Предмет, цели, задачи и история развития товароведения. Роль товароведения в таможенном деле
Товароведение как научная и учебная дисциплина возникло и формировалось в процессе развития товарного производства и обмена одних товаров на другие.
В истории развития товароведения выделяют три основных этапа:
- середина XVI-начало XVII века – товароведно-описательный – создаются руководства с описанием свойств и способов использования различных товаров;
- XVIII-начало XX века – товароведно-технологический – изучается влияние свойств сырья, материалов и технологий на качество товаров;
- начало ХХ века – настоящее время – товароведно-формирующий – разрабатываются научные основы формирования, оценки и управления потребительной стоимостью, качеством, ассортиментом товаров
Основоположником отечественного товароведения считают профессора М.Я. Киттары, который определил предмет и содержание дисциплины, разработал классификацию и описал свойства товаров. Профессора П.П. Петров и Я.Я. Никитинский уточнили содержание товароведения и показали его связь с технологией производства, с/х и экономическими науками. Профессор Ф.В. Церевитинов внес большой вклад в развитие товароведения пищевых продуктов.
Происхождение термина «товароведение» специалисты также связывают с двумя основными словами: «товар» и «ведение».
Товароведение– наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости и факторах обеспечения этих характеристик. Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров. Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.
Задачи товароведения.
-четкое определение основополагающих характеристик, составляющих потребительную стоимость;
- установление принципов и методов товароведения, обусловливающих его научные основы;
- систематизация множества товаров путем рационального применения методов классификации и кодирования;
-изучение свойств и показателей ассортимента товаров для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации;
-определение номенклатуры потребительских свойств и показателей товаров;
-оценка качества товаров, в том числе импортных;
- определение количественных характеристик единичных экземпляров товаров и товарных партий;
-обеспечение качества и количества товаров на разных этапах их технологического цикла путем учета формирующих и регулирования сохраняющих факторов;
- выявление градаций качества и дефектов товаров, причин их возникновения и мер по предупреждению реализации некачественных товаров;
- установление видов товарных потерь, причин их возникновения и разработки мер по их предупреждению или снижению;
-информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя;
- товароведная характеристика конкретных товаров.
Роль товароведения в таможенном деле.Главным принципом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.
Вступление России в ВТО приведет к еще большему росту международной торговли и расширению ассортимента ввозимых товаров. В связи с этим актуальными являются задачи защиты потребительского рынка от ввоза опасной и вредной продукции, выявления фальсифицированных и контрафактных товаров. В этих условиях возрастает роль товароведения в работе таможенных служб.
Товар, пересекающий таможенную границу РФ, является объектом таможенного оформления и таможенного контроля. В ходе таможенного контроля может назначаться таможенная экспертиза с целью установления страны происхождения, сырьевого состава, способа изготовления, стоимости и др. Специалист с товароведными знаниями во многом может способствовать обеспечению эффективного противодействия нарушениям таможенных правил и преступлениям в таможенной сфере. Таможенная экспертиза, кроме того, является одним из барьеров защиты потребительского рынка страны от импорта недоброкачественных, вредных и опасных товаров.
2. Понятие продукции и товара. Понятие «товара» в таможенном деле.
В настоящее время нет однозначного определения вышеуказанных понятий. В Федеральном законе «О техническом регулировании» термин «продукция» означает результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. В соответствии с этим определением к продукции можно отнести только объекты в материальной форме. Международный стандарт определяет продукцию как результат процесса, деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. Причем, продукция может быть материальной (сырье, перерабатываемые материалы, оборудование и т.д.) и нематериальной (услуги, информация, продукция интеллектуального труда – программные средства).
Товароведение изучает материальную продукцию, которой присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (т. е. должна быть кому-то нужна).___Продукция становится товаром, когда она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности). Таким образом, товар – материальная продукция, предназначенная для купли-продажи. Понятия «продукция» и «товар» различаются тем, что продукт становится товаром, будучи предложенным рынку. Товар - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Есть различие в определении термина «товар» – в товароведении и таможенной практике.___В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст.11) товары – любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых в международных перевозках.__То есть товары по определению в ТК РФ – это имущество. В соответствии со ст.128 Гражданского кодекса РФ в понятие имущества входят вещи (в том числе деньги и ценные бумаги) и не входят такие объекты гражданских прав, как действие (работа и услуги), информация и нематериальные блага. Эти последние объекты не могут, очевидно, рассматриваться как товары.
3.Принципы и методы товароведения, их использование в таможенной практике.
Принципамитовароведения являются: безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация. Безопасность– основополагающий принцип, который заключается в недопустимости риска нанесения товаром или услугой ущерба жизни или здоровью людей; имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу; окружающей среде; жизни или здоровью животных и растений. Эффективность– принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.
Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара быть использованным вместо другого товара в целях удовлетворения одних и тех же потребностей.
Систематизация– принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. Систематизация – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Принцип систематизации положен в основу методов товароведения – таких как идентификация, классификация, кодирование. Методы товароведения подразделяются на эмпирические, или экспериментальные и аналитические.
Эмпирические методы в зависимости от используемых технических средств измерения подразделяются на:
- измерительные – физические, физико-химические, химические, биологические, осуществляются с помощью технических средств измерения.
- органолептические – методы определения показателей качества с помощью органов чувств.
Аналитические (мысленные) методы – это анализ, прогнозирование, программирование, планирование, систематизация, идентификация (метод отождествления, установления совпадения одного объекта с другим), классификация. Например, идентификация (товаров) – деятельность по установлению соответствия конкретного товара образцу, его описанию требованиям нормативных, технических, а также товаросопроводительных документов и/или группе однородных товаров. Проведение идентификационной таможенной экспертизы позволяет выявлять фальсифицированную и контрафактную продукцию. Классификация товаров, или подразделение множества на подмножества по определенным признакам, является неотъемлемой частью товароведной характеристики любого товара, а также ответственной процедурой при таможенном оформлении.