Теория и расчет центробежных форсунок
Камеры сгорания ГТД работают на жидких углеводородных топливах, для распыливания которых обычно применяются форсунки центробежного типа. В камеру закручивания центробежной форсунки (рис.4.12) топливо вводится несколькими тангенциальными отверстиями 2, что вызывает его вращение в камере 1. При выходе струи из сопла 3 действие центростремительных сил со стороны стенок прекращается и частицы жидкости разлетаются по прямолинейным лучам, касательным к их прежним траекториям - цилиндрическим поверхностям, соосным с соплом. Если пренебречь трением, то момент количества движения вдоль камеры 1 остается постоянным, как это следует из уравнения моментов количества движения:
(4.26)
Давление в потоке жидкости при отсутствии потерь определится из уравнения Бернулли:
,
где H – полный напор. Из уравнения Бернулли следует:
(4.27)
Рис.4.12. Схема одноканальной центробежной форсунки. 1 – камера закручивания, 2 – тангенциальные каналы, 3 – сопло, 4 – воздушный вихрь
Из уравнения (4.26) следует, что при приближении к оси форсунки скорость должна стремиться к бесконечно большой величине. Тогда давление р должно стремиться к бес конечно большой отрицательной величине, что физически невозможно. В действительности при приближении к оси форсунки давление падает до тех пор, пока не сравняется с атмосферным (давлением окружающей среды). Центральная часть камеры закручивания заполняется воздушным вихрем с радиусом rm , а топливо вытекает кольцевой струей с живым сечением
где φ – коэффициент живого сечения форсунки.
(4.28)
Теория центробежной форсунки разработана Г.Н.Абрамовичем.
Из рассмотрения условия равновесия кольцевого элемента в струе в теории доказывается, что осевая скорость wx остается по радиусу постоянной. Используя это условие можно также показать, что коэффициент расхода идеальной форсунки μ в уравнении объемного расхода является функцией φ и А.
Уравнение объемного расхода
(4.29)
, (4.30)
где A – геометрическая характеристика форсунки, n – число тангенциальных каналов (остальные обозначения указаны на рис.4.12.
Для нахождения зависимости между φ и A Г.Н Абрамович выдвигает гипотезу, что в форсунке устанавливается режим течения, требующий для данного расхода минимального напора. Действительно, расчеты показывают, что как при очень больших, так и при очень малых размерах воздушного вихря получаются малые значения μ. При большом rm (малом живом сечении струи) большой напор тратится на получение большого значения скорости wx. При малом rm большой напор тратится на создание большой скорости wφ.
Используя эту гипотезу, берем производную приравниванием её к нулю и находим:
(4.31)
Подставляя (4.31) в (4.29), получим окончательно
(4.32)
и (4.33)
Качество распыливания сильно зависит от толщины пелены топлива, вытекающего из форсунки, взятой по нормали к вектору скорости wт (рис 4.12).
(4.34)
Зависимость μ, φ, ε/rc и телесного угла струи 2α от геометрической характеристики форсунки А приведена на рис. 4.13.
Вытекающая из сопла форсунки пелена неустойчива к воздействию слабых возмущений (шероховатости стенок, турбулентных пульсаций в жидкости и т.д.). На пелене образуются продольные и поперечные волны, амплитуды которых быстро растут. С гребней волн срываются мельчайшие капли ,а затем и вся пелена распадается на рой капель различных диаметров. Теория распада жидкой струи была разработана Релеем (1878 г.).
Если капля продолжает двигаться по отношению к воздуху, то на её поверхности создается распределение давлений, которое деформирует, сплющивает каплю. При определенном соотношении параметров силы аэродинамического давления могут преодолеть силы поверхностного натяжения и произойдет дробление капли. Отношение указанных сил называют критерием дробления, или критерием Вебера
(4.35)
где d - диаметр капли, w – скорость капли по отношению к газу с плотностью ρг, σ - коэффициент поверхностного натяжения капли.
При значении D = 10,7 дробятся 10 - 20 % капель. При D≥14 достигается верхний предел дробления, когда все 100 % капель дробятся на множество более мелких капель. При движении капли относительно воздуха и ее деформации происходит одновременно ее торможение. Но при уменьшении w уменьшается D и если вначале движения величина D не достигла критического значения, то дробления капли не произойдёт, а её деформация уменьшится. Дробление капель приводит к сильному возрастанию их общей поверхности, что увеличивает скорость испарения топлива и образования свежей смеси.
После завершения процесса дробления в потоке воздуха образуется рой капель различных диаметров. Опытным путем (например, парафиновым методом) можно определить количество и массу капелъ Gi с размерами от 0 до 20 мкм, от 20 до 40 мкм и т.д. Оказывается, что мелких капель в потоке очень много, но их относительная масса gi = Gi/G∑ незначительна. По опытным данным строятся спектры распыливания топлива. На рис.4.16 в качестве примера показаны спектры распыливания для форсунки центробежного типа при давлениях распыливания Рф= 18 и 4 кг/см2 (≈ 1,8 и 0,4 МПа). Мелкость распыливания принято характеризовать средним медианным диаметром dМ, которому соответствует 50 % общей массы капель. Чем больше давление распыливания, тем больше начальная скорость капель относительно воздуха и тем меньше dМ. Для данных на рис.4.16 величина dМ будет иметь значения порядка 42 и 76 мкм, соответственно.
Рис.4.13. Зависимость параметров центробежной форсунки
от геометрической характеристики
Рис.4.14. Спектры распыливания топлива форсункой
Используя π -теорему теории подобия и считая, что влияние изменения критериев подобия мало по сравнению с другими факторами, можно прийти к выводу, что качество распыливания будет определяться двумя безразмерными комплексами π1 и π2. Излагаемый метод разработан М.С.Волынским.
, (4.36)
где - число Re, отнесенное к толщине пелены ε, и
отношение квадрата числа Re к критерию Вебера (полагая d ≈ ε), плотность и динамическая вязкость газа, соответственно.
Обработка опытных данных позволила, выяснить значение функции в уравнении (4.36) и предложить экспериментальную формулу
(4.37)
Приведенные выше теоретические и полуэмпирические зависимости позволяют провести приближенный расчет форсунки. Чем меньше вязкость топлива, тем ближе результаты расчёта к действительности. Секундный расход топлива и скорость воздуха в месте установки форсунки известны, значением среднего медианного диаметра задаются. Величина dм выбирается в зависимости от начальной температуры воздуха, испаряемости и других свойств топлива, расстояния от форсунки до зоны горения и может составлять от 30 ÷ 40 до 100 мкм.
В расчете должны быть определены основные геометрические размеры форсунки – rc, Rвх, rвх, n и потребный перепад давлений ∆pф . Задаваясь углом конуса распыливания 2α, который для камер сгорания ГТД, сообразуясь с углом переходного конуса 2β, выбирают в пределах 90 ÷ 110°, по графику рис. 4. 13 находят А , Если форсунка устанавливается по потоку, то среднюю начальную скорость на выходе из форсунки можно принять равной скорости wт.
Для форсунки, установленной против потока, скорость движения капли но отношению к воздуху равна геометрической разности векторов скорости истечения wт и скорости набегающего потока wв, где wт определяется из уравнения неразрывности
(4.38)
Для более простого случая, когда w = wт, подставляя формулу (4.38) в (4.37), получим:
(4.39)
Подставляя в последнее выражение найденное по рис.4.15 значение ε = rс· f(A), после преобразований получим трансцендентное уравнение:
(4.40)
где