфорт - симптомы, причиняющие неудобства (усталость, тошнота, неприятный запах, головокружение и др.);

неудовлетворенность жизнью - нарушение эмоционального и психического состояния (возбуждение, депрессия и др.).

Неблагаприятное влияние среды обитания и внутренней среды человека может приводить к нарушению его здоровья в виде бо­ лезни. Б о лез н ь - это нарушение нормальной жизнедеятельно­ сти организма, которое характеризуется ограничением приспособ­

ляемости и пониженнем трудоспособности.

В настоящее время существует множество болезней, названия которых имеются в Международной классификации болезней Х пе­ ресмотра (МКБ- Х), прошедших апробацию во Всемирной орга­ низации здравоохранения. Болезнь отдельного человека, ее воз­ никновение называется за б о л е в а н и е м. Существует понятие о заболеваемости как о медико-статистическом показателе распрос­ траненности совокупности отдельного или многих заболеваний. Массовое распространение заболеваний, превышающее конт­ рольные цифры, называется эпидемией.

Фактор окружающей среды может быть фактором риска, т. е.

компонентом этиологии, который хотя и важен для развития и

прогрессирования заболевания, но сам по себе в отсутствие других

условий (например, генетической предрасположенности) не спо­

собен вызвать заболевание у конкретного человека.

Одним из важнейших элементов методологии гигиенической

диагностики является оценка риска неблагаприятного влияния факторов среды на здоровье человека. Риск (здоровью) по реко­

мендации ВОЗ определяется как ожидаемая частота нежелатель­ ных эффектов, возникающих от воздействия загрязнителей. Они могут быть в воздухе, воде, почве, продуктах питания, различных материалах - строительных, упаковочных изделиях, например, полимерных материалах.

Риск определяется обычно как потенциальный (возможный), а не неизбежный, т. е. не обязательно реализуемый и, как правило, устранимый. Поэтому правомочно и другое определение риска - как вероятность повреждения здоровья в виде недомогания, забо­ левания, инвалидности, смертности, которые могут наступить при определенных обстоятельствах.

Фактор риска- это фактор любой природы (наследственный, экологический, производственный, фактор образа жизни и др.), который при определенных условиях может провоцировать или увеличивать риск развития нарушений состояния здоровья.

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru

Оценка риска проводится по двум направлениям, во-первых, по риску загрязнения среды обитания и, во-вторых, по риску для здоровья человека.

Потенциальный риск среды обитания по степени ее непригод­ ности для человека может быть проведен путем сравнения факти­ ческих параметров вредных факторов (химических соединений, пыли, излучений и пр.) с установленными законом гигиениче­ скими нормативами (ГН),предельно допустимыми уровнями (ПДУ), предельно допустимыми концентрациями (ПДК)в возду­ хе, воде, почве, строительных и других материалах, продуктах питания и т. д. Сведения о риске для здоровья могут быть исполь­ зованы при эксплуатации предприятий, контакте человека с раз­ личными материалами и пр.

Алгоритм действий состоит из определения вредных факторов среды обитания (химических, физических, биологических), кото­ рые могут быть неблагаприятны для здоровья человека, и их ис­ точников. Следующий этап заключается в оценке экспозиции вред­ ного фактора на организм человека. Обязательно должны быть под­ вергнуты анализу пути их поступления (контакта) в организм и характеристика населения (женщины, мужчины, дети, подрост­ ки, пенсионеры, работники и их профессии и др.). Кроме того, необходимо получить и проанализировать данные о состоянии здо­ ровья населения. Они могут бьпь представлены материалами фи­ зического развития (вес, рост и пр.), жалобами, обращаемостью за медицинской помощью, заболеваемостью с временной утратой трудоспособности, профессиональной и (если есть) экологически обусловленной заболеваемостью, инвалидностью, смертностью.

Адекватнее всего неблагаприятное воздействие вредных и опас­ ных факторов регистрируется в виде изменений показателей забо­ леваемости населения, основой которой является снижение адап­ тационных возможностей организма человека. А. П.Щербо с соав­ торами на примере загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Пе­ тербурга выбросами автотранспорта и промышленными предпри­ ятиями такими соединениями, как аммиак, оксид углерода, этил­ бензол, фенол, формальдегид, хлористый водород, марганец, ди­ оксид азота, свинец, сернистый ангидрид, ксилол, взвешенные вещества, установили, что популяционный, хронический и кан­ церогенный риски существуют в 20 районах города (рис. 1.2). Наи­ более неблагаприятная обстановка оказалась в центральной части города, а наиболее благоприятная - на окраине города и в горо­ дах-спутниках.

Расчеты риска дают возможность составлять прогнозы измене­ ния здоровья в отдаленные периоды. По данным этих же авторов, если в Санкт- Петербурге сохранится имеющаяся загрязненность атмосферного воздуха (рис. 1.3), то произойдет увеличение общей заболеваемости населения, включая онкологическую.

