К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9 и 10
ТЕМА: «Методы кислотно-основного титрования. Метод нейтрализации».
Заполните таблицу:
Характеристика метода | Метод нейтрализации | |
алкалиметрия | ацидиметрия | |
Рабочий раствор метода. | ||
Главная реакция метода | ||
Исходное вещество | ||
Реакция, лежащая в основе определения поправочного коэффициента рабочего раствора | ||
Индикаторы (и изменения в точке эквивалентности) | ||
Способы титрования | ||
Лекарственные средства, определяемые методом нейтрализации |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
ТЕМА: «Методы кислотно-основного титрования. Метод нейтрализации».
РАБОТА № 1: Приготовление стандартного раствора – натрия тетрабората
ЗАДАНИЕ: а) Рассчитать массу навески натрия тетрабората, необходимую для приготовления 200 мл раствора с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л. М м натрия тетрабората равна 381,4г/моль.
Дано: | Решение: |
Найти: | Ответ: |
На ручных весах отвесить рассчитанную навеску натрия тетрабората с точностью до 0,01 г и поместить ее на чистое часовое стекло.
б) Определить титр, молярную концентрацию эквивалента и поправочный коэффициент приготовленного раствора натрия тетрабората, если масса навески оказалась равна …………г
.
Масса стекла с веществом | |
Масса пустого стекла | |
Масса навески |
ТЕХНИКА ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Приготовить чистую мерную колбу на 200 мл, сполоснуть ее водой очищенной. Подойти с ней к аналитическим весам. Провести взвешивание навески натрия тетрабората на аналитических весах. Взять навеску, количественно перенести через воронку в мерную колбу и добавить примерно 100 мл горячей воды очищенной. Когда навеска растворится, охладить колбу под струей холодной воды. Довести объем водой очищенной до метки. Последние капли добавить глазной пипеткой. Колбу закрыть пробкой и перемешать раствор 15-20 раз.
Дано: | Решение: |
Найти: | Ответ: |
РАБОТА № 2: Стандартизация рабочего раствора кислоты хлороводородной
ЗАДАНИЕ: Определить титр, молярную концентрацию эквивалента и поправочный коэффициент ~ 0,1 моль/л раствора кислоты хлороводородной, если на титрование 10 мл приготовленного раствора натрия тетрабората ушло в среднем ……мл раствора кислоты хлороводородной с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л. Поправочный коэффициент ~ 0,1 моль/л раствора натрия тетрабората равен ………(из работы № 1). М м НСl = 36,46 г/моль.
ПОРЯДОК ТИТРОВАНИЯ: От раствора натрия тетрабората в колбе для титрования к раствору кислоты хлороводородной в бюретке.
МЕТОДИКА: В колбу для титрования переносят 10 мл раствора натрия тетрабората пипеткой, предварительно промытой водой очищенной и приготовленным раствором буры. Прибавляют 1-2 капли индикатора – раствора метилового оранжевого (раствор окрашивается в желтый цвет) и титруют из бюретки раствором хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л до появления бледно-розового окрашивания. Титрование проводят 2-3 раза, до поучения сходящегося результата.
№ п/п | Объем раствора натрия тетрабората | Объем раствора кислоты хлороводородной |
1. | 10 мл | |
2. | 10 мл |
V ~ 0,1 моль/л НСl ср.=
Дано: | Решение: |
Анализ данных: | |
Найти: | Метод количественного определения - ……………………. ………………………………………………………………… Способ титрования - ………………………………………... |
Продолжение решения:
В основе метода лежит уравнение реакции:
Ответ:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
ТЕМА: «Методы кислотно-основного титрования. Метод нейтрализации».
РАБОТА № 3: Стандартизация рабочего раствора гидроксида натрия
ЗАДАНИЕ: Определить титр, молярную концентрацию эквивалента и поправочный коэффициент ~ 0,1 моль/л раствора гидроксида натрия, если на титрование 10 мл раствора гидроксида натрия ушло в среднем ……..мл раствора кислоты хлороводородной с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л. Поправочный коэффициент ~ 0,1 моль/л раствора кислоты хлороводородной равен …… (из работы № 2).
М м NаОН = 40,0 г/моль.
ПОРЯДОК ТИТРОВАНИЯ: От раствора гидроксида натрия в колбе для титрования к раствору кислоты хлороводородной в бюретке.
МЕТОДИКА: В колбу для титрования переносят 10 мл раствора гидроксида натрия пипеткой, предварительно промытой водой очищенной и исследуемым раствором щелочи. Прибавляют 1-2 капли индикатора – раствора метилового оранжевого (раствор окрашивается в желтый цвет) и титруют из бюретки раствором хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л до появления бледно-розового окрашивания. Титрование проводят 2-3 раза, до получения сходящегося результата
.
№ п/п | Объем раствора гидроксида натрия | Объем раствора кислоты хлороводородной |
1. | 10 мл | |
2. | 10 мл |
V ~ 0,1 моль/л НСl ср.=
Дано: | Решение: |
Анализ данных: | |
Найти: | Метод количественного определения - ……………………. ………………………………………………………………… Способ титрования - ………………………………………... |
Продолжение решения:
В основе метода лежит уравнение реакции:
Ответ:
РАБОТА № 4: Определение массовой доли хлороводородной кислоты в фарм.препарате.
ЗАДАНИЕ: Определить массовую долю хлороводородной кислоты в фарм.препарате, если для приготовления 1 л разведения было взято 10 мл исследуемого раствора кислоты, а на титрование 10 мл приготовленного разведения ушло в среднем …..мл раствора гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л и поправочным коэффициентом равным…….(из работы № 3). М м НСl = 36,46 г/моль, ρ НСl = 1,038 г/мл.
ПОРЯДОК ТИТРОВАНИЯ: От раствора хлороводородной кислоты в колбе для титрования к раствору гидроксида натрия в бюретке.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ: В колбу для титрования пипеткой переносят 10 мл приготовленного разведения кислоты хлороводородной (10:1000). Добавляют 1-2 капли индикатора – раствора метилового оранжевого (раствор окрашивается в розовый цвет) и титруют раствором гидроксида натрия с молярной концентрацией эквивалента ~ 0,1 моль/л до появления оранжево-желтого окрашивания. Титрование проводят 2-3 раза, до получения сходящегося результата
.
№ п/п | Объем раствора кислоты хлороводородной | Объем раствора гидроксида натрия |
1. | 10 мл | |
2. | 10 мл |
V ~ 0,1 моль/л NаОН ср.=
Дано: | Решение: |
Анализ данных: | |
Найти: | Метод количественного определения - ……………………. ………………………………………………………………… Способ титрования - ………………………………………... |
Продолжение решения:
В основе метода лежит уравнение реакции:
Ответ:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