Лабораторно-практическое занятие № 10. «Типы реакций и реагентов в органической химии» (2ч)
Цель: развивать представления о механизме реакции органических соединений, формировать умения осуществлять элементный анализ
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о механизме органических реакции.
2. Типы реакций и реагентов в органической химии.
3. Стабильность промежуточных частиц, образующихся в ходе реакций.
4. Влияние растворителя на протекание органических реакций.
5. Факторы, влияющие на протекание химических реакций.
Материалы и примеры для самостоятельного изучения
Задача 10.1.Определите способ разрыва связи в следующих уравнениях:
Задача 10.2. Среди приведенных частиц укажите радикальные, электрофильные и нуклеофильные реагенты:
Задача 10.3. Какие частицы образуются при гомолитическом и гетеролитическом распаде связей С—Н и С—С в молекуле этана? Назовите их.
Задача 10.4. Какие частицы образуются при гомолитическом и гетеролитическом распаде связей С—Н и С—С в молекулах пропана и изобутана? Назовите их.
Задача 10.5. К какому типу относят следующие реакции:
Задача 10.6.В каких реакциях (присоединение, замещение, элиминирование, изомеризация) молярная масса субстрата: а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется; г) увеличивается или уменьшается в зависимости от реагента? Приведите примеры.
Лабораторная работа № 2. «Качественный элементный анализ органического соединения»
Цель: научиться экспериментально доказывать качественный состав органических соединений обосновывать данные эксперимента.
Формируемые умения:
· осуществлять пробу на обугливание
· осуществлять пробу Либиха на присутствие углерода и водорода
· осуществлять пробу на присутствие азота
· осуществлять пробу на присутствие серы
· осуществлять пробу на присутствие галогена методом Бельштейна и Степанова
· осуществлять перемешивание в пробирки жидких веществ
· осуществлять взятие из склянки необходимого объема жидкого
· нагревать стеклянную посуду с веществом
· осуществлять монтаж посуды в лабораторный штатив
· собирать прибор для получения газа и проверять его на герметичность
· работать под тягой
· работать и металлическим натрием.
Методика
При выполнении элементного анализа органическое соединение разлагают таким образом, чтобы исследуемые элементы перешли в состав неорганических веществ. При этом углерод переходит в оксид углерода (IV), водород — в воду, азот — в цианид-ион, аммиак или молекулярный азот, сера — в сульфид. Дальнейшее определение элемента проводят обычными методами аналитической химии.
Проба на обугливание
Операция | Уравнения реакций, рисунок |
На листочке фильтровальной бумаги (целлюлозе) при помощи стеклянной палочки делают надпись 1%-ным раствором серной кислоты. После высыхания такая надпись будет невидна. После нагревания бумаги над электрической плиткой надпись, сделанная серной кислотой, проявляется в виде черных обугленных полос. |