Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч)

Цель: развивать представления о механизме реакции органических соединений, формировать умения осуществлять элементный анализ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о механизме органических реакции.

2. Типы реакций и реагентов в органической химии.

3. Стабильность промежуточных частиц, образующихся в ходе реакций.

4. Влияние растворителя на протекание органических реакций.

5. Факторы, влияющие на протекание химических реакций.

Материалы и примеры для самостоятельного изучения

Задача 10.1.Определите способ разрыва связи в следующих уравнениях:

Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч) - student2.ru

Задача 10.2. Среди приведенных частиц укажите радикальные, электрофильные и нуклеофильные реагенты:

Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч) - student2.ru

Задача 10.3. Какие частицы образуются при гомолитическом и гетеролитическом распаде связей С—Н и С—С в молекуле этана? Назо­вите их.

Задача 10.4. Какие частицы образуются при гомолитическом и гетеролитическом распаде связей С—Н и С—С в молекулах пропана и изобутана? Назовите их.

Задача 10.5. К какому типу относят следующие реакции:

Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч) - student2.ru

Задача 10.6.В каких реакциях (присоединение, замещение, элиминирование, изо­меризация) молярная масса субстрата: а) увеличивается; б) уменьша­ется; в) не изменяется; г) увеличивается или уменьшается в зависи­мости от реагента? Приведите примеры.

Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч) - student2.ru Лабораторная работа № 2. «Качественный элементный анализ органического соединения»

Цель: научиться экспериментально доказывать качественный состав органических соединений обосновывать данные эксперимента.

Формируемые умения:

· осуществлять пробу на обугливание

· осуществлять пробу Либиха на присутствие углерода и водорода

· осуществлять пробу на присутствие азота

· осуществлять пробу на присутствие серы

· осуществлять пробу на присутствие галогена методом Бельштейна и Степанова

· осуществлять перемешивание в пробирки жидких веществ

· осуществлять взятие из склянки необходимого объема жидкого

· нагревать стеклянную посуду с веществом

· осуществлять монтаж посуды в лабораторный штатив

· собирать прибор для получения газа и проверять его на герметичность

· работать под тягой

· работать и металлическим натрием.

Методика

При выполнении элементного анализа органическое соеди­нение разлагают таким образом, чтобы исследуемые элементы перешли в состав неорганических веществ. При этом углерод пе­реходит в оксид углерода (IV), водород — в воду, азот — в циа­нид-ион, аммиак или молекулярный азот, сера — в сульфид. Даль­нейшее определение элемента проводят обычными методами аналитической химии.

Проба на обугливание

Операция Уравнения реакций, рисунок
На листочке фильтровальной бумаги (целлюлозе) при по­мощи стеклянной палочки делают надпись 1%-ным раствором серной кислоты. После высыхания такая надпись будет невидна. После нагревания бумаги над электрической плиткой надпись, сделанная серной кислотой, проявляется в виде черных обугленных полос.    

Наши рекомендации