Основные показатели надежности автомобиля
Показатели надежности оцениваются как средние значения в результате наблюдения за достаточно большим количеством однотипных автомобилей (в зависимости от требуемой точности).
Это объясняется, во-первых, тем, что зафиксированные в результате наблюдения за одним автомобилем отказ или неисправность могут быть случайными и не характерными событиями. Во-вторых, автомобили одной марки уже при сходе с заводского конвейера по своим техническим характеристикам хотя и незначительно, но все же отличаются друг от друга, что является результатом применяемых на заводе допусков на размеры деталей, а также на качество металла, используемого при их изготовлении. В дальнейшем отличия могут вносить ремонтные воздействия, которым подвергается автомобиль, а также длительность его, эксплуатации.
Наработка - это время эксплуатации автомобиля или его продолжительность, измеряется в километрах пробега (реже в часах или циклах) li.
Техническое состояние автомобиля и его элементов определяется количественными показателями конструктивных параметров: у1, у2, у3, …, уn.
Например, для двигателя это размеры деталей цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, для тормозов — толщина тормозных накладок, диаметров тормозных барабанов и зазоров между ними.
Аварийный ремонт Предупред- ительный ремонт |
Рисунок 1.3 Изменение состояния элемента в зависимости от значений параметров состояний
Ресурс - это наработка автомобиля до предельного состояния, обусловленного техническими условиями lр.
Тогда в интервале пробега 0 < li, < lр при ун < уi, < уп(зона работоспособности) изделие считается исправным и может выполнять свои функции.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль до состояния уi уп,то наступит отказ.
Рисунок 1.4 Свойства надежности автомобиля
Безотказность – это свойство автомобиля непрерывно сохранять свою работоспо-собность в течение определенного времени или некоторой наработки (в часах или километрах пробега).
Показатели безотказности восстанавливаемых изделий:
1 Среднее число отказов (mср) за пробег, приходящееся на одно изделие (автомобиль или его элемент):
,
где No — число наблюдаемых (испытываемых) изделий;
mi — число отказов каждого из наблюдаемых изделий за пробег L, км;
—суммарное число отказов всех No изделий за пробег L, км.
2 Средняя наработка на отказ Lср или среднее значение пробега автомобиля (его элемента) между отказами:
,
где Li — пробег автомобиля до отказа каждого из наблюдаемых (испытываемых) элементов.
3 Параметр потока отказов или средняя частота отказов статистически определяется как отношение числа отказавших изделий за единицу времени или пробега к общему числу испытываемых однотипных изделий No при условии, что отказавшие изделия заменяются новыми или восстанавливаются, т. е. число изделий за время испытания сохраняется одинаковым:
,
где — суммарное число отказов всех испытываемых изделий за пробег , км;
No — количество испытываемых однотипных изделий (автомобилей, агрегатов и т, д.);
Ремонтопригодность – это приспособленность автомобиля к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранения их путем проведения ТО и ремонта. Характеризуется оно временем простоя автомобиля при его ТО и ремонте, трудоемкостью этих работ, а также затратами на запасные части, материалы и оплату труда рабочих.
Показательремонтопригодности является среднее время восстановления изделия Тв:
,
где m — число отказов за установленный пробег;
— время, затраченное на восстановление отказов mi.
Долговечность – это свойство автомобиля сохранять работоспособность до предельного состояния с учетом перерывов для технического обслуживания и ремонта.
Предельным состоянием автомобиля называется такое состояние, когда дальнейшая его эксплуатация должна быть прекращена из-за неустранимого нарушения требований безопасности использования, невозможности поддержания безотказности, снижения эффективности эксплуатации ниже допустимого уровня, недопустимо больших затрат на восстановление работоспособности и других факторов, ведущих к резкому возрастанию себестоимости перевозок.
Сохраняемость – это свойство автомобиля непрерывно сохранять исправное и работоспособное состояние в течение хранения и транспортирования при последующей его эксплуатации.