Годы

Рис. 1.2. Динамика загрязнения атмосферного воздуха фенолом в Санкт-Петербурге

Получаемые сведения о риске здоровью необходимы, прежде всего, административным учреждениям, которые имеют право принимать соответствующие решения по оздоровлению среды оби­ тания человека и улучшению его здоровья.

В настоящее время оценка риска здоровья работников прово­ дится в соответствии с <<Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опас­ ности факторов производственной среды, тяжести и напряженно­ сти трудового процесса>>. Критерии риска, условия труда класси-

1980 1984 1988 1992 1996 Год

Рис. 1.3. Увеличение количества автомобильного транспорта в Санкт­ Петербурге

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru

фицируются на основе двух составляющих: вредный производствен­ ный фактор, физиологическая реакция и здоровье работника.

Оптимальные условия труда (класс 1) - отсуrствие риска для населения и работника. При этом отсуrствуют вредные производ­

ственные факторы, либо они ниже величин, безопасных для жиз­ недеятельности. В этом случае сохраняется здоровье и высокий уро­ вень работоспособности трудящихся.

Допустимые условия труда (класс 2) - отсуrствие риска для работника. При этом параметры вредных производственных фак­ торов и трудового процесса не превышают ПДК, ПДУ и ГН. В этом случае изменения функционального состояния организма восста­ навливаются во время отдыха или к началу следующей рабочей смены, а также не предвидятся изменения в состоянии здоровья

работников и их потомства в ближайшем и отдаленном периодах.

Вредные условия труда (класс 3)- риск есть. При этом вредные

производственные факторы превышают ПДК, ПДУ, ГНи оказы­

вают неблагаприятное воздействие на здоровье работников и его

потомства. Они по степени выраженности подразделяются на че­

тыре степени вредности третьего класса.

Степень 1 (3.1)- риск есть. Вредные производств нные факто­

ры выше ПДК, ПДУ, ГН вызывают функциональные изменения,

которые не восстанавливаются к началу следующей смены и уве­

личивают риск повреждения здоровья.

Степень 2 (3.2) -риск есть. Вредные производственные факто­

ры, вызывая стойкие функциональные изменения, приводят в

большинстве случаев к увеличению производственно обусловлен­ ной заболеваемости (повышение уровня заболеваемости с времен­ ной утратой трудоспособности); к заболеваниям наиболее уязви­ мых органов и систем для данных вредных производственных фак­ торов, к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний после продолжительного контакта (экспозиции) - часто после 15 лет стажа и более.

Степень 3 (3.3)- риск есть. При этом уровни вредных произ­

водственных факторов таковы, что, как правило, приводят к раз­ витию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности), росту производственно-обусловленной заболеваемости.

Степень 4 (3.4)- риск есть. При этом вредные производствен­ ные факторы приводят к развитию тяжелых форм профессиональ­ ных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), значитель­ ному росту производственно-обусловленной заболеваемости (вклю­ чая заболеваемость с временной утратой трудоспособности).

Опасные (экстремальные) условия труда (класс 4)- риск есть и

для здоровья, и для жизни. При этом уровни вредных производ­

ственных факторов при их воздействии в течение рабочей смены

или ее части создают угрозу для жизни, возникновения острых профессиональных поражений в том числе в тяжелой форме.

По завершении оценки риска все полученные данные и реко­ мендации передаются органам, отвечающим за управление рис­ ком, которые с учетом экономических, политических, социальных

и других мотивов разрабатывают методы предотвращения или сни­ жения риска, устанавливают при необходимости динамический контроль за уровнем рисков, экспозицией и состоянием здоровья

населения.

В 1997 г. постановлением Главного государственного санитарно­

го врача РФ и Главного государственного инспектора РФ по охра­

не природы <<Об использовании методологии оценки риска для

управления качеством окружающей среды и здоровья населения в

РФ)> основные элементы методологии оценки риска официально

введены в систему управления качеством окружающей среды и

охраны здоровья человека.

При гигиенической диагностике воздействия факторов окружа­

ющей среды на здоровье населения важную роль играют компью­

терные системы сбора и анализа данных о качестве окружающей среды и состоянии здоровья населения. В целях динамического сле­

жения за совокупностью факторов, способных влиять на здоровье человека, Постановлением N2 426 Правительства РФ от 01.06.2000 г. на территории России введен социально-гигиенический мониторинг. Это государственная система наблюдения, анализа, оценки и про­ гноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоя­ нием здоровья человека и воздействием факторов среды обитания.

При проведении социально-гигиенического мониторинга ве­

дуrся следующие наблюдения:

за состоянием здоровья человека, средой обитания, включая

биологические, химические, физические, социальные и иные

факторы;

за природно-климатическими факторами, источниками антро-

погенного воздействия на окружающую среду;

за радиационной обстановкой;

за состоянием охраны и условий труда;

за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых

продуктов и др.

