Общие требования к топливу
Топливом называются горючие вещества, способные в процессе сгорания выделять тепловую энергию, которая может быть использована для совершения полезной работы.
К промышленному топливу предъявляются следующие основные требования:
- запасы в природе должны быть достаточными для экономически целесообразной добычи.
- Продукты сгорания могут быть использованы в качестве рабочего тела, то есть не должны вызывать коррозии агрегатов топливной системы, образовывать нерастворимых коксовых отложений нагара в камере сгорания и проточных частях газовой турбины.
- Топливо и продукты сгорания не должны быть токсичными.
- Возможность использования в качестве окислителя кислорода воздуха.
- Топливо не должно изменять физико-химических свойств при транспортировке и хранении (стабильность основных характеристик топлива).
- Топливо должно иметь высокую теплоту сгорания.
- Сохранять текучесть, хорошо распыливаться и легко испаряться, полностью сгорать при различных коэффициентах избытка воздуха.
Этим требованиям в наибольшей степени удовлетворяют вещества органического происхождения, имеющие в своей основе углерод и водород.
Все существующее в природе топливо классифицируется по агрегатному состоянию на жидкое, газообразное и твердое.
В качестве жидкого топлива используются продукты переработки нефти бензин, керосин, соляровое масло, мазут и другие.
В качестве газообразного топлива - природный газ различных месторождений, а также некоторые промышленные горючие газы.
Газотурбинные установки на твердом топливе широкого распространения не получили.
Одним из существенных достоинств газовых турбин является возможность их работы на различных видах топлива - газообразном или жидком. Газообразное топливо (природный газ, технологический газ - доменный, коксовый и др.) используют в местах получения и перекачки газа в стационарных ГТУ.
За рубежом на природном газе, являющемся идеальным топливом для ГТУ, работает около 20 % имеющихся установок. Однако в ГТУ, предназначенных для работы на газе, часто предусматривают возможность работы и на жидком топливе, являющимся в данном случае резервным.
В ГТУ можно использовать жидкое нефтяное топливо различного химического и фракционного состава - от бензина и керосина до тяжелых мазутов.
Основными агрегатами ГТУ, работа которых зависит от качества топлива, являются топливная система ,камера сгорания и газовая турбина. Сюда же следует отнести регенераторы, если они предусмотрены в схеме ГТУ.
Назначение топливной системы - хранение топлива и обеспечение подачи требуемого количества в камеру сгорания. При использовании топлива высокой вязкости, имеющего высокую температуру застывания, необходим его подогрев. Работа камер сгорания в значительной мере зависит от качества распыливания топлива форсунками. Обычно с увеличением вязкости топлива качество распиливания ухудшается. В этом случае при сгорании топлива наблюдается дымление, образование нагара на стенках камеры и на форсунке.
Авиационные и транспортные ГТД, предназначенные для работы на керосине, на более тяжелом топливе, например дизельном, или на мазуте могут работать только после модификации камеры сгорания. Опыт доводки камер сгорания на заводах показал, что попытки перевести высоконапряженные камеры сгорания на тяжёлое жидкое топливо (мазут) приводили к интенсивному образованию коксовых отложений из-за плохой испаряемости капель и, следовательно, к оседанию капель на стенках камеры сгорания. Для работы на тяжелом топливе проектируются специальные камеры сгорания, в которых обеспечивается достаточная испаряемость мазута, благодаря чему камера работает нормально. Коксовые отложения, оседающие на стенках камеры сгорания, очень опасны не только для камеры, но и для работы газовой турбины. Мелкие частички кокса, срывающиеся со стенок, уносятся газовым потоком в турбину и, ударяясь о поверхность проточных частей, приводят к их эрозии. Отложения вызывают также коррозию лопаток и других деталей турбины. Наиболее опасна ванадиевая коррозия, вызываемая соединениями ванадия при температурах выше 650°C.
Основные свойства топлив, влияющие на работу ГТД, приведены в таблице 2.
Таблица 2