Номенклатура потребительских свойств непродовольственных товаров
Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.
Номенклатура потребительских свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.
Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.
Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:
§ проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;
§ включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;
§ комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;
§ определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;
§ определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;
§ установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.
Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.
Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:
§ изучение товара;
§ разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;
§ определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.
Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.
Потребительские свойства I уровня | Потребительские свойства II уровня |
Функциональные | Совершенство выполнения основной функции |
Универсальность применения | |
Совершенство выполнения вспомогательных функций | |
Свойства надежности | Долговечность |
Безотказность | |
Сохраняемость | |
Ремонтопригодность | |
Эргономические свойства | Антропометрические |
Физиологические (гигиенические) | |
Психофизиологические | |
Психологические | |
Эстетические свойства | Информационная выразительность |
Рациональность формы | |
Целостность композиции | |
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида | |
Технологические свойства | Удобство использования |
Экологические свойства | Свойства, влияющие на атмосферу |
Свойства, влияющие на землю (почву) | |
Свойства, влияющие на живые организмы | |
Свойства, влияющие на гидросферу | |
Свойства безопасности | Механическая безопасность |
Химическая безопасность | |
Пожаробезопасность | |
Биологическая безопасность | |
Физиологическая безопасность | |
Акустическая безопасность | |
Вибрационная безопасность | |
Электромагнитная безопасность | |
Электрическая безопасность | |
Радиационная безопасность | |
Безопасность транспортных средств |
Классификация потребительских свойств непродовольственных товаров:
Потребность | Назначение | Свойства |
Функция | Социальное | Социальная направленность, соответствие оптимальному ассортименту, моральное старение |
В осуществлении конкретного функционального процесса | Функциональное (соответствие назначению) | Совершенство выполнения основной функции, универсальность использования, совершенствование выполнения вспомогательных операций |
В удобстве и комфорте потребления | Эргономическое (удобство пользования) | Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические |
В сохранении свойства изделия в течение определенного времени | Надежность эксплуатации | Безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость |
Эстетическая | Эстетическое | Информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного использования, стабильность товарного вида |
В сохранении окружающей среды | Экологическое | Содержание вредных веществ, выбрасываемых в окружающую среду в бытовых процессах, загрязнение среды средствами индивидуального транспорта и др. |
В безопасности эксплуатации товаров | Безопасность эксплуатации | Механическая безопасность, шумо- и вибробезопасность, термическая, электрическая, химическая, биологическая и др. |
Классификация потребительских товаров по каждой конкретной группе содержится в нормативных документах. Ее можно использовать при оценке и контроле качества товаров, управлении качеством, при проектировании продукции.
Ниже рассмотрены комплексные потребительские свойства непродовольственных товаров.
Свойства социального назначения включают социальный адрес и потребительский класс товара, соответствие товара оптимальному ассортименту, моральное старение (моральный износ).
Для характеристики социальной направленности и потребительского класса используют соответствие товара общественно необходимым потребностям, целесообразность его производства и реализации.
Соответствие товаров оптимального спроса оптимальному ассортименту должно сочетаться со структурой ассортимента изделий данного вида, группы и класса, отвечающих запросам потребителей, а также обновлением номенклатуры и ассортимента товаров.
Совершенство выполнения основной функции изделием выражается получением полезного эффекта и удовлетворением конкретной потребности при его использовании.
Совершенство выполнения вспомогательных операций существенно влияет на выполнение основной функции и может определяться затратами времени на их выполнение. К таким операциям можно отнести ремонт, обслуживание, доставку, установку и др.
Универсальность изделия — это его способность выполнять набор функций. Универсальность применения изделия характеризует диапазон условий и возможностей его использования по назначению, а также возможность выполнения ряда дополнительных функций.
Эргономические показатели (от греч. ergon — работа, nomos — закон) характеризуют удобство и гигиеничность (комфортность) потребления товара в системе «человек — товар — среда».
Удобство пользования — это комплексное свойство, определяющее способность товара функционировать с учетом особенностей строения и свойств организма человека. Оно состоит из групповых свойств:
Гигиенические показатели используются для характеристики соответствия товара гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с товаром.
Антропометрические показатели — используются для характеристики соответствия конструкции товара человеческому телу; форме тела и его отдельных частей, входящих в контакт с товаром; распределению веса человека.
Физиологические и психофизиологические показатели — используются для характеристики соответствия товара физиологическим особенностям человека, особенностям функционирования его органов чувств. Показатели отражают соответствие конструкции товара силовым, скоростным, зрительным физиологическим, слуховым, осязательным возможностям человека.
Психологические показатели — используются для характеристики соответствия товара психологическим особенностям человека — возможностям восприятия и переработки информации и др.
Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на: показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.
Информационная выразительность — это возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).
Рациональность формы — это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).
Целостность композиции — характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и т.п.). Она включает выяснение логики построения формы объекта в соответствии с его назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме объекта его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность); обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).
Совершенство производственного исполнения — характеризует его товарный вид и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.
Показатели безопасности используются для характеристики способности товара предотвращать травматизм (механический, электрический, огневой, химический), выделять вредные для человека и окружающей среды вещества (токсические, аллергические,
42. Соглашение о качестве товаров в договоре купли-продажи. Статья 469. Качество товара
1. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
3. При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
4. Если законом предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи может быть предусмотрена проверка качества товара (испытание, анализ, осмотр и т. п.). При этом продавец должен представить покупателю доказательства осуществления проверки качества товара.
Покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Передавая товар покупателю, продавец гарантирует ему, что в течение определенного срока товар будет отвечать требованиям, предъявляемым к его качеству. Такой срок называетсягарантийным. Гарантийные сроки могут быть установлены в самом договоре. Гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю.
43.Основные понятия, устанавливаемые Федеральным законом «О защите прав потребителей».Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже, устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях.
Основные понятия.
потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется,
существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории РФ.