Мониторинг осуществляется:

наблюдением за показателями здоровья населения и состояния

среды обитания человека;

сбором, хранением, обработкой и систематизацией получен­

ных наблюдений;

использованием всех информационных данных структурными

подразделениями, учреждениями федеральных органов исполни­

тельной власти.

Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности человека - student2.ru Проведение социолого-гигиенического мониторинга обеспечи­ вает:

установление факторов, оказывающих вредное воздействие на

человека, и их оценку;

прогнозирование состояния здоровья населения и среды его

обитания;

определение мероприятий и подготовку решений по преду­

преждению, устранению и уменьшению воздействия вредных и

опасных факторов среды обитания на здоровье населения;

информирование населения и властные органы о результатах

социально- гигиенического мониторинга.

Проведение социально- гигиенического мониторинга возложе­

но на органы Госсанэпиднадзора совместно с органами исполни­

тельной власти и органами местного самоуправления. Такая систе­ ма функционирует на федеральном уровне, уровне субъектов Рос­

сийской Федерации (республика, край, область, автономный округ, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург) и мест­

ном уровне (город, район).

Данные социально-гигиенического мониторинга являются ос­

новой для идентификации возможных вредных и опасных факто­ ров и получения убедительных доказательств связей среда- здо­

ровье с установлением количественных значений риска возникно­ вения и развития определенных заболеваний (см. прил. 1).

Всовременной медицине, как правило, основное внимание

уделяется негативному компоненту здоровья, т. е. болезни. Не опре­

деляется количество здоровья, а констатируется факт его утраты.

По тяжести возможные влияния на здоровье подразделяются на катастрофические (безвременная смерть, уменьшение продолжи­ тельности жизни, инвалидизация, задержка умственного разви­ тия, врожденные уродства), тяжелые (дисфункция органов и си­ стем организма, дисфункция возрастного развития, поведенческие дисфункции) и неблагаприятные (изменение массы тела, обрати­ мая дисфункция органов и систем и др.).

Основными количественными показателями здоровья являются уровень физического развития и его гармоничность; функцио­ нальное состояние основных органов и систем (кровообращения, дыхания и др.); резистентность организма по отношению к не­ благоприятным факторам окружающей среды (оценивается по ча­ стоте и длительности заболеваний за определенный периоД).

Вкачестве примера оценки состояния здоровья человека приво­ дим те практические критерии, которые используются органами здравоохранения. Вусловиях производства оценивается прежде всего наличие или отсутствие профессиональных заболева­ ний, возникающих от воздействия вредных производственных фак­ торов (пыли, вибрации и др.) при работе в неблагаприятных усло­

виях труда (см. прил. 2). Кроме того, используется еще один крите-

рий - уровень пр о из в о д с т в е н н о- о б у с л о в л е н н ой за­ б о л е в а е м о с т и. Это такая заболеваемость, которая увеличива­ ется с ростом стажа работы в неблагаприятных условиях.

При гигиенической (донозологической) диагностике основное

внимание уделяется выявлению предболезненных (преморбидных) состояний. Цель этой диагностики- оценка состояния адаптаци­

онных систем, раннее выявление напряжения или нарушения адап­ тационных механизмов, которые в дальнейшем моrут привести к болезни. Преморбидные состояния отмечаются у относительно боль­ шого числа <<практически здоровых>> людей: у 27 % обследованных выявляется напряжение механизмов адаптации, у 25,8% - не­ удовлетворительная адаптация, а у 8,9% -срыв адаптации.

Профилактику нарушений состояния здоровья человека можно осуществлять разными путями. Первичная (радикальная) профилак­ тика направлена на причину того или иного заболевания. Боль­ шинство гигиенических мероприятий, включая гигиеническое нор­ мирование воздействия факторов окружающей среды, предусмат­ ривают либо полное устранение вредного и опасного факторов, либо снижение их воздействия до безопасных уровней, что явля­ ется главными целями первичной профилактики заболеваний.

Цель вторичной профилактики -раннее выявление препатоло­ гических состояний, тщательное медицинское обследование внешне

здоровых людей, Подвергавшихея воздействию неблагаприятных факторов или имеющих повышенный риск развития тех или иных

заболеваний. Вторичная профилактика включает в себя индивиду­ альные или групповые мероприятия, направленные на повыше­ ние резистентности организма, обучение работников и в целом населения приемам безопасной работы и жизни в неблагаприят­ ных условиях среды обитания.

Третичная профилактика (реабилитация) - это комплекс мер

по предотвращению осложнений, которые могут возникнуть в ходе

уже развившегося заболевания. Это наименее эффективный спо­

соб профилактики. Известно, что оздоровление образа жизни и окружающей среды снижает заболеваемость и смертность на 20- 50%, а только лечебное вмешательство снижает эти показатели лишь на 10%.

Наши рекомендации